Муфта – устройство, предназначенное для соединения концов валов или для соединения валов с расположенными на них деталями. Основное назначение: передача вращающего момента без изменения его модуля и направления.
Функции, выполняемые муфтами: предохранение механизма от перегрузок, компенсирование несоосности валов, разъединение или соединение валов во время работы и др.
В зависимости от конструкции муфты различаются по функциональному назначению и принципу действу. Различают следующие виды муфт: механические, гидравлические, электрические и др. Широко применяемые муфты стандартизованы. Основная паспортная характеристика муфты — значение вращающего момента, на передачу которого она рассчитана. Ниже рассматриваются только наиболее распространенные в машиностроении механические муфты. По характеру соединения валов муфты подразделяют на неуправляемые (постоянные), управляемые и самоуправляемые (автоматические). Муфта глухая образует жесткое и неподвижное соединение валов. Они не компенсируют ошибки изготовления и монтажа, требуют точной центровки валов. Применяются обычно глухие муфты для тихоходных валов. Втулочная муфта – самая простая из глухих муфт, состоит из соединительной втулки со штифтами (рис. 7.1, а) или шпонками (рис. 7.1, б). Основное их достоинство – простота конструкции. Применяют их при относительно небольших нагрузках на валах диаметрами до 60…70 мм.
а) б)
Рuс. 7.1. Втулочные муфты со: а – штифтами; б – шпонками Муфта фланцевая – наиболее распространенная (рис. 7.2), состоит из двух полумуфт 2, соединенных болтами 1. Болты ставят через один: с зазором (вариант I) и без зазора под развертку (вариант II). Центрирование полумуфт в этом случае осуществляют болтами, установленными без зазора, которые рассчитывают на срез. Установка болтов без зазора позволяет получить муфты меньших габаритов и поэтому более распространена. Рис. 7.2. Фланцевая муфтa Фланцевые муфты применяют для соединения валов диаметром до 200 мм и более. Достоинствами таких муфт являются простота конструкции и сравнительно небольшие габариты. Жесткая компенсирующая муфта. За счет подвижности деталей такие муфты компенсируют радиальные, угловые и осевые смещения валов, вызванные неточностями их изготовления, монтажа и упругими деформациями. Это позволяет уменьшить нагрузки на валы и подшипники. Недостаток жестких компенсирующих муфт – отсутствие упругодемпфирующих элементов, смягчающих толчки и удары. Наибольшее распространение получили кулачково-дисковая и зубчатая. Кулачково-дисковая муфта (рис. 7.3) состоит из двух полумуфт 1 и 3, соединенных промежуточным диском 2. При работе диск перемещается по пазам полyмуфт, и тем самым компенсируются несоосность соединяемых валов (радиальные смещения – до 0,04d, угловые – до 30'). Скольжение выступов в пазах сопровождается их износом. Интенсивность износа возрастает с увеличением несоосности и частоты вращения. Для уменьшения износа поверхности трения муфты периодически смазывают и не допускают на них больших напряжений смятия. Рис. 7.3. Кулачково-дисковая муфтa Из условия износостойкости кулачково-дисковых мyфт рассчитывают давление на боковых поверхностях выступов и пазов: где Тр – расчетный вращающий момент; h – рабочая высота выступа; D, d – соответственно наружный и внутренний диаметры; [p] – допускаемое давление: при термически необработанных, хорошо смазываемых поверхностях или при закаленных поверхностях трения [p] = 15…30 МПа. Детали кулачково-дисковых муфт изготовляют из сталей Ст5 (поковка) или 25Л (литье). Для тяжелонагруженных муфт применяют легированные стали типа 15Х, 20Х с цементацией рабочих поверхностей. Зубчатая муфта (рис. 7.4, а) состоит из двух полумуфт 1 и 3 с наружными зубьями эвольвентного профиля и разъемной обоймы 2 с внутренними зубьями. Передача вращающего момента осуществляется большим числом одновременно работающих зубьев, что обеспечивает высокую нагрузочную способность и малые габариты муфты. Рuс. 7.4. Зубчатая муфта Для компенсации смещений деталей предусматривают торцевой зазор δ. Для ослабления вредного влияния кромочного контакта применяют зубья бочкообразной формы (рис. 7.4, б), а соединение выполнено с увеличенными зазорами. Зубчатые муфты допускают угловое смещение валов (рис. 7.4, в) Δα max = 1,5°, радиальное Δr = 0,2…0,6 мм, осевое (на рисунке не показано) – 1…8 мм. Детали зубчатых муфт изготовляют из углеродистых сталей типа 45, 40Х, 45Л коваными или литыми. Для повышения износостойкости зубья полумуфт подвергают термической обработке до твердости не ниже 40НRC, а зубья обойм – не ниже 35HRC.
Упругие компенсирующие муфты применяются не только для компенсации смещения валов, но и для снижения динамичности нагрузок и амортизации колебаний, возникающих при работе передач машин.
Муфта упругая втулочно-пальцевая (рис. 7.5) состоит из двух полумуфт 1, соединенных пальцами 2, на которые для смягчения ударов надеты гофрированные резиновые втулки. Такие муфты в силу простоты конструкции получили широкое применение в приводах от электродвигателей для валов диаметрами 9…160 мм при вращающих моментах 6,3…16000 Нм. Рuс. 7.5. Упругая втулочно-пальцевая муфтa Толщина резиновых втулок невелика, и поэтому амортизирующая способность муфты незначительна. Они допускают радиальное смещение валов до 0,6 мм, продольное – до 5 мм, угловое – до 1°. Для ограничения износа среднее контактное давление пальца на втулку находят по формуле: где z = 6 – число пальцев; Dm – диаметр окружности расположения осей пальцев; dп – диаметр пальцев; l – длина упругого элемента; [p] ≈ 2 МПа – допускаемое давление для резиновых втулок. Муфта со змеевидными пружинами (рис. 7.6) состоит из двух полyмуфт 1 с зубьями специальной формы, между которыми свободно расположены секции змеевидной пружины 3 прямоугольного сечения. Кожух 2, состоящий из двух половин, служит резервуаром для пластичного смазочного материала и предохраняет пружину от выпадения. Рuс. 7.6. Муфтa со змеевидными пружинами Муфта используется для передачи больших вращающих моментов, обладает хорошими эксплуатационными качествами, имеет небольшие габариты, но сравнительно дорогостоящая. В зависимости от размеров муфты могут компенсировать радиальные смещения валов 0,5…3 мм, осевые – 4…20 мм и угловые до 1°15'. Материалы полумуфт – сталь 45, стальное литье 45Л; пружин – пружинные стали 65Г, 60С2. Расчет муфты предусматривает проверку прочности пружины при изгибе методами сопротивления материалов.
Управляемые (сцепные) муфты
Позволяют соединять и разъединять валы без остановки двигателя. По конструкции управляемые муфты можно разделить на кулачковые, зубчатые, основанные на зацеплении, и фрикционные, основанные на трении. Кулачковые и зубчатые муфты имеют весьма небольшие габариты и массу, не допускают проскальзывания. Однако их включение на ходу сопровождается ударами. Фрикционные муфты позволяют плавно соединять ведущий и ведомые валы под нагрузкой при любой скорости их вращения, предохраняют механизмы от внезапных перегрузок. Управляемые муфты требуют точной соосности соединяемых вaлов. Кулачковая муфта (рис. 7.7) состоит из двух полумуфт 1 и 2, имеющих на сцепляемых торцах выступы – кулачки. При включении муфты кулачки одной полумуфты входят во впадины другой, создавая жесткое соединение. Рис. 7.7. Кулачковая муфтa Включение кулачковой муфты во избежание ударов производят при остановленном двигателе или с малыми скоростями (до 1 м/с). Полумуфты чаще всего располагают на одном валу, что обеспечивает хорошую их соосность. При выключенной муфте зубчатое колесо свободно вращается на подшипнике скольжения 3. Если муфта включена, вращающий момент от зубчатого колеса передается через кулачки и шлицы на вал. Для устранения ударов и шума при включении муфты применяют специальные соединительные устройства – синхронизаторы. Кулачковые муфты изготовляют из сталей 20, 15Х, 20Х с последующей цементацией или сталей 40Х, 30ХН с последующей объемной закалкой. Размеры муфт принимают конструктивно, а затем выполняют проверочный расчет кулачков на износостойкость и прочность. Фрикционные сцепные муфты передают вращающий момент между полумуфтами за счет сил трения на рабочих поверхностях (рис. 7.8).
- , (7.3)
- Самоуправляемые автоматические муфты выполняют автоматически одну из следующих функций: ограничение передаваемой нагрузки – предохранительные муфты; передачу нагрузки (момента) только в одном направлении – муфта обгона; включение и выключение при заданной скорости – центробежные муфты.
Рuс. 7.8. Фрикционные муфты: а – однодисковая; б – многодисковая; в – конусная В начальный период касания полумуфт происходит относительное проскальзывание их рабочих поверхностей (смазанных или сухих), и тем самым обеспечивается плавность включения муфты. При установившемся движении проскальзывание не происходит, а при перегрузке муфта пробуксовывает, что предохраняет машину от поломок. Фрикционные муфты должны обладать надежностью сцепления, высокой износостойкостью и теплостойкостью контактирующих поверхностей. Материал трущихся деталей (накладок) выбирается в зависимости от среднего контактного напряжения (давления): где Fa – осевая сила; Т – вращающий момент; k = 1,3…1,5 – коэффициент запаса сцепления; Dm – средний диаметр контакта; f – коэффициент сцепления (трения покоя); z – число пар поверхностей трения; А = πDmb – площадь поверхности трения; b – ширина поверхности трения; [p] – допускаемое контактное напряжение. По формуле (7.3) может быть рассчитан вращающий момент, который может передавать фрикционная муфта. Для увеличения передаваемого вращающего момента можно увеличить число пар поверхностей трения. Многодисковые фрикционные муфты имеют небольшие габариты и не требуют большого усилия для их включения. Предохранительную муфту срабатывают, когда вращающий момент превышает некоторую установленную величину. При достижении вращающим моментом предельной величины под действием осевых усилий, обусловленных формой впадин полумуфты, шарики смещаются в осевом направлении (преодолевая сопротивление пружины) и размыкают муфту с последующим прощелкиванием.
Муфта обгона (мyфты свободного хода) предназначены для передачи вращающего момента только в одном направлении.
Наибольшее распространение получили фрикционные обгонные мyфты, передающие вращающий момент за счет заклинивания между полумуфтами промежуточных тел (в основном роликов).
Такие муфты бесшумны, компактны, могут работать при высокой частоте вращения. Их изготовляют для вaлов диаметром 10…90 мм и передачи момента до 750…800 Нм.
Обгонные роликовые муфты (рис. 7.9) применяют в приводах агрегатов двигателя самолета (например, в приводах стартер-генераторов) и в приводах несущих винтов вертолетов; при отказе одного двигателя движение винта не тормозится, так как обгонная муфта позволяет зубчатым колесам вращаться. При отказе обоих двигателей обгонные муфты не препятствуют вращению несущего винта в режиме авторотации. Рис. 7.9. Обгонная муфтa Пусковую (центробежную) муфту используют для плавного пуска приводов грузоподъемных машин конвейеров и т.п. Они позволяют электродвигателю легко разогнаться и по достижении им определенной скорости начать плавный разгон рабочего органа. Одновременно пусковые мyфты выполняют и предохранительные функции. Распространены колодочные и дисковые центробежные фрикционные муфты. Центробежную муфту устанавливают на вал электродвигателя. При наличии ременной передачи от электродвигателя к рабочему органу наружную ведомую часть муфты конструируют в виде шкива.
Источник: https://techliter.ru/mufty_klassifikacija_vidy_naznachenie
Муфты силовых кабелей: виды, марки, конструкция, применение (соединительные, концевые)
Для оконцевания кабелей, а также для соединения строительных длин кабелей применяются соответственно концевые и соединительные муфты. Разновидностью соединительных муфт можно считать ответвительные муфты, которые применяются для соединения и ответвления силовых кабелей напряжением до 1 кВ.
Конструкции муфт очень разнообразны и определяются типом силовых кабелей и их изоляции, значением рабочего напряжения, условиями установки и размещения муфт и т. п.
Для изоляции муфт кабелей с бумажной изоляцией применяются пропитанные рулоны кабельной бумаги. Такая изоляция накладывается вручную на месте монтажа, что усложняет процесс монтажа. Кроме того, пониженная электрическая прочность бумажной подмотки приводит к увеличению габаритов муфт.
Рис. 10. Элементы конструкции соединительной свинцовой муфты марки СС для кабелей 6-10 кВ с бумажной изоляцией
Для соединения трехжильных кабелей с бумажной пропитанной изоляцией в общей оболочке на напряжение 6 и 10 кВ широкое распространение получили соединительные свинцовые муфты типа марки СС (см. рис. 10).
Соединительные муфты для кабелей на напряжение 1 кВ имеют корпус из чугуна. Соединительные муфты для кабелей на напряжение 20 и 35 кВ имеют латунный корпус, который при прокладке в земле помещается в общий чугунный, стальной кожух или кожух из стеклопластика. Металлический корпус муфт заливается маслоканифольным компаундом или заливочной смесью.
Конструкция и монтаж кабельных муфт значительно упрощаются при использовании для их монтажа предварительно изготовленных деталей. Для этих целей используются, например, эпоксидные компаунды.
Изоляция, изготовленная из эпоксидных компаундов, обладает достаточной механической прочностью, хорошей адгезией к металлу и различным материалам.
Кроме того, эпоксидные компаунды обладают способность затвердевать при температуре окружающей среды или при незначительном подогреве.
Для кабелей с бумажной изоляцией применяются, в частности, эпоксидные соединительные муфты марки СЭФ (см. рис. 11), эпоксидные концевые муфты внутренней установки марки КВЭл (см. рис. 12) и наружной установки марки КНЭ (см. рис. 13).
Рис. 11. Вид и элементы конструкции соединительной эпоксидной муфты марки СЭФ для кабелей 6-10 кВ с бумажной изоляци-ей Рис. 12. Вид и элементы конструкции эпоксидной концевой муфты внутренней установки марки КВЭл для кабелей 6-10 кВ с бумажной изоляцией Рис. 13. Вид и элементы конструкции эпоксидной концевой муфты наружной установки марки КНЭ для кабелей 1, 6 и 10 кВс бумажной изоляцией.
Недостатком литой эпоксидной изоляции является ее сравнительно невысокая электрическая прочность по сравнению с бумажной пропитанной изоляцией. Однако применение совершенных методов литья, обеспечивающих достаточно однородный состав отливки, позволяет использовать эпоксидные компаунды в качестве изоляции для муфт кабелей напряжением до 35 кВ включительно.
В настоящее время в электроэнергетике России для силовых кабелей низких и средних классов напряжения все более широкое распространение получают термоусаживаемые кабельные муфты, которые имеют существенные преимущества по сравнению с муфтами на основе заливочных компаундов и изоляционных обмоточных материалов. Применение технологии монтажа концевых и соединительных муфт на базе конструктивных элементов термоусаживающихся сшитых полимеров (полиэтилена, поливинилхлорида), обладающих способностью к значительной усадке при их нагревании, позволяет обеспечить полную герметизацию кабелей и хорошие изоляционные свойства муфт, а также значительно сократить время монтажа муфт. Широкий диапазон термоусаживаемости конструктивных деталей и элементов муфт позволяет значительно унифицировать типоразмеры муфт и использовать один типоразмер для нескольких типов кабелей и сечений их жил.
Рис. 14. Термоусаживаемые концевые муфты внутренней и наружной установки фирмы “Райхем” для кабелей 6, 10, 20 и 35 кВ.для кабелей 6–35 кВ для соединения кабелей 6–35 кВ с бумажной изоляцией с бумажной и с пластмассовой изоляцией
В начале 90-х годов на российский рынок были предложены термоусаживаемые кабельные муфты фирмы “Райхем”, которая является одной из ведущих фирм по производству термоусаживаемой кабельной арматуры. Эти муфты могут использоваться как для кабелей с бумажной изоляцией, так и для кабелей с пластмассовой изоляцией (см. рис. 14 и 15).
Рис. 15. Термоусаживаемые соединительные муфты фирмы “Райхем” Рис. 16. Термоусаживаемая соединительная муфта фирмы “Термо-фит” для одножильных кабелей 10 кВ марки 10СТпОМ. Рис. 17. Термоусаживаемая переходная соединительная муфта фирмы “Термофит” для соединения трехжильных кабелей с бумажной изоляцией и трех одножильных кабелей с пластмассовой изоляцией на напряжение 10 кВ марки 10СТпП.
Из отечественных производителей и поставщиков термоусаживаемой кабельной арматуры можно выделить фирмы ЗАО «Термофит», ОАО “Михневский завод электроизделий”, ЗАО “Подольский завод электромонтажных изделий” и ряд других фирм (см. рис. 16–18).
Рис. 18. Термоусаживаемые муфты фирмы “Подольский заводэлектромонтажных изделий”
Необходимо отметить, что термоусаживаемые кабельные муфты отечественных фирм, не уступая по основным характеристикам и удобству монтажа муфтам фирмы “Райхем”, имеют значительное преимущество в цене, которая существенно ниже, чем у зарубежных аналогов.
Широкое внедрение термоусаживаемой кабельной арматуры новой технологии при сооружении, реконструкции и ремонте кабельных линий будет способствовать повышению надежности работы и технологичности монтажа кабельных линий, сокращению времени монтажа, повышению экологической безопасности для персонала и окружающей среды.
Источник: https://pue8.ru/kabelnye-linii/129-kabelnaya-armatura-dlya-silovyh-kabeley-nizkih-i-srednih-klassov-napryazheniya.html
Преимущества и недостатки соединительной муфты американки для труб, особенности использования
Содержание:
На сегодняшний день самым обширно применяемым фитингом для соединения различных участков трубопровода при строительных и ремонтных работах является муфта. В результате применения разъемной резьбовой соединительной муфты и небольших заготовленных участков трубопровода можно получить магистраль большой протяженности.
Поэтому соединительные муфты для трубопроводов нашли свое применение практически в каждой системе. Наиболее популярной стала модификация, придуманная в Соединенных Штатах. В простонародье она называется американкой. Рассмотрим причины такой популярности этой модели разъемного соединительного фитинга.
Особенности американки для труб
Назначением резьбовых муфт является соединение участков трубопровода. Использование только труб в системах водоснабжения и отопления не позволит создать эффективную систему. Конечно многие из них можно изгибать и даже соединять с другими, отличными по размерам участками, но здесь можно столкнуться с усложнениями в работе, влияющими на качество и скорость монтажных работ.
Повсеместно принято производить сборку трубопроводов с использованием фитингов. Муфта в роли фитинга успешно справляется с самой распространенной задачей по соединению труб между собой и созданием не только прямых, но и угловых соединений.
Наиболее частое распространение получили резьбовые муфты из-за того, что собирая воедино трубопроводную сеть, они оставляют возможность легко ее модифицировать. Если участок трубопровода требуется демонтировать или улучшить, достаточно просто развинтить муфтовое соединение.
Резьбовые соединения не лишены недостатков.
К ним можно отнести:
- Сложность герметизации
- Необходимость нарезки ответной резьбы на конце соединяемой трубы
- Немаленький вес
- Потребность во вращении труб при монтаже
Основной проблемой стандартных резьбовых соединений является сама конструкция. Чтобы такое соединение разобрать, резьбу нужно развинтить. Для этого необходимо либо вращать саму трубу, либо фитинг.
Соединение трубопроводов американка было придумано как раз для того, чтобы эти недостатки избежать, предоставляя удобную в работе деталь для сантехников. «Как используется американка для полипропиленовых труб – виды и особенности соединений».
Муфта американка соединительная для труб является универсальным образцом в сантехнике. В отличие от стандартной резьбовой муфты, ее конструкция разборная и состоит не менее чем из трех частей.
Две из них являются ответными торцами с нарезанной внутренней или внешней резьбой. Третья это накидная гайка, предназначенная для соединения первых двух частей между собой.
Несмотря на длинное описание, конструкция достаточно лаконична. Разъемная система позволяет соединять штуцеры и торцы труб, не вращая сами детали. Для соединения частей фитинга достаточно закрутить накидную гайку до упора.
Для улучшения герметизации соединения используют специальные прокладки, расположенные на внутренних торцах частей муфты.
Достоинства и недостатки соединительной муфты
Рассмотрим какие несомненные достоинства имеет соединение трубное американка.
Основные:
- герметичность соединения высока;
- простота при монтаже и демонтаже изделия;
- возможность использовать для любых типов труб;
- разнообразие моделей в разной ценовой категории;
- использование соединения для труб американка позволяет создавать угловые соединения, переходы, а также подключать трубопроводную арматуру;
- широко распространена на строительном рынке;
- хорошее соотношение цены и качества изделия.
Традиционными плюсами муфты американки является ее герметичность и удобство монтажа. Как было отмечено, стандартная резьбовая соединительная муфта этими достоинствами не обладает. Американка же, напротив позволяет избежать сложностей при монтаже трубных изделий в единую сеть.
Минусом муфты американки по сравнению с резьбовой стандартной муфтой является ее стоимость. Именно она может оказать влияние на выбор типа используемой муфты. Справедливости ради нужно отметить, что компрессионные фитинги также обладают более высокой ценой.
Характеристики соединительных изделий
В соответствии с типом труб, предназначенных для монтажных работ систем трубопроводов, происходит подбор фитингов.
Подбор происходит сразу по нескольким характеристикам. Только тогда можно обеспечить надежное соединение трубных изделий. Это вполне закономерно.
Одной из важных характеристик является материал, из которого произведены трубы. Так например стальные фитинги для металлических труб не принято использовать в трубопроводе из полипропиленовых труб. Поскольку характеристики полипропилена сильно отличаются от стали, то и ответный фитинг тоже должен быть изготовлен из полипропилена. Это в равной степени относится и к металлической продукции.
Американки изготавливаются из того же материала, что и трубы. Американка для металлических труб производится из:
Американка на пластиковую трубу может быть произведена из
- полипропилена;
- другого полимера.
Наиболее известный способ соединения стальных трубопроводов в единую сеть это применение стальной разъемной муфты. Сталь имеет хорошие начальные прочностные характеристики, она функциональная и относительно дешевая. Практически единственным минусом является ее подверженность коррозионному влиянию. Если бы не этот недостаток, сталь была бы вне конкуренции.
На практике дело обстоит следующим образом. Изделия из необработанной стали через несколько лет показывают первые признаки разрушения. Сталь с защитным покрытием из цинка может продержаться около десятка лет. Нержавеющая сталь прослужит в два раза дольше, но не избавит от проблем.
Под воздействием времени и агрессивных факторов стальной фитинг начинает покрываться ржавчиной или закисать. Его остается только заменить на новый и утилизировать.
Это объясняет желание потребителей вместо стальных фитингов приобретать аналогичные модели из латуни. Основными компонентами этого сплава являются медь и цинк. Имея характеристики, близкие к характеристикам стали, она не подвержена негативному воздействию влаги и времени. Срок службы латунных фитингов составляет более 50 лет.
Самой дорогой системой трубопроводов являются системы, выполненные из меди. Медные фитинги, как и сами трубы отличаются высокой ценой. Это объясняется высокими характеристиками меди по сравнению с латунью и сталью. Уступает она им только по прочности.
Фитинги и переходники из полимеров
Полипропиленовые трубы все чаще используются при монтаже и замене систем водоснабжения в гражданском строительстве.
Зачастую замена одной системы на другую происходит поэтапно. Это объясняется нехваткой времени или финансов на полную замену труб в здании. В связи с этим часто возникает вопрос каким образом соединить между собой ветки системы из разных по свойствам материалов, например, стальные и полипропиленовые трубы.
Полипропилен, как полимер не взывает ответной реакции у стали. Несмотря на это полипропиленовый фитинг просто вкрутить в стальную трубу не получиться. Попытка сварить эти материалы тоже ни к чему не приведет.
Но решить эту задачу возможно, используя такую разновидность американок, как переходник.
Этот переходник представляет собой фитинг комбинированного вида, предназначенный специально для соединения труб из разных материалов. Одна сторона такой разъемной муфты — штуцер из стали с нарезанной на нем резьбой, другая участок из полипропилена.
При сборке соединения, накидная гайка накручивается на штуцер и уплотняет прокладку, находящуюся внутри, в результате чего обеспечивается герметичность стыка.
При установке американки для металлопластиковых труб потребуется специальный инструмент в виде внутреннего ключа.
Не имеет значения, какого типа резьба нарезана на трубе. Под любой тип можно подобрать свою американку.
Источник: https://trubaspec.com/soedinenie-trub/preimushchestva-i-nedostatki-soedinitelnoy-mufty-amerikanki-dlya-trub-osobennosti-ispolzovaniya.html
Концевая кабельная муфта (термоусаживаемая) — область применения, характеристики
Для оконцевания силовых кабелей нет более надежного приспособления, чем концевая муфта, устанавливающаяся способом термоусаживания и имеющего продолжительный срок службы. Такая технология позволяет добиться сохранения всех механических свойств кабеля и муфты, отличается высокой степенью герметизации соединения. статью: → Кабельная соединительная муфта.
Концевая муфта модели 4КВНтп-о-70/120 отличается высоким качеством создаваемого соединения кабеля
Виды концевых муфт
Муфты концевые по способу монтажа разделяются на два основных типа:
Стоимость устройств зависит от множества параметров, среди которых выделяются как наиболее важные:
- материал изготовления;
- сложность конструкции;
- тип подлежащего оконцовыванию кабеля;
- тип изоляции кабеля;
- рабочее напряжение.
Описание концевых муфт различных производителей с ориентировочными ценами представлено в таблице.
Тип | Производитель | Характеристики | Примернаястоимость, руб. |
3КВТп-10-25/50 | ZKabel | Сечение жил кабеля 25-50 мм
|
700 |
КВТТП-4Х(16-25)-1 | ЕвроЭлектрика | Количество жил4
|
1000 |
1 ПКВТ-10 (150-240) | ЗЭТА | Напряжение кабеля до 10кВ
|
1500 |
Муфта концевая 3КВТп-10-25/50 производства ZKabel предназначена для кабелей с напряжением до 10 кВ
Применение муфты
Муфты внутренней и наружной установки изготавливаются в соответствии с требованиями актуальных стандартов, например ГОСТ 137981.0-86 и других действующих нормативных документов в области строительства и электротехники.
Использование устройств возможно не только снаружи ,но и внутри помещений, причем независимо от степени влажности. Муфты отлично выполняют свою функцию в температурном интервале от -50 до 50°С.
Конструктивной особенностью устройства можно назвать наличие термоусаживаемой перчатки — изнутри нанесен термоплавкий клеевой состав, нескольких трубок для термоусадки, предназначенных для изолирования манжет системы и жил кабелей.
Для максимального разглаживания внутренней поверхности используется мастика белого цвета. В процессе термоусаживания трубок и перчаток мастика размягчается, при этом убирая из системы излишки воздуха. статью: → «Кабельные муфты: назначение, виды, классификация».
Благодаря использованию мастики концевые устройства приобретают требуемую по условиям эксплуатации защиту от влаги и других неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Преимущества использования
Применение муфт концевых позволяет добиться следующих преимуществ, главными из которых можно назвать следующие:
- повышенная степень герметизации жил кабелей;
- высокая стойкость к различным механическим воздействиям;
- устойчивость к влиянию пониженных и повышенных температур;
- химическая инертность по отношению к агрессивным соединениям;
- трекингоустойчивость;
- требуемая по эксплуатационным условиям степень электроизоляционных свойств;
- безопасность для окружающей среды;
- универсальность использования;
- продолжительны (от 30 лет) срок службы муфтового соединения;
- простота монтажа и отсутствие необходимости в обязательном уходе.
Конструкция концевых муфт
Большинство моделей концевых муфт подобны заглушкам в форме колпачка. Кроме своего непосредственного предназначения, устройства применяются для разделки многожильных проводников. С использованием муфт часто разделяются трехжильные кабели.
Конструктивно концевые изделия состоят из следующих элементов:
- наконечника, оснащенного срывающимися болтами, либо предназначенными для опрессовки;
- термоусаживаемой трекингостойкой трубки, обеспечивающей изоляцию;
- изоляторов для термоусадки;
- термоусаживаемой манжеты, выполняющей экранирующую функцию;
- пластины, выравнивающей электрическое поле;
- герметика в виде ленты;
- заземляющего провода;
- наконечника.
Концевое термоусаживаемое устройство в разобранном виде состоит из нескольких элементов
По своей конструкции концевые муфты также разделяются на:
Первый тип используется для прокладки проводников с рабочим напряжение, достигающим 20-25 кВ. Такие кабели, как правило, покрыты бумажным изоляционным слоем, а каждая отдельная жила заключена в металлическую оболочку.
Муфты многофазные предназначены для проводников с множеством жил.
Конструкция концевой муфты кабельной под термоусадку состоит из нескольких деталей
Критерии выбора
В связи с тем, что в свободной продаже имеется множество концевых муфт различного типа, изделие следует подбирать, руководствуюсь следующими критериями:
- количество жил в проводнике;
- тип изоляции кабеля (ПВХ, сшитый ПЭ, бумажная с масляной пропиткой);
- наибольшее рабочее напряжение кабеля;
- сечение токопроводящих элементов проводника;
- особенностей конструкции кабеля — наличия или отсутствия брони, типа применяемого экранирования;
- условий эксплуатации муфтового соединения (монтаж в грунте или на открытом воздухе, внутри или снаружи помещений).
Совет №1: В некоторых случаях можно сделать выбор в пользу муфт заливных или холодной усадки, предпочтя им термоусаживаемые устройства. Изделия такого типа легко монтируются, но стоимость их значительно выше.
Технология монтажа
Монтажные работы должны выполняться только персоналом, прошедшим специальные обучающие курсы. .
Для выполнения монтажных работ чаще всего применяется комбинированный способ, заключающийся в соединении заземляющего провода с оболочками кабельной изоляции с помощью пружин со стабильным уровнем давления, а затем — соединение с бронирующими лентами. В последнем случае выполняется спайка соединяемых элементов.
В большинстве случаев в комплекте поставки муфт имеются все необходимые для выполнения оконоцовывания кабеля элементы и расходные материалы. Они, как правило, уложены в отдельную гофрированную коробку либо полиэтиленовый мешок.
Перед началом работ следует правильно организовать рабочее место:
- разложить требующийся инструмент и приспособления в непосредственной близости;
- заранее подготовить кабель к разделке;
- проверить совпадение сечения проводников комплекту термоусаживаемой муфты.
Для качественного монтажа осуществляется нагревание подвергающихся термоусаживанию элементов до температуры 120-140°С. Нагретая деталь подлежит сжатию в радиальном направлении до непосредственного соприкосновения с поверхностью оболочки кабеля.
Прогрев выполняется с использованием паяльной лампы или газовой горелки, работающей на пропан-бутановой смеси.
Пламя горелки следует делать «мягким», медленно перемещая в продольном направлении, обеспечивая тем самым равномерный прогрев усаживаемого элемента.
Перед выполнением нагрева муфты пламя от газовой горелки следует направить в сторону для проверки работы устройства
Совет №2: Сопло паяльной лампы либо горелки следует направлять под углом в 45° относительно оси элемента, держать на удалении 150-200 от подвергаемой нагреву поверхности.
Усаживающиеся элементы должны максимально плотно прилегать к деталям кабеля, не иметь складок или морщин. Из-под кромок герметизирующих деталей после усаживания должны проступить излишки клея.
В процессе монтажа следует руководствоваться общими монтажными правилами, существующими для кабелей с пластиковым либо бумажным изолирующим слоем до 35 кВ.
Ввод в эксплуатации муфты следует производить после ее остывания как минимум до 30-35°С и проведения приемочной проверки:
- целостности жил;
- испытания высоким напряжением;
- правильности выполнения фазировки линии.
Монтаж кабельной концевой муфты необходимо выполнять в соответствии с принятыми нормами
Часто задаваемые вопросы
Вопрос №1: Допускается ли выполнение работ по термоусадке с перерывом?
Нет, термоусаживание следует выполнять непрерывно до полного его завершения. Это связано с неравномерностью прогрева поверхностей, в результате чего может получиться недостаточно надежное соединение.
Вопрос №2: Для чего рекомендуется выполнение ступенчатой разделки кабеля и как ее правильно выполнить?
Ступенчатая разделка производится для повышения качества выполнения работ. Заключается процесс в поочередном снятии защитной оболочки кабеля и изоляции жил на определенной площади.
Распространенные ошибки
- Часто встречающейся ошибкой, свидетельствующей об отсутствии опыта выполнения работ по термоусадке, является установка муфты на кабеле с влажной изоляцией.
- Нередко в процессе монтажа не соблюдается такое важное правило, как мероприятия, не допускающие проникновения внутрь соединения пыли, грязи или влаги. Руки, инструмент, все использующиеся приборы и приспособления должны быть чистыми, место работ защищено от запыления.
Источник: https://electric-tolk.ru/koncevaya-kabelnaya-mufta-termousazhivaemaya/
Муфты, разновидности и классификация
- Муфты — это устройства, которые предназначены для объединения валов с другими деталями оборудования или между собой, передающие крутящий момент и задействующие в работу другую часть оборудования, механизма, непосредственно связанного с присоединяемым валом.
- Муфты не предусматривают изменения скорости, они только осуществляют кинематическую связь.
- Размеры муфт рассчитываются в зависимости от крутящего момента, величина котрого при работе существенно меняется, характер нагрузки учитывается с коэффициентов режима работы kр,Расчетный момент (Мр) вычисляется по формуле:
- Мр=kp*M
- Коэффициент (кр) вычисляется по специалным таблицам, колеблется от 1,25 (ленточный транспортер) до 4 (подъемный кран, элеватор)
- По конструкции и характеру работы их подразделяют на три большие группы:
1. Постоянные соединительные муфты, их задача — соединение валов на весь период работы механизма или станка.
Жесткие (глухие) муфты — не допускают зазоров и люфтов, для ее выбора следует знать все размеры, необходимые для монтажа, диаметр вала и т.п.
Втулочные муфты — обладают простой конструкцией, используются при строгой соосности соединяемых валов и без перекосов, однако сложны в монтаже и демонтаже.
Компенсирующие муфты — разрешают небольшую несоосность и ее, соответственно, компенсируют. Несоосность может возникнуть, например, из-за неточности монтажа, повышения температуры и т.п.
Упругие муфты амортизируют удары и соответственно допускают смещение и перекос осей.
Пружинные муфты, разновидность упругих, упругим элементом служат пружины различной жесткости.Пружинные постоянной жесткости обладают небольшой демпфирующей способностью, деформация зависит от нагрузки.
Пружинные муфты переменной жесткости составляются из тонких стальных пластин, одним концом защемленных в ведущей полумуфте, другим — свободно входящих в клиновой паз обода.
Фланцевые муфты — их половинки соединяют винтами, которые входят в отверстия с небольшим зазором. Момент с одного вала на другой передается трением между торцевыми плоскостями полумуфт. При передаче больших моментов для уменьшения диаметров муфты 2-3 винта входят в отверстие без зазора, тогда момент передается непосредственно через эти винты.
Мембранные муфты — компенсируют перекос осей в 2-3 градуса
Цепная муфта складывается из двух звездочек (с одинаковым числом зубьев), которые охвачены одной цепью и кожухом.
Компенсирующие упругие муфты имеют в своей конструкции две полумуфты и упругие эластичные элементы, при помощи которых передается момент вращения. Упругий элемент выполнен из стали (в виде пружин) или из неметаллических элементов — резины, пластмассы.
Различают муфты постоянной жесткости с линейной зависимостью и переменной жесткости, с нелинейной зависимостью.
2. Сцепные (управляемые муфты)Сцепные муфты соединяются / разъединяются в процессе работы, то есть позволяют включать и выключать привод без остановки двигателя. К ним относятся кулачковые, фрикицонные, зубчатые сцепные, некоторые виды электромагнитных, пневматические, много разновидностей муфт с внешним автоматическим управлением.
Наиболее широко применяются зубчатые сцепные муфты, в том числе и с электромагнитным управлением.
Фрикционные муфты способствуют плавному сцеплению ведомого вала с другим валом — ведущим, вращающимся , при внезапных перегрузках они пробуксовывают, сохраняя механизм от поломки, данный тип муфт используется при частых включениях. Работают в сухой среде, а также в масле.
Они могут быть: -конусные- чувствительны к переходам валов, применяются при небольших моментах, -колодочные и с разжимными кольцами имеют большие габариты, используются редко , -дисковые,
-с зажимными кольцами и т.п.
Дисковые (ламельные) муфты являются наиболее распространенными, их габариты несколько меньше, момент можно настроить и повысить увеличением числа дисков без изменения их диаметра.
Сцепная кулачковая муфта применяется когда при небольших габаритных размерах требуется передавать относительно большие вращающие моменты, но включения происходят достаточно редко. В них не происходит относительного проскальзывания полумуфт, это обеспечивает стабильность передаточного отношения.
Недостатки кулачковых муфт — невозможность включить на быстром ходу, удары при сцеплении муфты, снижается долговечность при больших нагрузках на кулачки и шпонки.
3. Предохранительные (и другие самоуправляемые муфты) выключают привод при повышении нагрузки К ним относятся штифтовые — при превышении момента штифт ломается, шариковые, кулачковые, фрикционные, центробежные, свободного хода и т.п.
- Кулачковая предохранительная муфта сходна с цепной кулчаковой, но постоянно замкнута, так же как и предохранительные фрикционные сходны с фрикционными сцепными, но так же постоянно замкнуты.
- Отличие кулачковых муфт сцепления и предохранительных в том, что подвижная на оси полумуфта поджимается к неподвижной пружине, а рабочие грани кулачков имеют большой угол наклона, они тверже и быстрее изнашиваются.
- Особенность работы шариковых муфт — при одинаковом моменте, в процессе выхода шариков из зацепления, отталкивающая сила, которая сжимает пружину, возрастает.
Предохранительные фрикционные муфты используют при кратковременных перегрузках ударного характера. по конструкции они похожи на сцепные, отличие в том, что здесь встраиваются пружины которые постоянно сжимают трущиеся детали муфты, и при срабатывании данных муфт происходит износ трущихся поверхностей деталей.
Обгонные муфты (муфты свободного хода) могут передавать момент лишь в одном направлении. При изменении направления ведущей части ведомая часть вращаться уже не будет.
Комбинированные муфты — объединяют в себе свойства компенсирующих и предохранительных муфт. Комбинировать можно любую компенсирующую или упругую муфту с любой предохранительной муфтой.
Суть заключается в следующем, на валу одного узла жестко закрепляют одну часть компенсирующей муфты, на валу другого узла соответственно помещуют другую часть муфты и еще всю предохранительную муфту, ОДну часть предохранительной муфты закрепляют на валу, другую часть предохранительной и компенсирующей муфты соединяют между собой, но на вал сажают свободно, по ходовой посадке.
Источник: https://www.servomh.ru/stati/mufty-raznovidnosti-i-klassifikaciya