Гарантирующий поставщик электроэнергии

Электроэнергия — товар первой необходимости, поэтому гарантирующий поставщик должен быть оплотом надежности энергоснабжения: и требования к таким компаниям, и контроль их деятельности должны быть на высшем уровне.

Гарантирующий поставщик электроэнергии

ХМРСК

Для российской электроэнергетики 2013 год стал переломным — впервые сетевые компании, расположенные на территориях ценовых зон оптового рынка, получили статус гарантирующего поставщика электроэнергии (ГП).

Этот статус дает не только право приобретать электроэнергию на оптовом и продавать на розничном рынке, но и обязывает заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся лицом. Такой статус сетевые компании получили потому, что предыдущие ГП не смогли рассчитаться по долгам с генерирующими компаниями.

Число регионов России, где сетевые компании стали гарантирующими поставщиками электроэнергии, достигло восьми и будет расти.

Розничный рынок электроэнергии в России сформировался в результате реформы электроэнергетики, проведенной РАО «ЕЭС России» в рамках концепции «5+5» с 2003 по 2011 год.

Главными целями реформы было повышение эффективности предприятий электроэнергетики и создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.

Повышение эффективности предполагалось достичь в том числе за счет разделения отрасли на естественно-монопольные (в основном передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные (производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности.

Объем розничного рынка электроэнергии в России оценивается более чем в 2 трлн руб. в год, а число гарантирующих поставщиков на нем — порядка 400.

Причем на 80 крупнейших ГП приходится свыше 2/3 выручки и, соответственно, задолженности перед поставщиками оптового рынка электроэнергии. Именно эта задолженность и стала причиной лишения ряда организаций статуса ГП и передачи его сетевым компаниям.

Энергосбытовая функция является логическим продолжением сетевой функции, поскольку распределение и сбыт электроэнергии происходят одномоментно. На сегодняшний день модель розничного рынка электроэнергии, существующая в России, имеет отличия от моделей в других странах.

Например, в США и большинстве европейских стран роль гарантирующего поставщика выполняют распределительные компании — «поставщики стандартного предложения».

Электрическая энергия является товаром первой необходимости для граждан и для организаций, поэтому гарантирующий поставщик должен быть оплотом надежности энергоснабжения, основой энергетической безопасности региона. Значит, и требования к таким компаниям, исполняющим государственную функцию, и контроль их деятельности должны быть на высшем уровне.

В процессе реформирования энергетики Российской Федерации, в целях контроля за финансовой дисциплиной гарантирующих поставщиков электроэнергии, которые не имеют материальных активов, изначально был предусмотрен механизм лишения недобросовестных организаций такого статуса. При этом до настоящего времени, ввиду длительности нормативно установленной процедуры присвоения статуса ГП другой организации, данная мера не работала, что позволило собственникам таких организаций долгое время избегать ответственности за злоупотребления.

В 2011 году на заседании правительственной комиссии по развитию электроэнергетики, состоявшейся на Саяно-Шушенской ГЭС, президент России Владимир Путин отметил многочисленные финансовые нарушения в сфере оборота электрической энергии, допущенные собственниками и руководством отдельных энергосбытовых компаний. В начале 2013 года, после того как российское правительство внесло изменения в «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии», этот механизм заработал, и с 1 февраля четыре дочерние компании МРСК осущест­вили прием статуса гарантирующего поставщика в шести субъектах России, а с 1 марта — еще по двум территориям. Полученные в процессе приема функ­ций ГП по указанным регионам положительные результаты доказывают компетентность сетевых организаций в вопросах работы с потребителями электроэнергии и высокий уровень ответственности. По сравнению со сбытовыми компаниями МРСК имеют серьезное преимущество — наличие материальных активов и финансовых ресурсов, которыми сетевые компании могут отвечать по своим обязательствам. Лишнее тому подтверждение — обеспечение 100-процентного уровня расчетов на оптовом рынке электроэнергии по всем регионам, где произошел «подхват» функций ГП.

Гарантирующий поставщик не является представителем конкурентной среды, он не вправе выбирать клиентов и не вправе устанавливать цены на электроэнергию. Ровно такие же принципы работы были у сетевых организаций.

Гарантирующий поставщик — де-факто монополист на розничном рынке электроэнергии, а сетевые компании — естественные монополисты на рынке услуг по передаче электроэнергии.

Содержать же две монополии на одном рынке потребителю не под силу: у каждой компании свой руководитель, бухгалтерия, кадровая и юридическая службы, штат инспекторов и контролеров, автопарк. Причем юристы обеих компаний заняты тем, что судятся друг с другом. Все, что раньше делал один человек, теперь делают двое.

Поэтому электроэнергия обходится потребителям все дороже. Но при этом деньги не доходят до производителей этой самой электроэнергии. Причина — хозяева недобросовестных ГП распоряжаются деньгами потребителей, мягко говоря, нецелевым образом.

Предполагалось, что конкуренция среди гарантирующих поставщиков будет проявляться на регулярных конкурсах — победителем признают того, кто предложит лучшие условия обслуживания потребителей по самой низкой цене. Однако до настоящего времени не было проведено ни единого конкурса.

Так что сокращать издержки незачем — альтернативы этому поставщику на территории не было.

Также «традиционные» ГП не заинтересованы в снижении уровня коммерческих потерь электроэнергии — все похищенные и неоплаченные киловатт-часы сети обязаны приобрести у поставщика. Расплачиваться за это в конечном счете приходится всем потребителям.

В перспективе необходимо исключить дублирование одних и тех же функций на розничном рынке — это даст реальную экономию для потребителей.

Сети, являясь технологической основой электроэнергетики, способны обеспечить не только надежность и бесперебойность энергоснабжения, но и качество обслуживания потребителей по разумной цене, в том числе за счет синергического эффекта от совмещения сетевой деятельности и функций гарантирующего поставщика.

Все возможности и компетенции для исполнения функций ГП у сетевых компаний есть, и состоявшийся «подхват» функций ГП в восьми регионах — очевидное тому подтверждение.

Источник: https://www.rbc.ru/newspaper/2013/04/03/56c1b0279a7947406ea09dd6

Статус гарантирующего поставщика. Что он дает потребителю?

Гарантирующий поставщик электроэнергии

Каждая энергосбытовая компания, имеющая статус гарантирующего поставщика, с гордостью пишет об этом на своем официальном сайте. Каждая энергосбытовая организация, с не меньшей гордостью говорит, что она не является гарантирующим поставщиком. Так хорошо это или плохо — иметь договорные отношения с гарантирующим поставщиком?

Статус гарантирующего поставщика предполагает, что в своей зоне деятельности ГП обязан заключить договор с любым обратившимся.

Сделано это для того, чтобы каждый потребитель электроэнергии не взирая на свой объем потребления, платежную дисциплину и любые другие факторы, мог гарантировано обеспечить себя электроэнергией.
Потребитель находится в зоне деятельности только одного гарантирующего поставщика.

Гарантирующий поставщик не может осуществлять электроснабжение потребителей вне зоны своей деятельности в данном статусе (вне зоны деятельности ГП может работать только как энергосбытовая организация).

В каждом субъекте федерации есть гарантирующий поставщик первого уровня — это организация, зона деятельности которой находится в границах региона «за минусом» потребителей всех остальных ГП и ЭСО — субъектов оптового рынка электроэнергии.

Заключая договор с гарантирующим поставщиком потребитель получает полностью стандартизированные условия обслуживания — электроснабжение по одной из шести ценовых категорий, фиксированный график платежей, регулируемую РЭКом сбытовую надбавку гарантирующего поставщика.

Остальные ГП в регионе (если они есть) — гарантирующие поставщики второго уровня. Их зона деятельности определяется по сетям сетевых организаций (как правило бывших горэлектросетей).

Имеет ли организация статус гарантирующего поставщика можно узнать из реестра гарантирующих поставщиков, опубликованного на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы.

Заключение договора с гарантирующим поставщиком для потребителя — это электроснабжение «по умолчанию». Если потребитель находит более выгодные для себя условия — он переходит на электроснабжение к энергосбытовой организации.

В случае, если с ЭСО «что-то пошло не так», потребитель всегда может вернуться назад к гарантирующему поставщику. 
Для потребителей с потреблением электроэнергии менее 7 млн.

кВтч в год в действующих условиях рынка электроэнергетики гарантирующий поставщик фактически является единственной возможностью обеспечивать собственное электроснабжение. Переходить на электроснабжение к ЭСО им не выгодно — слишком большой срок окупаемости затрат на создание АИИС КУЭ.

Кроме того, в подавляющем большинстве случаев потребители с низкой платежной дисциплиной, бюджетники, население также являются клиентами гарантирующего поставщика.

Гарантирующий поставщик выполняет социальную функцию и минимизация затрат на электроснабжение потребителей для него не является приоритетной.

Узнать плюсы и минусы электроснабжения через гарантирующего поставщика в сравнении с энергосбытовой организацией можно здесь.

Источник: http://energo.blog/2017/06/status_gp/

Субъекты и договорная конструкция розничных рынков

В рамках розничных рынков электрической энергии реализуется электроэнергия, приобретенная на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка.

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Основные положения).

Субъектами розничных рынков являются:

  • потребители;
  • исполнители коммунальной услуги;
  • гарантирующие поставщики;
  • энергосбытовые, энергоснабжающие организации;
  • производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках;
  • сетевые организации
  • субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках (системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).

Гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношениях по купле-продаже электрической энергии (мощности) на розничных рынках могут выступать как продавцами электрической энергии, так и покупателями.

Производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках в случаях приобретения ими электрической энергии (мощности) для собственных производственных нужд выступают как потребители.

Сетевые организации оказывают услуги по передаче электрической энергии, осуществляют технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям, а также приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии, выступая как потребители.

Сетевые организации

Сетевые организации оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (электрических сетей), а также осуществляют технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

К территориальным сетевым организациям относятся сетевые организации, которые владеют используемыми для предоставления услуг по передаче электрической энергии объектами электросетевого хозяйства, не входящими в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети. В состав единой национальной (общероссийской) электрической сети, как правило, включены объекты напряжением свыше 220 кВ и все линии, пересекающие государственную границу РФ.

Читайте также:  Ремонт электроприборов своими руками - экспертный урок

Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

Потребителями услуг по передаче электрической энергии на розничных рынках являются лица, владеющие энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенными (в том числе опосредованно) к электрическим сетям, организации, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики, заключившие договор об оказании услуг по передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, а также плата за технологическое присоединение к сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети и к сетям территориальных сетевых организаций подлежат государственному регулированию.

Сетевые организации обязаны приобретать электрическую энергию в целях компенсации потерь в электрических сетях, при этом в первую очередь территориальными сетевыми организациями приобретается электрическая энергия, произведенная на квалифицированных генерирующих объектах, подключенных к их сетям и функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа.

Правила деятельности гарантирующих поставщиков

Продажу электроэнергии конечным потребителям осуществляют гарантирующие поставщики (далее — ГП), энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, а также производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках.

Гарантирующий поставщик обязан заключить с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом, находящимся в зоне его деятельности, договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

Наличие ГП в конструкции розничного рынка гарантирует, что конечный потребитель не окажется в ситуации, когда с ним отказались заключать договор все сбытовые организации.

Договоры, заключаемые ГП с потребителями, носят публичный характер, их условия, включая порядок ценообразования, регламентируется Правительством Российской Федерации.

Перечень гарантирующих поставщиков опубликован на сайте ФАС России.

Гарантирующий поставщик действует в рамках определенной зоны деятельности. За пределами своей зоны деятельности он может выступать как энергосбытовая организация. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков не пересекаются.

Гарантирующий поставщик продает на розничном рынке электрическую энергию (мощность), приобретенную им на оптовом рынке с использованием группы (групп) точек поставки, соответствующей его зоне деятельности, а также на розничных рынках у энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций и производителей электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Энергосбытовые (энергоснабжающие) организации в отличие от гарантирующих поставщиков, свободны в выборе покупателя (потребителя), с которым они готовы заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

  1. Смена гарантирующего поставщика
  2. Замена гарантирующего поставщика осуществляется решением уполномоченного федерального органа или решением уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в случае наступления следующих обстоятельств:
  3. исключение ГП из реестра субъектов оптового рынка и (или) прекращение поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке в группе (группах) точек поставки, соответствующей зоне деятельности ГП;
  4. отказ ГП от исполнения функций ГП;
  5. решение о ликвидации организации, имеющей статус ГП;
  6. принятие арбитражным судом решения о банкротстве ГП;
  7. реорганизация юридического лица, имеющего статус ГП, в форме разделения и/или выделения;
  8. неисполнение либо ненадлежащее исполнение ГП обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, которые привели к образованию задолженности перед сетевой организацией.

Уполномоченный федеральный орган присваивает статус гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации и принимает решение о проведении конкурса в отношении соответствующей зоны деятельности гарантирующего поставщика. Срок осуществления территориальной сетевой организацией функций гарантирующего поставщика не может быть более 12 месяцев со дня присвоения ей статуса гарантирующего поставщика.

Конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика проводится уполномоченным федеральным органом при участии конкурсной комиссии.

В состав конкурсной комиссии включаются не менее чем по 2 представителя уполномоченного федерального органа, федерального антимонопольного органа, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается зона деятельности заменяемого гарантирующего поставщика.

Положение о конкурсной комиссии и ее состав утверждаются уполномоченным федеральным органом и публикуются на официальном сайте уполномоченного федерального органа в сети «Интернет».

Уполномоченный федеральный орган не позднее 3 рабочих дней со дня проведения конкурса принимает решение о признании победителем конкурса заявителя, имеющего наибольший рейтинг среди заявителей, соответствующих требованиям, установленным в решении о проведении конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика. Указанное решение уполномоченный федеральный орган размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет».

(Подробный порядок смены гарантирующих поставщиков смотри в разделе «Презентации»)

Изменение границ зон деятельности гарантирующих поставщиков

Не допускается изменение границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, если оно приведет к переходу всей зоны деятельности одного гарантирующего поставщика к другому гарантирующему поставщику, либо вызовет необходимость изменения групп точек поставки на оптовом рынке вышеназванных гарантирующих поставщиков, не соответствующего критериям, установленным в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Изменение границ зон деятельности гарантирующих поставщиков возможно в результате принятия решения уполномоченным органом соответствующего субъекта Российской Федерации по одному из следующих оснований:

совместного письменного заявления об изменении границ зон деятельности, поданного гарантирующими поставщиками, которые имеют расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации граничащие зоны деятельности, содержащего предложение об изменении границ зон деятельности таких гарантирующих поставщиков, указание на планируемые изменения групп точек поставки таких гарантирующих поставщиков на оптовом рынке, на распределение обязательств по выполнению требований Правил оптового рынка и договора о присоединении к торговой системе оптового рынка по организации коммерческого учета в предлагаемых новых группах точек поставки, и срок, в течение которого такие требования будут выполнены;

письменного заявления об объединении границ зон деятельности, поданного организацией, которой присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации 2 и более граничащих зон деятельности, содержащего предложение об объединении границ таких зон деятельности, указание на планируемые изменения групп точек поставки таких гарантирующих поставщиков на оптовом рынке, на готовность принять обязательства по выполнению требований Правил оптового рынка и договора о присоединении к торговой системе оптового рынка по организации коммерческого учета в предлагаемых новых группах точек поставки, и срок, в течение которого такие требования будут выполнены;

Источник: https://www.np-sr.ru/ru/market/retail/subj/index.htm

Гарантирующий поставщик

В соответствии с приказом ФСТ РФ от 22.01.2007 № 9-э ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ» является гарантирующим поставщиком в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Российские железные дороги» на территории города Москвы.

В соответствии с полученным статусом ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ» гарантирует заключение договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) с любым лицом, находящимся в границах его зоны деятельности.

ПРИКАЗ от 24 декабря 2019 г. N 429-ТР ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СБЫТОВЫХ НАДБАВОК ГАРАНТИРУЮЩИХ ПОСТАВЩИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ПОСТАВЛЯЮЩИХ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ (МОЩНОСТЬ) НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ, НА 2020 ГОД

Скачать файл (265 KB)

Уведомление о смене адреса и КПП ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ»

Скачать файл (14,6 KB)

Предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (сбытовых надбавок) на 2020 год для потребителей города Москвы Общества с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ»

Скачать файл (29,4 KB)

Структура и объем затрат на реализацию электрической энергии за 2018 год

Скачать файл (9,4 KB)

Приказ от 24 декабря 2018 г. N 411-ТР Об установлении сбытовых надбавок и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории города Москвы, на 2019 год

Скачать файл (1,4 MB)

Предложение на установление сбытовых надбавок на 2019 год

Скачать файл (48,1 KB)

Приказ от 26 декабря 2017 г. N 487-ТР Об установлении сбытовых надбавок и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории города Москвы, на 2018 год

Скачать файл (1,9 MB)

Структура и объем затрат на реализацию электрической энергии за 2017 год

Скачать файл (11 KB)

Предложение на установление сбытовых надбавок на 2018 год

Скачать файл (51,3 KB)

Структура и объем затрат на реализацию электрической энергии за 2016 год

Скачать файл (11 KB)

Приказ от 20 декабря 2016 г. N 470-ТР Об установлении сбытовых надбавок и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории города Москвы, на 2017 год

Скачать файл (134 KB)

Постановление от 25 декабря 2015 г. N 524-ээ Об установлении сбытовых надбавок и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории города Москвы, на 2016 год

Скачать файл (21,9 KB)

Пояснения относительно раскрытия информации

Скачать файл (38,3 KB)

Постановление от 8 апреля 2016 года №46-ээ о внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии города Москвы от 25 января 2013 г. ХII 12-ээ/1.

Скачать файл (1,2 MB)

Предложение на установление сбытовых надбавок на 2017 год

Скачать файл (45,6 KB)

Структура и объем затрат на реализацию электрической энергии за 2015 год

Скачать файл (9,5 KB)

Источник: https://enholding.ru/energy_markets/supplier

Как устроен рынок электроэнергии в России

Многим покажется вопрос об устройстве рынка электроэнергии довольно странным, ведь каждый знает: расходуешь электричество, в следующем месяце получаешь квитанцию и остается лишь зайти в онлайн сервис/банк, оплатить квитанцию и сделка купли-продажи электроэнергии завершена.

Однако вся сложность процесса скрыта от рядовых потребителей. На деле все несколько сложнее. Есть оптовый рынок электроэнергии, мощности, есть генерирующие и сетевые компании. Последние бывают федеральные и региональные, в конце концов есть известные всем сбытовые организации. Попробуем разобраться, как устроен рынок электроэнергии в России.

Как производят электроэнергию

Электричество в наших с вами розетках и на предприятиях «рождается», как правило на достаточно большом удалении от мест потребления, на генерирующих заводах электроэнергетических компаний. Способов получения электрической энергии есть несколько, перечислим основные:

1. Невозобновляемая энергетика. Сжигание ископаемого топлива, в основном угля, нефтепродуктов или газа.

2. Возобновляемая энергетика. Гидрогенерация, ветряные и солнечные установки и т.д.

3. Атомная энергетика (АЭС).

Читайте также:  Концевой выключатель: виды, применение, конструкция

В России преобладают электростанции на газовом топливе (около 50%). Существенную часть составляют АЭС (порядка 16%) и гидрогенерация (порядка 18%). На долю угля приходится около 15%. Доля произведенной электроэнергии из нефти и возобновляемых источников очень невелика.

Генераторы России

Производящих электроэнергию компаний в России много. Например, даже нефтяная компания Лукойл имеет генерирующие структуры в группе, которые в сумме обеспечивают мощность порядка 5,7 ГВт. Некоторые из генерирующих компаний не представлены на бирже. Так, например, единственный оператор АЭС Росатом является непубличной госкомпанией.

Итак, основные генерирующие компании, акции которых представлены на Московской Бирже:

1. Русгидро. Тикер HYDR. Установленная мощность 39,1 ГВт. В активах как гидрогенерирующие мощности, так и станции на углеводородном топливе. Тепловая генерация представлена субгруппой РАО ЕЭС Востока. 2. Интер-РАО. Тикер IRAO. Установленная мощность 32,7 ГВт.

В основном станции на газотурбинных и парогазовых установках. Экспортер электроэнергии. По данным 2017 г. порядка 12% выработанной электроэнергии пошло на экспорт, что частично сказывается на зависимости котировок от курса национальной валюты. Также является оператором импорта энергии. (6,2 ТВт*ч в 2017 г.) 3. Евросибэнерго.

Крупнейшая частная электроэнергетическая компания РФ мощностью 19,5 ГВт. В состав входят как генерирующие мощности, так и сбытовые компании, а также сетевые подразделения. Компания входит в Группу En+ вместе с Русалом. Тикер ENPL. 4. ОГК-2. Тикер OGKB. Установленная мощность 18 ГВт.

В составе тепловые электростанции, работающие преимущественно на газе. Контролируется Газпром энергохолдингом — 100%-ой дочкой Газпрома. 5. Иркутскэнерго. Тикер IRGZ. Дочка Евросибэнерго. Установленная мощность 12,98 ГВт. Имеются угольные активы, ГЭС и ТЭС. 6. Мосэнерго. Тикер MSNG. Установленная мощность 12,8 ГВт.

В составе 15 электростанций, работающих преимущественно на газе. Контролируется Газпром энергохолдингом — 100%-ой дочкой Газпрома. 7. Юнипро. Тикер UPRO. Установленная мощность 11,2 ГВт. Используется преимущественно газ в качестве топлива. 8. Энел Россия. Тикер ENRU. Установленная мощность 9,4 ГВт.

В качестве актива присутствует самая большая угольная электростанция в РФ — Рефтинская ГРЭС. Сейчас ведутся переговоры о ее продаже.9. ТГК-1. Тикер TGKA. Установленная мощность 7 ГВт. В активах есть как гидрогенерирующие объекты, так и тепловые станции. Небольшая часть выработанной энергии поставляется на экспорт в Норвегию и Финляндию.

Контролируется Газпром энергохолдингом — 100%-ой дочкой Газпрома. 10. ТГК-2. Тикер TGKB. Установленная мощность 2.5 ГВт. В качестве топлива используется преимущественно природный газ. 11. ТКГ-14. Тикер TGKN. Установленная мощность 0,7 ГВт. Генерирующие активы расположены в Забайкальском крае и республике Бурятия.

В качестве топлива используется уголь. 12. Квадра. Тикер TGKD. Установленная мощность 0,7 ГВт. В качестве топлива используется преимущественно газ.

Сбытовые компании

Генерирующие компании не продают электроэнергию напрямую населению. Этим занимаются сбытовые компании. Законодательные нормы противоречат совмещению деятельности сбыта, транспорта и генерации электроэнергии. Это позволяет реализовать рыночные механизмы и способствует развитию конкуренции, тем самым оптимизируя цену и качество для конечного потребителя.

Но в случае совмещения деятельности по транспорту и сбыту электроэнергии исчезает мотивация к сокращению издержек. Затраты, которые можно и нужно было сокращать, перекладываются на неконкурентный вид деятельности. В итоге это может привести к росту тарифов, повышению цен, инфляционному давлению и прочим негативным последствиям для граждан и экономики в целом.

Однако по ряду причин сейчас существуют временные коллизии, когда сбытовые компании так или иначе связаны с сетевыми холдингами или генераторами. Это позволяет несколько снизить негативный эффект от ухода с рынка гарантирующих поставщиков в связи с низкой платежной дисциплиной в ряде регионов.

Стоит отметить, что из всех составляющих цепочки производства, поставки и продажи электроэнергии, последняя является самым слабым звеном с точки зрения инвестора.

Проблемы с оплатой поставок электричества и фиксированные тарифы для ряда потребителей увеличивают риски для сбытовой компании в случае роста издержек генерации и соответственно повышения цен на электроэнергию на оптовом рынке.

Более строгие требования к гарантирующим поставщикам негативно влияют на рентабельность.

Гарантирующий поставщик — это такой участник оптового и розничного рынка, который обязан заключить договор на поставку электроэнергии любому обратившемуся к нему потребителю.

В общем и целом гарантирующий поставщик несет на себе большую ответственность и должен соответствовать ряду требований, в частности предоставлять банковские гарантии под поставку электроэнергии.

Подробнее требования описаны в постановлении правительства РФ.

Генераторы для сбыта произведенного «товара» используют оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Более подробно схема функционирования рынка приведена в материале, посвященном программе ДПМ-2. Покупателями на этом рынке выступают сбытовые компании, а также напрямую крупные промышленные потребители.

Принципиальная схема функционирования рынка электроэнергии в РФ.

На Московской бирже представлено несколько сбытовых компаний, но бывает, что они входят в состав распределительных сетевых компаний.

Наиболее ликвидные акции сбытовых компаний, представленных на Мосбирже:

  1. Волгоградская энергосбытовая компания. Тикер VGSB.2. ДЭК — Дальневосточная энергетическая компания. Дочка Русгидро. Тикер DVEC.3. Якутскэнерго. Дочка РАО ЭС Востока. Тикер YKEN.4. Магаданэнерго. Дочка РАО ЭС Востока. Тикер MAGE5. Камчатскэнерго. Дочка РАО ЭС Востока. Тикер KCHE6. Ставропольэнерго. Тикер STSB.7. Самараэнерго. Тикер SAGO.8. Дагэнергосбыт. Тикер DASB.9. Липецкая энергосбытовая компания. Тикер LPSB.10. Пермэнергосбыт. Тикер PMSB.11. Красноярскэнергосбыт. Тикер KRSB.12. РАО ЭС Востока. Входит в группу Русгидро (HYDR) и объединяет дальневосточные активы.13. Сахалинэнерго. Входит в группу РАО ЭС Востока. Тикер SLEN.14. Челябэнергосбыт. Тикер CLSB.15. Калужская сбытовая компания. Тикер KLSB.16. Костромская сбытовая компания. Тикер KTSB.17. Саратовэнерго. Тикер SARE.18. Мордовская энергосбытовая компания. Тикер MRSB.19. Рязанская энергосбытовая компания. Тикер RZSB.20. Группа компаний ТНС Энерго. Одна из крупнейших независимых энергосбытовых компаний. Представлена филиалами в центральной и южной части РФ, которые также которые также являются публичными компаниями и представлены на Московской бирже. Тикер TNSE.21. Владимирэнергосбыт. Тикер VDSB.
  2. 22. Тамбовэнергосбыт. Тикер TASB.

Большинство сбытовых компаний и некоторые сетевые представлены на бирже не только обыкновенными, но и привилегированными компаниями. Иногда из-за особенностей устава и дивидендной политики рядовому розничному инвестору могут быть интересны как раз именно «префы». Тикер по привилегированным акциям отличается наличием на конце буквы P. Например за префами Ленэнерго закреплен тикер LSNGP.

Сетевые компании

Кроме генераторов и отдельных сбытовых компаний в качестве субъектов на ОРЭМ присутствуют и сетевые компании.

Во-первых, таким образом они компенсируют (через сбытовые компании) потери электроэнергии, которые неизбежны при ее передаче, особенно на дальние расстояния.

Во-вторых, многие сбыты, несмотря на законодательные ограничения, все же входят в состав сетевых холдингов (временно).

После того как электроэнергия была получена на электрической станции, ее необходимо довести до конечных потребителей. Ими могут являться как частные физические или юридические лица, заводы и предприятия, так и государственные объекты. Для этих целей и существуют сетевые компании, которые в текущей ситуации в основном представлены холдингом Россети и ФСК ЕЭС.

Федеральная сетевая компания

ФСК занимается передачей электроэнергии по Единой национальной электрической сети (ЕНЭС). Проще говоря, ФСК передает электроэнергию по магистральным высоковольтным линиям и является субъектом естественной монополии. Тарифы регулируются государством.

Нужно отметить перманентно высокую инвестиционную программу. Ключевым акционером ФСК являются Россетти (80,13%). По этой причине ФСК поддерживает относительно высокие дивидендные выплаты.

Это помогает распределению средств внутри Россетей на инвестиционные программы других дочерних компаний.

Российские сети

ПАО Россети без учета доли в ФСК являются оператором энергетических сетей и смежного оборудования (подстанций, трансформаторов). По сути это холдинг, который контролирует 15 межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК). То есть это те линии электропередач и другая инфраструктура, которые мы привыкли видеть в городской инфраструктуре.

Контролирующим акционером ПАО Россети является государство с долей 88,04%.

Ниже представлены наиболее ликвидные эмитенты сетевых компаний на Московской бирже.

1. ФСК ЕЭС. Тикер акции на Московской бирже FEES.2. Россети. Тикер акции RSTI.3. МОЭСК. Тикер MSRS4. МРСК Центра и Приволжья. Тикер MRKP.5. МРСК Центра. Тикер MRKC.6. МРСК Северо-Запада. Тикер MRKZ.7. Ленэнерго.

Тикер LSNG.8. МРСК Урала. Тикер MRKU.9. МРСК Волги. Тикер MRKV.10. МРСК Юга. Тикер MRKY.11. МРСК Северного Кавказа. Тикер MRKK.12. Кубаньэнерго. Тикер KUBE.13. ТРК — Томская распределительная компания. Тикер TORS.14. МРСК Сибири.

Тикер MRKS.

  • Особенности инвестирования в акции сектора электроэнергетики
  • В заключении отменим несколько важных моментов при инвестировании в акции электроэнергетики.
  • Начнем с позитивных

1) Рынок электроэнергии более-менее стабилен. Потребление устойчиво и растет по мере развития экономики. Даже в кризисные годы потребление электроэнергии, как правило падает на 2-3% и восстанавливается буквально на протяжении 1-2 лет. Этим обусловлены «защитные» свойства сектора во время кризисных явлений в экономике и на финансовых рынках. То есть рынок не эластичный.

2) В устоявшихся относительно развитых экономиках сектор является дивидендным. Отсутствие роста рынка и стабильная отлаженная инвестпрограмма способствует увеличению выплат акционерам. В развивающихся экономиках акцент больше смещен в пользу роста потребления, поэтому энергетические компании там являются «историями роста», а не «денежными коровами».

3) По крайней мере на российском рынке электроэнергетики инвестиционную активность генераторов стимулируют программами гарантированного возврата инвестиций, на подобие ДПМ. Повышенные платежи за мощность и рост тарифов позитивно сказывается на показателе возврата на инвестиции в таком консервативном секторе.

4) Относительная защита от инфляции. Тарифы на покупку электроэнергии для физлиц и на передачу электроэнергии, как правило индексируют в пределах инфляции или выше ее значений.

Некоторые компании могут рассматриваться в качестве защитных.

Однако для принятия инвестиционного решения необходимо рассматривать все аспекты эмитента, включая долговую нагрузку и инвестиционную программу.

Теперь о негативных моментах

1) Из-за высокой зарегулированности отрасли, в том числе относительно тарифов на продажу и передачу электроэнергии, компании не сразу отвечают на рост топливных издержек, на рост капзатарат по причине ослабления рубля. Рентабельность снижается.

2) Кроме того, из-за перманентно высоких капзатрат компании с высокой долговой нагрузкой чувствительны к ужесточению денежно кредитных условий в экономике. Быстрый рост ставок, как правило, больно бьет по акциям электроэнергетики.

3) Переходим к особенностям российской энергетики. Компании сектора в основном оперируют на внутреннем рынке. Прибыль получают в рублях.

Это не очень интересно инвестору в моменты девальвации нацвалюты. Кроме того, часть издержек, капзатрат у компаний валютные. Во время ослабления рубля акции большинства электроэнергетиков спросом не пользуются.

Исключение могут составлять экспортеры электроэнергии.

4) Выше уже отмечалось, что наименее привлекательными являются акции сбытовых компании. Некоторые из них находятся в трудном финансовом положении из-за законодательных моментов относительно платежной дисциплины и оплаты энергии и мощности на ОРЭМ.

Если субъективно, то выстроенная система взаимоотношений в российской электроэнергетике больше благоволит производителям электроэнергии и тепла. Они являются ключевыми потребителями угля и газа в стране. От генераторов также во многом зависит устойчивость всей энергосистемы.

5) Если акцентировать внимание на устойчивости поставок электроэнергии, то обязательно стоит упомянуть электросетевой комплекс (ФСК, Россети), а именно перманентно высокую инвестиционную программу.

Учитывая российскую реальность, в плане возраста оборудования, расстояний, климата и культуры потребления, скорее всего, высокие капзатраты будут сопровождать сетевые компании еще достаточно долго. Это значит, что дивиденды компаний будут зависеть от решения по инвестиционной программе ФСК ЕЭС и Россетей.

Что касается дочек Россетей, то временами компании начинают платить высокие дивиденды, перераспределяя таким образом инвестиционные ресурсы между различными МРСК.

Читайте также:  Время токовые характеристики автоматических выключателей

6) Большое количество генерирующих и сетевых компаний являются государственными или квазигосударственными. Это может влиять на стремление совета директоров и менеджмента обеспечить рост стоимости бизнеса и капитализации. Приоритетом перед ростом прибыли и дивидендами справедливо являются стабильность поставок, социальная ответственность и поддержка локального рынка труда.

Открыть счет

БКС Брокер

Источник: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/kak-ustroen-rynok-elektroenergii-v-rossii

Что такое гарантирующий поставщик

  • Гарантирующий поставщик – это участник оптового и розничных рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности.
  • Гарантирующие поставщики работают на всей территории России, то есть потребитель электроэнергии, находящийся в любом регионе, может заключить договор с гарантирующим поставщиком.
  • К началу работы розничных рынков (Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)») статус гарантирующих поставщиков получили компании – действующие участники розничных рынков, в частности:
  • энергосбытовые компании, образованные в результате реорганизации региональных электроэнергетических компаний (АО-энерго),
  • оптовые предприятия-перепродавцы, соответствующие критериям, которые определены в Правилах розничных рынков, например, такие предприятия обязаны разделить сбытовые функции и функции по передаче электроэнергии.

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе установлены региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Если к началу работы розничных рынков статус гарантирующего поставщика получили компании – действующие участники рынка, то в дальнейшем этот статус можно будет получить по конкурсу.

До 1 января 2008 года на всей территории Российской Федерации должны быть проведены первые конкурсы на получение статуса гарантирующего поставщика. Конкурс предполагается проводить не реже, чем один раз в три года.

Процедура смены гарантирующего поставщика будет публичной. Информация о смене гарантирующего поставщика будет публиковаться в местных печатных издания, размещаться в пунктах приема платежей за электроэнергию, а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах отраслевых ведомств и их региональных подразделений).

При смене гарантирующего поставщика потребителям – юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком. Для населения при смене гарантирующего поставщика изменятся только платежные реквизиты, информация о которых будет размещена во всех пунктах приема платежей (в том числе, в отделениях Сберегательного банка России и «Почта России»).

  1. Присвоение статуса гарантирующего поставщика
  2. Статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса.
  3. До первого конкурса гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с момента введения в действие Правил розничного рынка Правительством РФ назначаются:
  • неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;
  • оптовые предприятия-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, поставляющие электроэнергию населению и финансируемым из бюджета потребителям в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;
  • энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги»;хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России, и изолированными энергосистемами (так называемые «острова» — типичный пример — предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией). В отношении таких гарантирующих поставщиков сделано исключение — передача статуса гарантирующего поставщика будет происходить вместе с соответствующим имуществом, без проведения конкурса.

Конкурс на получение статуса гарантирующего поставщика организуется и проводится уполномоченным региональным органом исполнительной власти (или, в особых случаях, при наличии задолженности регионального и местных бюджетов перед гарантирующим поставщиком, — федеральным органом исполнительной власти).

В случае признания очередного конкурса несостоявшимся, следующий конкурс проводится через каждые три месяца, вплоть до определения победителя конкурса или присвоения статуса гарантирующего поставщика единственному участнику конкурса. При этом действующий гарантирующий поставщик сохраняет свой статус и продолжает выполнять возложенные на него обязательства вплоть до присвоения статуса новому гарантирующему поставщику.

К участникам конкурса предъявляются следующие требования:

  • наличие лицензии на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам;
  • наличие собственного капитала в размере 5% среднемесячной стоимости электрической энергии либо банковской гарантии;
  • информационно-технологическое взаимодействие с Системным оператором и НП «АТС»;
  • отсутствие просроченной задолженности перед поставщиками электроэнергии и услуг.
  • Победителем конкурса является участник, в заявке которого указано наименьшее значение необходимой валовой выручки, включающей все расходы, связанные с производством товаров и услуг, и необходимую прибыль.
  • При возникновении ряда обстоятельств, в которых действующий гарантирующий поставщик не может дальше исполнять свои обязательства, а также, если он добровольно отказывается от продолжения деятельности, проводится внеочередной конкурс.
  • В случае, если внеочередной конкурс не проведен или признан несостоявшимся, статус гарантирующего поставщика присваивается территориальной сетевой организации – до даты присвоения статуса гарантирующего поставщика сбытовой организации по итогам конкурса.
  • Победитель конкурса обязан:
  • получить статус субъекта оптового рынка, если победитель конкурса не является участником оптового рынка электроэнергии (мощности);
  • зарегистрировать на оптовом рынке группу точек поставки, соответствующей зоне деятельности гарантирующего поставщика;
  • не допускать ухудшения своего финансового состояния по отношению к контрольным показателям;
  • не допускать снижения размера собственного капитала более чем на 20% от величины, указанной в его конкурсной заявке (или надлежащим образом исполнять договор банковской гарантии или страхования предпринимательских рисков гарантирующего поставщика);
  • осуществлять деятельность в качестве гарантирующего поставщика за вознаграждение, равное сбытовой надбавке;
  • осуществлять информационное взаимодействие с Системным оператором и Администратором торговой системы оптового рынка;
  • надлежащим образом исполнять обязательства перед поставщиками электрической энергии на оптовом и розничных рынках, сетевыми организациями, Системным оператором, Администратором торговой системы оптового рынка электрической энергии, не допускать просрочки оплаты приобретаемой им электрической энергии и (или) оказываемых услуг;

  • в случае досрочного прекращения по собственной инициативе деятельности оплатить расходы на организацию и проведение внеочередного конкурса; осуществить разделение по видам деятельности (если это не было сделано до получения статуса).

Гарантирующие поставщики (оптовые потребители-перепродавцы, победитель конкурса либо территориальная сетевая организация — если ей присвоен статус гарантирующего поставщика) должны получить статус участника оптового рынка. При этом для них существует ряд особенностей:

  • в отношении таких организаций предусматривается льготный (четырехлетний) срок для приведения систем коммерческого учета в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (в соответствии с Правилами оптового рынка).
  • на гарантирующих поставщиков не распространяются количественные требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка.

  1. Таким образом, от них требуется только заключение необходимых для участия в торговле на оптовом рынке договоров и получение балансового решения ФСТ России, а все технические мероприятия, которые, как правило, занимают существенный период времени, могут быть выполнены позднее.
  2. Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика
  3. Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика определяются уполномоченными органами региональной исполнительной власти в течение 45 дней с даты вступления в силу Правил функционирования розничных рынков (дата вступления: 1 сентября 2006 года).
  4. Границами зоны деятельности гарантирующего поставщика-участника оптового рынка, являются группа (группы) точек поставки на оптовом рынке, которые соответствуют территориям субъектов Российской Федерации.
  5. Для гарантирующего поставщика, не являющегося участником оптового рынка, границы определяются в зависимости от балансовой принадлежности электрических сетей, к которым присоединены потребители, обслуживаемые гарантирующим поставщиком.
  6. Изменение границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков может произойти только в ходе очередного конкурса на получение статуса гарантирующего поставщика.
  7. Изменение границ возможно при соблюдении следующих существенных условий:
  • количество потребителей в новой зоне должно составлять не менее 25% потребителей на территории данного субъекта Российской Федерации, а объем поставки электроэнергии населению и другим бюджетным категориям потребителей должен быть не менее 50 млн. кВтч в год;
  • сбытовая надбавка для новых зон деятельности не превышает исходную величину сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

Заключение и исполнение договора с гарантирующим поставщиком

Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. Особенность публичного договора состоит в том, что гарантирующий поставщик обязуется заключить договор с с каждым потребителем, который к нему обратится.

Между прочими сбытовыми компаниями (производителями электроэнергии) и потребителем условия договоров определяются по усмотрению сторон.

В соответствии с договором, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и/или оказывать услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению, а потребитель обязуется оплачивать потребляемую электроэнергию и предоставленные услуги.

  • Гарантирующий поставщик может заключать два вида договоров с потребителем: договор купли-продажи, если потребитель заключил самостоятельный договор на передачу электроэнергии; договор энергоснабжения, включающий в себя как условия купли-продажи электроэнергии, так и все существенные условия по передаче электроэнергии.
  • Последний вариант договора является приоритетным вследствие своей комплексности.
  • Срок начала поставки электроэнергии по договору купли-продажи должен совпадать с началом оказания услуг по передаче электроэнергии.
  • Действующие договоры энергоснабжения приводятся в соответствие с Правилами функционирования розничных рынков.
  • Населению нет необходимости заключать письменный договор с гарантирующим поставщиком – заключением договора считается факт оплаты счета за электрическую энергию.
  • Другие потребители заключают договор в письменной форме, и должны представить информацию:
  • о присоединении энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации, их надлежащем техническом состоянии;
  • о планируемом объеме потребления электроэнергии с помесячной детализацией не позднее двух месяцев до начала очередного периода регулирования. Стоимость разницы между фактическим объемом потребления и запланированным (договорным) объемом оплачивается в соответствии с правилами определения стоимости поставки электроэнергии на розничных рынках (проект правил разрабатывается и утверждается Федеральной службой по тарифам России).

Гарантирующий поставщик может отказаться от исполнения обязательств по поставке, если покупатель не оплатил электроэнергию и услуги по ее поставке суммарно за два и более расчетных периода, а также исказил данные о фактическом потреблении электроэнергии.

Источник: http://www.mesk.ru/rozn_rynok_elektroenergyi/mordov_energosbyto_komp-gp/what_is_the_supplier_of_last_resort.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector