Нормы освещенности уличного освещения: особенности, правила

Нормы освещенности уличного освещения: особенности, правила

Трудно себе представить улицы в вечернее время без освещения. Но мало повесить фонари уличного освещения на столб, нужно сделать это правильно в соответствии с существующими правилами. Уличное освещение должно отвечать требованиям, установленным в СНиПах. Регламентируется не только яркость такого освещения, но еще и расположение столбов, расстояние между ними, фундамент и выбор кронштейна.

Нормы уличного освещения

Нормы освещенности уличного освещения с 1995 года регламентируются по СНиП СН 541-82 и обеспечивают качественную работу осветительных установок, экономию электроэнергии, безопасность использования и удобство обслуживания. В 2011 году были внесены изменения, касающиеся внедрения светодиодной техники.

Освещение ценных архитектурных ансамблей, памятники и культурных центров в вечернее время является обязательным.

Освещение улиц, площадей и дорог должно проходить с учетом светоотражательной характеристики дорожного покрытия. Асфальтобетонные покрытия разделяют на шероховатые, гладкие и осветленные.

Даже использование уличных гирлянд во время праздников имеет свои особенности, о которых можно прочесть тут.

Для различных зон освещаемой площади установлены свои нормы. Например, для оздоровительных и детских площадок – горизонтальная освещенность 10лк.

Уличные светильники должны располагаться на опорах или тросах. Возможно располагать светильник на стенах зданий в микрорайонах, если при таком монтаже будут выполнены условия:

  • экономии;
  • централизованное управление;
  • возможности обслуживания на автоподъемниках;
  • защиты от падения воды с крыш.

Требования к яркости освещения

Все уличные объекты разделены на категории и имеют норму по средней горизонтальной освещенности покрытия:

  • А, дороги с магистральной функцией, главные улицы города – 15-20лк.
  • Б, магистральные улицы районного значения – 10-15лк.
  • В, дороги местного значения – 4-6 лк.

Если интенсивность для категорий А и Б превышает более 2000 единиц транспорта в час, или дороги являются сильно запыленными, светильник должен соответствовать по степени защиты исполнению IP54. Максимальная защита возможна при исполнении IP65, например, в транспортных тоннелях.

Виды опор

Виды опор выбирают в первую очередь с учетом экономичности материала.

На сегодняшний день существуют металлические опоры для наружного освещения (чугун, оцинкованная сталь, алюминий, а также из дерева, пластика, композитные.

Неметаллические опоры обычно являются дополнением декора. Независимо от вида, все опоры для освещения должны обладать повышенной прочностью и быть стойкими к климатическим воздействиям.

Нормы освещенности уличного освещения: особенности, правила

Железобетонные опоры освещения

Основным расположением уличных фонарей является опора (столб или мачта). Для экономии в некоторых случаях это могут быть стены зданий.

Там, где использовать собственную опору экономически нецелесообразно, например на улицах с электротранспортом, светильники размещают на опорах контактной сети.

Где это вообще невозможно, например на многополосных магистралях или на дорогах с рядовой посадкой деревьев, используют тросы, струны, крепежные кабели.

Тросы крепят к ограждениям зданий с обязательным использованием амортизатора.

Уличные светильники могут быть трех категорий:

  1. Ландшафтные, выполняющие преимущественно функцию декоративного освещения дорожек, тропинок, беседок.
  2. Общие уличные размещают на высоких основах для охвата большей площади без использования рассеивателей.
  3. Архитектурная подсветка, выделение отдельных элементов, информационных объектов, рекламы, фонтанов.

Для общего уличного освещение используют стальные или железобетонные основы. Другие материалы используют для придания опоре декоративности. В качестве источников света могут быть использованы самые различные светильники и лампы, о которых можно прочесть здесь.

Требования к расположению столбов освещения

Расчет опор освещения и расположения столбов, так же как выбор системы освещения и типа источника света, является частью технико-экономического анализа и так же соответствует СНиПу.

Схемы размещения светильников на улицах и дорогах могут быть:

  1. односторонняя;
  2. двухсторонняя шахматная;
  3. двухсторонняя прямоугольная;
  4. осевая;
  5. двухрядная прямоугольная по осям движения;
  6. двухрядная прямоугольная по осям улицы.

Основное правило: при размещении светильников по вариантам 1,3,4, 5,6 отношение шага к высоте подвеса должно быть не более 5:1, при шахматной схеме 2 – не более 7:1.

Опоры для освещения пешеходных аллей, должны быть вне дороги. Если ширина аллеи до 10 м – схема размещения односторонняя, если более 10 м – двухрядная шахматная или прямоугольная.

Дистанция расположения опор зависит от мощности осветительного прибора, высоты от земли, вида освещения. Требования к расположению опор на дорогах:

  • с интенсивным движением – расстояние от бордюра до опоры 1 м;
  • на обычных дорогах – 0,6 м;
  • 0,3м – на дорогах без грузового и электротранспорта.
  • если бордюр отсутствует – 1,75 м.

На частях дорог с радиусом закругления 60-250 метров одностороннее размещение светильников делают с внешней стороны. При невозможности такого расположения – делают с внутренней, увеличивая шаг. На ЖД переездах, пешеходных переходах, шлагбаумах 2 светильника располагают по диагонали рядом с каждой единицей.

Нормы освещенности уличного освещения: особенности, правила

Расположение столбов освещения

Основная часть газосветного прибора должна быть от 3-х метров над уровнем земли или не ниже 0,5 метров от уровня крыши строения, для лампы накаливания мощностью от 100Вт от 4 метров над уровнем земли. Можно разместить светильники на расстоянии 0,9-3 метра от земли на мостах и парапетах, если это единственный экономичный вариант.

Расстояние от светильника до воздушной линии электропередачи или другой сети общего пользования должно быть не менее 0,6 метра.

Для консольных светильников допустимые углы размещения 15-30 градусов к горизонту.

По требованию механизированной снегоуборки допустимо смещать линию установки опор от границы проезжей части на расстояние равное половину высоты опоры (не более).

При освещении рекламных афиш исключить возможность ослепления водителей. Также недопустимо расположение ярких прожекторов возле окон жилых зданий.

Конструкция

Разные сферы применения опор формируют варианты конструкций. Все типы опор должны быть рассчитаны на ветер до 160км/час.

Самое большое применение и варианты исполнения имеют столбовые опоры из металла. Они имеют в поперечном сечении полый круг или многогранник, легкие, безопасные, долговечные. По сравнению с железобетонными опорами или решетчатыми столбами требуют меньше затрат на монтаж и эксплуатацию. Они сужаются кверху, тем самым уменьшается раскачка при порывах ветра.

  • оцинкованные металлические стойки 3-12 метров используют для освещения улиц и парков, жилых массивов, торговых территорий, мест отдыха и скопления большого количества людей. Столб имеет фланец для установки на подземную часть или фундамент, сверху – узел для крепления кронштейна. Покрытие из цинка предохраняет от коррозии даже при механических повреждениях.
  • мачты освещения свыше 12 метров используют для стадионов, спортплощадок, развязок автодорог, городских площадей, портов и других открытых территорий большой площади, перечисленных в СНиПе 21.07-85.

Нормы освещенности уличного освещения: особенности, правила

Мачты освещения

Требования к фундаменту

Фундаментом опор освещения может быть бетонная основа или подземный монтажный блок.

Его размеры зависят от места установки, характеристик грунта, веса, высоты и условий эксплуатации столба, размещение должно обеспечивать безопасную эксплуатацию светильника.

Установка фундамента требует разрешения на земельные работы. Глубина заложения должна учитывать промерзание земли в данной местности и быть на 30 см больше:

  • на газонах не менее 0.8 метра от уровня земли;
  • под проезжей частью не менее 1,25 метра.

Опоры без фланца в основании, устанавливают в специальные ямы, выравнивают и заливают бетоном так, чтобы не было пустот.

Кронштейны

Кронштейн является небольшой самостоятельной опорной деталью и предназначается для быстрого и удобного монтажа опор уличного освещения. Кронштейны для крепления светильников производят из стали, обрабатывают горячим цинкованием или лакокрасочным покрытием (для декоративных вариантов) и бывают следующих видов:

  • одинарный;
  • двойной;
  • гусак для одного или одновременно нескольких фонарей;
  • настенные в виде буквы Г;
  • оголовник (для приставных опор);
  • торшерного типа (для паркового освещения).

Нормы освещенности уличного освещения: особенности, правила

Двойной кронштейн «гусак»

Управление уличным освещением

Для экономии электроэнергии возможно осуществлять управление освещением ручным или автоматическим способами. Автоматические, это:

  • Фотореле контролирует достижение определенного уровня освещенности, например в утренние часы или в ночи с яркой луной. Это наиболее популярный способ управления уличным освещением. О нем прочесть можно в этой статье.
  • Датчик движения контролирует перемещения в заданном радиусе и на это время включает светильник.
  • Таймер может быть запрограммирован на любое время, преимущественно это часы глубокой ночи.

Для установок с регулируемой освещенностью один цикл работы по СНиПу должен быть более 10 секунд.

Источник: https://indeolight.com/obekty-osveshheniya/naruzhnoe/ulichnoe/ulichnoe-osveshhenie-na-stolbah.html

Требования предъявляемые к уличному освещению на столбах

Казалось бы, уличное освещение можно организовать и без особого подхода, ведь главная задача обеспечить зоны с хорошей видимостью в темное время суток.

Но для получения более эффективной осветительной системы необходимо соблюдать определенные правила и нормы.

Это даст возможность устанавливать лампы требуемой мощности на разных участках, а фонарные столбы – на определенном расстоянии, учитывая светоотражающие свойства дорожного покрытия и многие другие факторы. 

Нормы освещения улиц

Регламентирует эти положения СНиП СН 541-82 (с 1995 г.), благодаря чему повышается экономичность и безопасность осветительной системы уличного освещения, а также надежность приборов и удобство их эксплуатации. После того как были внедрены светодиодные лампы, документ СНиП СН 541-82 откорректировали с учетом особенностей этого рода осветительных приборов (2011 г.).

Основные положения:

  1. В обязательном порядке должно быть организовано уличное освещение всех архитектурных объектов и памятников. При этом допускается использовать направленный или рассеянный свет.
  2. Качество освещения обуславливается светоотражательными свойствами покрытия дороги.
  3. В качестве опорной конструкции лампы могут выступать столбы или тросы.
  4. Некоторые виды светодиодных осветительных приборов, в частности, «сетка» и «линейка» имеют боле длительный срок службы и уровень интенсивности излучения, соответственно, они должны устанавливаться с учетом этих особенностей.
  5. Если нет возможности использовать столбы или другие опоры для монтажа светильников уличного освещения, допускается их расположение на фасаде здания, но лишь при выполнении следующих условий:
  • Экономичность такой осветительной системы;
  • Возможность производить обслуживание светильника и лампы;
  • Организация эффективного управления;
  • Обеспечение надежности функционирования приборов уличного освещения, для чего следует предусмотреть средства их защиты от прямого попадания воды и снега с крыши.
Читайте также:  Параметры тока при параллельном соединении резисторов: расчет подключения

Нормы освещенности уличного освещения: особенности, правила

Нормы и требования освещенности лампами

Кроме того, каждый из обслуживаемых участков должен освещаться посредством лампы определенной мощности.

Требования, предъявляемые к яркости освещения

Решающим фактором является показатель горизонтальной освещенности покрытия. Дороги подразделяются на группы как раз на основании средних значений данного параметра при различных условиях:

  • Группа А, куда относятся крупные магистрали и главные городские улицы/дороги. Показатель горизонтальной освещенности дорожного покрытия при этом должен соответствовать значению в пределах диапазона от 15 до 20 лк.
  • Группа Б. Сюда входят улицы районного значения (10-15 лк).
  • Группа В: улицы/дороги местного значения (4-6 лк).

Нормы освещенности уличного освещения: особенности, правилаКроме того, учитывается интенсивность дорожного движения для определения требуемой степени защиты лампы на столбах. Так, если количество проходящего транспорта превышает 2 000 ед./ч, то светильник должен иметь степень защиты IP 54. Это обусловлено тем, что такие дороги сильно запылены.

Виды опорных конструкций, их расположение

Фонарные столбы освещения улиц должны удовлетворять двум основным требованиям: экономичность и высокая степень надежности.

Нормы освещенности уличного освещения: особенности, правила

Различные виды опор

Различают несколько видов опорных конструкций уличного освещения на основании отличий в используемых материалах:

  • Деревянные;
  • Металлические;
  • Бетонные;
  • Полимерные.

Первый вариант из названных ранее был очень популярен ввиду отсутствия более технологичных решений, сегодня же деревянные столбы уличного освещения чаще всего можно встретить лишь в отдаленных поселках.

Предпочтительными же являются бетонные и металлические исполнения. Полимерные столбы принято использовать как дополнение к декору.В качестве опорной конструкции для плафона и лампы любого типа, включая и светодиодное освещение, может выступать не только столб, но и мачта.

Если нецелесообразно устанавливать индивидуальные столбы освещения (экономически невыгодно или нет физической тому возможности), допускается монтировать светильники на опорных конструкциях контактной сети. Металлические и бетонные столбы используются при организации общегородской осветительной системы.

В случае, когда нет возможности установить опоры из-за насаждений, предпочтительным является вариант с тросом и крепежными кабелями. При этом должно соблюдаться расстояние между светильниками.

Требования, предъявляемые к расположению опор

Для начала следует рассмотреть схемы возможного расположения светильников вдоль дорог:

  • Односторонняя;
  • Двусторонняя (шахматная);
  • Двусторонняя (прямоугольная);
  • Осевая;
  • Двухрядная прямоугольная (расположение по осям движения);
  • Двухрядная прямоугольная (расположение по осям улицы).

В зависимости от вида объекта подбирается соответствующая схема. Например, если речь идет об аллеях, тогда предпочтительной будет вариант расположения столбов односторонний, при условии, что по ширине аллея превышает 10 м. Если более этого значения, то используется прямоугольная или двухрядная шахматная схема.

Нормы освещенности уличного освещения: особенности, правила

Схемы расположения светильников вдоль дорог

Расстояние между столбами определяется тем, какой мощности используются лампы в светильниках. Чем выше интенсивность освещения, тем дальше могут быть расположены опоры друг от друга. Что касается того, какое расстояние считается допустимым между столбом и бордюром дороги, то строительные нормы и правила регламентируют следующие ограничения:

  1. Расстояние между опорой и бордюром соответствует 1 м при условии, что движение на дороге довольно интенсивное;
  2. На второстепенных дорогах нормальным считается расстояние 0,6 м между опорой и бордюром;
  3. Если отсутствует грузовой транспорт, можно принять за норму расстояние 0,3 м;
  4. В случае, когда бордюра вовсе нет, опора устанавливается на расстоянии 1,75 м от края дороги.

При необходимости организовать освещение на участке дороги с закруглением от 60 до 250 м столбы располагают с внешней стороны.

В противном случае допускается установка опорных конструкций с внутренней стороны, при условии, что будет увеличено расстояние между ними. Также оговаривается минимальная и максимальная высота установки лампы с плафоном.

В зависимости от типа используемого осветительного прибора значение этого параметра может варьироваться от 3 до 4 м.

Конструкционные особенности

Все без исключения столбы (металлические, бетонные и другие) должны быть устойчивы к сильным порывам ветра (до 160 км/ч). С этой точки зрения более предпочтительным вариантом являются металлические опоры, так как они оснащены ребрами жесткости в форме круга, многогранника. Такие конструкции имеют большую площадь основания и сужаются кверху, что очень способствует устойчивости.

Опоры подразделяются на группы в соответствии с высотой:

  • От 3 до 12 м, применяются для освещения парков, жилых массивов;
  • Металлические опоры высотой более 12 м, применяются для освещения муниципальных объектов, стадионов, спортивных площадок, портов.

Что касается фундамента, существует ряд требований, которые должны учитываться при обустройстве осветительной системы:

  1. Основание опорной конструкции может располагаться поверху земли и ниже ее уровня (наземные и подземные блоки фундамента).
  2. Размеры основания должны соответствовать целевому назначению столба, его высоте, типу грунта.
  3. Для установки нужно получить разрешение на земельные работы.

Глубина залегания фундамента может разниться: 0,8 м и менее для газонов, 1,25 м и более для проезжей части.

Разновидности кронштейнов

Лампы с плафонами устанавливаются на специальный крепежный элемент, именуемый кронштейном. Изготавливается эта деталь из стали, а покрываться может лакокрасочными материалами или оцинковкой.

Нормы освещенности уличного освещения: особенности, правилаВиды кронштейнов:

  • Одинарный;
  • Двойной;
  • В форме гусака на один или более плафон;
  • Настенные, Г-образные;
  • Оголовник;
  • Торшерного типа.

Каждый из видов используется на разных объектах.

Организация управления освещением

Существует два способа контроля функционирования светильников: ручной и автоматический. Более целесообразно применять второй вариант, который реализуется несколькими путями:

  1. Фотореле.
  2. Датчик движения.
  3. Таймер.

Таким образом, ключевыми моментами в организации системы освещения можно назвать расстояние между опорными конструкциями, тип материала, из которых изготовлены столбы, высота опор, тип фундамента. Кроме того, учитывается мощность лампочек, тип дорожного покрытия и расстояние между столбом и бордюром.

(5

Источник: https://ProOsveschenie.ru/landshaftnoe-osveshhenie/ulichnoe-osveshhenie-na-stolbakh.html

Нормы освещённости —

От степени освещенности напрямую зависит не только здоровье глаз и работоспособность человека, но еще и его физическое и психоэмоциональное состояние. Причем в помещениях различного назначения требования по освещенности должны различаться.

Также, при расчете освещенности разумно учитывать характеристики рабочего процесса, осуществляемого человеком в таком помещении, его периодичность и длительность.

Этому вопросу при проектировке и монтаже всевозможных осветительных систем нужно уделить особое внимание.

Существует также деление норм проектирования освещения по отраслям. Ниже представлены некоторые из них:

Расчет нормы освещенности регламентируется несколькими правовыми актами. Самый главный документ — СНиП. Еще имеют место быть СанПиН, МГСН (Московские городские строительные нормы), а также большое количество региональных (для каждого субъекта РФ) и отраслевых документов, актов и пр.

СНИП

Нормы освещенности уличного освещения: особенности, правила

Строительные нормы и правила проектирования освещения это свод нормативных документов в сфере строительства, принятый органами исполнительной власти и содержащий обязательные требования, включающие в себя 4 части:

  1. Общие положения.
  2. Проектные нормы.
  3. Правила осуществления и приемки работ.
  4. Сметные правила и нормы.

СанПиН

Санитарные правила и нормы охватывают огромную сферу воздействия. Требования СанПин-а должны учитываться при разработке СНиП, технической и нормативной документации и согласовываться с Госсанэпидслужбой РФ.

СанПин распространяются как на действующие производства, так и на проектирование, эксплуатацию строящихся предприятий и зданий.

Санитарные нормы и правила предъявляют серьезные требования к обеспечению условий жизнедеятельности человека и устанавливают норму безопасности факторов среды его обитания.

Данные требования должны быть учтены и при разработке СНиП, нормативных и технических актов, а также быть согласованными с ГосСанЭпидНадзором Российской Федерации.

Единицы измерения

Нормы освещенности уличного освещения: особенности, правилаРасчет нормы освещенности производится в Люксах (Лк). Лк — это 1 люмен на кв.м. Именно для этого показателя существуют международные и российские стандарты.

Стоит отметить, что разработанные параметры относятся к:

  • плоскости столов в случае учебного класса, кабинета и т. д.
  • полу, поверхности земли в случае лестничного проема, стадиона, открытой площадки, улицы и т.д.

Нормы освещенности рабочего места

Существуют таблицы с указанием оптимального количества Лк для объектов всех типов. Приведем показатели для основных групп — офисов, производственных объектов, складов, а также жилых зданий.

Нормы освещенности офисных помещений

Вид помещения Норма освещенности согласно СНиП, Лк
Офис общего назначения с использованием компьютеров 200-300
Офис большой площади со свободной планировкой 400
Офис, в котором осуществляются чертежные работы 500
Зал для конференций 200
Эскалаторы, лестницы 50-100
Холл, коридор 50-75
Архив 75
Кладовая 50

Нормы освещенности производственных помещений

Расчет показателей осуществляется на основании характеристики зрительной работы.

Разряд зрительной работы Характеристика Подразряд Освещенность (комбинированная система), Лк Освещенность (общая система), Лк
I Наивысшей точности а
б
в
г
5000
4000
2500
1500
1250
750
400
II Очень высокой точности а
б
в
г
4000
3000
2000
1000
750
500
300
III Высокой точности а
б
в
г
2000
1000
750
400
500
300
300
200
IV Средней точности а
б
в
г
750
500
400
300
200
200
200
V Малой точности а
б
в
г
400 300
200
200
200
VI Грубая 200
VII Общее наблюдение за ходом производственного процесса а
б
в
г
200
75
50
20
Читайте также:  Электрическое сопротивление человеческого тела: значение в омах

а — постоянная работа, б — периодическая работа при постоянном пребывании в помещении, в — периодическая работа при периодическом пребывании в помещении, г — общее наблюдение за инженерными коммуникациями.

Нормы освещенности складских помещений

Тип хранения Освещенность с газоразрядными лампами, Лк Освещенность с лампами накаливания, Лк
Напольное 75 50
Стеллажное 200 100

Нормы освещенности жилых помещений

Вид помещения Норма освещенности согласно СНиП, Лк
Шахта лифта 5
Проходы технических этажей, подвалов, чердаков 20
Венткамеры, тепловые пункты, насосные и электрощитовые 20
Велосипедные, колясочные 30
Лестницы 20
Помещение консьержа 150
Ванные комнаты, санузлы, душевые 50
Биллиардная 300
Тренажерный зал 150
Сауна, бассейн, раздевалка 100
Гардеробная 75
Подсобные 300
Квартирные коридоры и холлы 50
Кабинет, библиотека 300
Детские 200
Кухни 150
Жилые комнаты 150
Вестибюли 30

К какому бы типу не относилось помещение, нужно тщательно планировать и продумывать его освещение. От этого напрямую зависит комфорт и здоровье находящихся в нем людей.

Источник: https://energonom.ru/svet-i-osveshhenie/normy-osveshhyonnosti

Нормы освещенности и требования к освещению

Главная › БАЗА ЗНАНИЙ

Владельцам предприятий требуется соблюдать законодательство и обеспечивать сотрудникам надлежащие условия труда, чтобы не получить штрафов.

Параметр, с которым предприятие испытывает сложности — нормы освещенности.

О том, что является нормой, как можно измерить этот параметр, какие требования к освещению предъявляются, когда нужно организовать аварийное освещение, и о других особенностях приведена информация ниже.

Что такое освещенность?

Освещенность — световая величина, которая равна отношению света, падающего на поверхность светового потока к площади этой поверхности.

Этот параметр играет значимую роль для зданий производственного назначения, помещений в бизнес-центрах, складских помещений и цехов.

Руководителям требуется обеспечивать корректное значение параметра, выполнять нормативы, устанавливаемые соответствующими документами, в противном случае их сотрудники будут нерезультативны, и за нарушение закона полагается штраф.

В чём измеряется количество света в помещении и на улице?

Нормы освещенности уличного освещения: особенности, правилаСанПин позволяет определить, что измерение параметра в помещениях выполняется в люксах (Лк). Согласно другим нормативным документам допустимо также измерение в люмен/м2 (это измерение приравнено к люксу).

Ниже в таблицах приводится нормируемая освещенность рабочей поверхности (в случае кабинета за неё принимается высота стола, в случае лестницы — пол и так далее) для различных мест с учётом требуемых видов освещения (охранное освещение и т.д.).

Основные требования для уличного освещения.

Объекты Минимальная ср. освещённость, в люксах Минимальное распределение света
Категория А1 (дороги с пропуском 10 000 ед/ч) 30 0,35
Категория А2 (дороги с пропуском до 9 000 ед/ч) 20 0,35
Категория А3 (дороги с пропуском до 7 000 ед/ч) 20 0,35
Категория А4 (дороги в центре города с пропуском до 5 000 ед/ч) 20 0,35
Категория Б1 (дороги за городом с пропуском до 5 000 ед/ч) 20 0,35
Категория Б2 (дороги в центре города с пропуском от 2 000 до 5 000 ед/ч) 15 0,35
Категория В1 (пешеходные зоны за городом с пропуском до 3 000 ед/ч) 15 0,25
Категория В2 (пешеходные зоны в центре с пропуском до 3 000 ед/ч) 6 0,25
Категория В3 (связи транспортного типа с пропуском до 2 000 ед/ч) 6 0,2
Трамвайный путь обособленного типа 10
Центральные улицы, площади общественного назначения, ТЦ 10
Центральные улицы в жилых частях города 6
Переулки в жилых частях города 4

Нормы естественного освещения для зон пешеходного типа.

Объекты Минимальное ср. значение параметра, лк Минимальное распределение света
Область перед входом в комплексы общественного назначения 20 0,30
Переходы для пешеходов в непроезжей и исторической зонах города 10 0,30
Переходы для пешеходов, входы 6 0,20
Тротуары 4 0,20
Аллеи, переулки, проезды административных и жилых участков 2 0,10
Аллеи бокового типа, вспомогательные входы в парки 1 0,10

Требуемое освещение в административные здания.

Объекты Мин. ср. освещённость по горизонту
Для офисных помещений, регистрационных, кабинетов лигафонного типа, печатных комнат (не свыше 30 кв.м), мастерских, производственных зданий, используемые в качестве термостатных, комнат для мойки 300
Бюро машинописного типа, гостевые и комнаты для сотрудников, залы для чтения, комнаты с компьютерами, лаборатории 400
Технические помещения для выполнения схем и чертежей, лаборатории аналитического типа 500
Каталоги для чтения, залы для собраний, фотокомнаты 200
Фойе, архивные 100-150
Хранилища для книг 75

Требуемое освещение для общественных помещений образовательного назначения (школа, университеты и т.д.).

Объекты Мин. ср. значение параметра по горизонту
Инвентарные 50
Палаты 100
Бассейны крытого типа, рекреационные, спальни 150
Рабочие комнаты с ЭВМ, залы спортивного назначения, актовые залы, приёмные, раздевалки 200
Мастерские, залы эстрадного типа 300
Лаборатории техникумов, лаборатории, 400
Помещения для проведения занятий, 500

Требуемые нормы в производственных помещениях, предназначенных для питания.

Объекты Мин. ср. значение параметра по горизонту
Объект на производстве шоколада и изделий из него 400
Раздаточные, хранение изделий из муки, мороженого, напитков 300
Общественные организации с залами для питания, цеха, помещения для мойки, комплектовальни, торговый зал 200
Кладовки 75

Требуемое освещение рабочих помещений в медицинских организациях.

Объекты Мин. ср. значение параметра по горизонту
Приёмные 500
Операционные 400
Лаборатории, процедурные комнаты 300
Регистрационная, комнаты для мойки 200
Комнаты для ожидания, склад препаратов, помещения бытовых назначений 150
Коридоры, лестницы 100
Уборные 75

Это частичные нормы освещенности производственных помещений, таблица, представленная в регламентирующих документов приводит полноценные требования к помещениям промышленного и общего назначения.

Измерением света должен заниматься отдельный квалифицированный сотрудник, который разбирается в данных вопросах. При отсутствии его в рамках штата компании, такого сотрудника стоит нанять отдельно в специализированной компании. Если данными вопросами будет заниматься некомпетентное лицо, измерения могут быть неточными.

Какие документы регулируют освещенность?

Нормативная документация, которая регулирует местное освещение и другие вопросы:

  • строительные нормы и правила (СНиП 23-05-95);

Источник: https://obosveschenii.ru/baza-znanij/normy-osveshhennosti

Нормы освещения дорог. Требования к освещенности улиц, площадей

На уровень безопасности дорожного движения достаточно большое влияние оказывает уровень освещенности автомобильных дорог, мест стоянки транспортных средств и т.д.

При проектировании устройства наружного освещения уличных площадей, автомобильных дорог должны обеспечиваться следующие требования:

  • нормированные величины количественных, качественных показателей осветительных остановок;
  • экономичность установок, рациональное использование электроэнергии;
  • надежность работы осветительных установок;
  • безопасность обслуживающего персонала и населения;
  • удобство обслуживания и управления осветительными установками.

Нормы освещенности уличного освещения: особенности, правила

  • При проектировании установок наружного освещения выбор опор и световых приборов должен производиться с учетом архитектурно планировочных особенностей освещаемой дороги, восприятия освещенной зоны в дневное и вечернее время.
  • Проектирование освещения дорог, улиц и площадей должно, как правило, выполняться в составе проектов благоустройства с учетом характеристик светоотражения дорожных покрытий и решений по озеленению.
  • Нормы, регламентирующие основные показатели наружного освещения, должны приниматься одинаковыми при любых источниках света, которые используются в осветительных установках, соответствовать требованиям СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения.

Расчет освещения площадей городов, улиц, дорог различного назначения должен производиться с учетом обеспечении нормируемых величин освещенности на соответствующих функциональных зонах площади.

В действующих нормах по проектированию искусственного освещения освещенность определяется угловым размером объекта различения, контрастом его с фоном и коэффициентом отражения фона.

Поверхности дорожного покрытия улиц, площадей, дорог, обладающие рассеянным отражением, характеризуются не яркостью, а светностью фона или, зная порядок величины коэффициента отражения, освещенностью. Это значительно упрощает расчеты и измерения, так как рассчитать или измерить освещенность можно достаточно просто. 

Основным нормативным документом Украины, регламентирующим нормы освещённости для уличного освещения являются украинские строительные нормы и правила — ДБН В.2.5-28-2006 «Природное и искусственное освещение». Нормы освещенности обязательны для всех организаций, осуществляющих деятельность в области строительства и монтажа опоры наружного освещения в городских и сельских поселениях.

Источник: https://sbk.ltd.ua/ru/chertezhi/179-normy-osveschenija-dorog-trebovanija-k-osveschennosti-ulits-ploschadej.html

Нормы освещения улиц

Для дополнения и замещения естественного освещения в ночное время возникает необходимость в искусственном освещении.

Качественное искусственное освещение обеспечивает безопасность на улицах и дорогах городских и сельских поселений, позволяет снизить число аварий на автомобильных дорогах и пешеходных переходах в темное время суток, а также способствует предотвращению преступных действий.

Нормы освещенности являются общепринятыми и регулируются документом СНиП 23-05-2010, включая СП 52.13330.2011.

  • Эти документы регламентируют требования к освещению для следующих объектов:
  • •      Нормы освещенности улиц и дорог городских поселений
  • •      Нормы освещенности улиц и дорог сельских поселений
  • •      Нормы освещенности подземных и надземных переходов
  • •      нормы освещенности АЗС и автостоянок
  • •      Нормы освещенности пешеходных пространств
  • Нормы уличного освещения зависят от типа улиц и дорог, а также от функциональных особенностей освещаемых объектов.
Читайте также:  Определение мощности и сопротивления резисторов по цветовой маркировке

Один из главных нормируемых показателей — средняя горизонтальная освещенность на уровне земли или дорожного покрытия. Ниже в таблицах приведены некоторые значения нормативов, согласно СП 52.13330.2011.

Нормы освещения улиц, дорог и площадей

Категория Класс Освещаемые объекты Пропускная способность, тыс. ед/ч Средняя освещенность дорожного покрытия Еср, лк, не менее
А А1 Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города Свыше 10 30
А2 Прочие федеральные дороги и основные улицы 7—9 20
А3 Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1 4—7 20
А4 Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра 3—5 20
Б Б1 Основные дороги и улицы города районного значения 3—5 20
Б2 То же 2—5 15
В В1 Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением 1,5—3 15
В2 Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали 1,5—3 10
В3 Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон 0,5—2 6

Нормы освещения улиц и дорог сельских поселений

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
1 Главные улицы, площади, общественных и торговых центров 10
2
  1. Улицы в жилой застройке:
  2. Основные
  3. Второстепенные (переулки)
6 4
3 Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов 2

Нормы освещения для подземных и надземных пешеходных переходов

Освещаемые объекты Еср, лк, не менее
1
  • Подземные пешеходные тоннели и переходы:
  • проходы
  • лестницы и пандусы
75 40
2 Открытые пешеходные мостики 10
3
  1. Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами:
  2. проходы
  3. лестничные сходы, съезды и смотровые площадки
75 50

Нормы освещения автозаправочных станций и стоянок

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
Автозаправочные станции
1
  • Подъездные пути с улиц и дорог:
  • Категорий А и Б
  • Категории В
15 10
2 Места заправки и слива нефтепродуктов 20
3 Остальная территория, имеющая проезжую часть 10
Стоянки, площадки для хранения подвижного состава
1 Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа 6

Нормы освещения пешеходных пространств

Класс объекта по освещению Освещаемые объекты Еср, лк, не менее
П1 Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов 20
П2 Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, посадочные площадки общественного транспорта, детские площадки и места отдыха во дворах 10
П3 Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов 6
П4 Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений 4
П5 Второстепенные проезды, дворы и хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов 2
П6 Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов 1

Для удовлетворения требований к уличному освещению необходимо ответственно подходить к выбору уличных светильников. Они должны быть устойчивы к воздействиям окружающей среды: работать в широком температурном диапазоне, иметь защиту от влаги и пыли, отличаться простотой монтажа и длительным сроком эксплуатации и, что немаловажно, экономно расходовать электроэнергию.

  1. Всем этим требованиям соответствуют уличные светодиодные светильники серии ДиУС и магистральные светодиодные светильники серии ДиУС-Ш производства компании «ПКФ «Транском».
  2. Основные преимущества светодиодных светильников ДиУС и ДиУС-Ш:
  3. · Высокая светоотдача
  4. · Работают при температуре от -60 до +40 °С
  5. · Низкое энергопотребление
  6. · Вариативность способов крепления и легкий монтаж
  7. · Не нуждаются в техническом обслуживании
  8. · Срок эксплуатации до 25 лет
  9. · Гарантия 5 лет

Источник: https://tdTranscom.ru/normy-osveshchennosti/normy-osveshcheniya-ulits/

Уличное освещение и безопасность в городе

2010-09-23

Установлено, что общее количество ДТП может быть уменьшено на 30%, а число происшествий на дорогах государственного значения и в зонах особой опасности (например, на перекрестках) — на 45%.

Такие результаты показывает другое исследование МКО, обобщающие выводы, полученные по всему миру в результате экспериментов по взаимосвязи наружного уличного освещения и аварийности на дорогах.

Удвоение средней яркости дорожного покрытия значительно снижает число ДТП в темное время суток.

Это отчетливо продемонстрировали эксперименты, проведенные по заказу министерства транспорта Германии на десяти участках дорог в шести крупных городах. Количество ДТП удалось снизить на 28%. Аварий с участием пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов стало меньше на 68%, а несчастных случаев — на 45%.

 Уличные светильники в борьбе с преступностью

Правильно спланированное, качественное уличное освещение также способствует предотвращению преступных действий.

Практика показывает, что акты насилия и преступления против собственности в основном происходят в темных уединенных местах, где совершающие подобные деяния чувствуют себя наиболее комфортно, так как в подобных условиях их трудно разглядеть и запомнить, а потенциальные жертвы практически беспомощны.

Более высокий уровень горизонтальной освещенности, сопровождаемый также повышением вертикальной освещенности в зонах с присутствием пешеходов, способствует лучшему визуальному восприятиюпространства.

Подозрительные перемещения окружающих становятся заметны с дальнего расстояния, а приметы и намерения приближающихся людей различаются четче.

Быстрое и ясное понимание ситуации дает нам больше времени на подготовку к опасности и адекватным ответным действиям.

Многочисленные исследования показали, что улучшение уличного освещения приводит к резкому спаду ночной преступности. Они также подтверждают, что более высокий уровень уличного освещения придает жителям города большее ощущение безопасности, что косвенно способствует дружелюбной атмосфере в городе и повышает качество жизни в нем.

 Экономика и псевдоэкономия при установке уличных фонарей

В силу ограниченного городского бюджета многие органы местной власти принимают решение об отключении части уличного освещения в ночное время. Жертвой подобной попытки сэкономить иногда становятся целые улицы, оказывающиеся в полной темноте в самые поздние часы. Даже не затрагивая пока вопросов безопасности на улицах, отметим, что данный подход неразумен.

Местные власти обычно не отдают себе отчета о том, насколько дешево в реальности обходится уличное освещение городу.

К тому же очень часто решения об урезании ночного света приходится отменять в результате массовых протестов местных жителей против подобных «перебоев в энергоснабжении».

Подробное изучение экономики уличного освещения показывает, что в целом оно обычно обходится городскому бюджету недорого, а затраты на его модернизацию быстро окупаются и позволяют добиться не меньшей экономии, чем при ночных отключениях старого оборудования.

Итак, из чего же складывается стоимость уличного освещения? Общая сумма состоит из затрат на создание и эксплуатацию этой системы уличного освещения.

Капитальные затраты включают в себя цену садово-парковых фонарей, элементов их крепления и опор, а также работ по монтажу. Эксплуатационные расходы состоят из стоимости электроэнергии, текущего ремонта и обслуживания уличных светильников, а также замены ламп.

Доля капитальных затрат в общей ежегодной стоимости уличного освещения существенно ниже, чем расходов на эксплуатацию.

Приведенная выше общая экономическая оценка не включает в себя стоимости ущерба, наносимого в результате аварий. Ее можно вычислить по статистике происшествий в ночное время.

Решения о частичном отключении уличного освещения часто принимаются с целью снижения эксплуатационных расходов, под коими подразумевается в основном стоимость электроэнергии. Поэтому подобные меры часто оправдывают экологическими соображениями (так как выработка энергии негативно влияет на окружающую среду).

На самом деле уличные светильники итак потребляют сравнительно небольшой объем электроэнергии, и их отключение не приносит желаемой заметной экономии.

Например, в Германии мощность, потребляемая наружным освещением, составляет только 0,1% от общего потребления, а годовой расход электроэнергии на эти цели — 0,7% от общенационального. Установленная мощность уличного освещения в Германии в пересчете на одного жителя составляет 13 Вт, что эквивалентно 50 кВт • ч годового расхода энергии.

В денежном выражении это выливается в сумму 3,5 евро на человека в год. Стоимость энергии для наружного освещения в среднем составляет 0,4% текущих расходов местных бюджетов.

Остальные эксплуатационные затраты добавляют к указанным цифрам еще 8 евро в год на человека, таким образом, общая стоимость уличного освещения равна около 12 евро в год на жителя города.

 Преимущества модернизации садово-парковых фонарей

В отдельных регионах затраты на электроэнергию оказываются довольно высокими. Практически всегда это объясняется наличием устаревших садово-парковых фонарей, которые работают в течение уже 20, 25, а то и 30 лет.

Единственным выходом в данной ситуации является модернизация уличного освещения, выражающаяся в частичном или полном обновлении используемых садово-парковых светильников.

Первый способ может подразумевать замену ламп на более новые модели с повышенной световой отдачей, установку «бюджетных» наружных светильников с оптимизированным светораспределением или переход к энергосберегающим системам и схемам включения.

При втором способе модернизации повышенная световая отдача новых ламп и светильников позволяет уменьшить расстояние между опорами наружного освещения, а значит уменьшить число светильников.

Примечания по российским стандартам

Источник: https://www.altie.ru/articles/134-ulichnoe-osveshchenie-i-bezopasnost-v-gorode.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]