Газовая арматура и оборудование
11 мая 2016 г.
Газовой арматурой называют различные приспособления и устройства, монтируемые на газопроводах, аппаратах и приборах, с помощью которых осуществляют включение, отключение, изменение количества, давления или направления газового потока, а также удаление газов.
Классификация газовой арматуры.
По назначению существующие виды газовой арматуры подразделяются:
- на запорную арматуру — для периодических герметичных отключений отдельных участков газопровода, аппаратуры и приборов;
- предохранительную арматуру — для предупреждения возможности повышения давления газа сверх установленных пределов;
- арматуру обратного действия — для предотвращения движения газа в обратном направлении;
- аварийную и отсечную арматуру — для автоматического прекращения движения газа к аварийному участку при нарушении заданного режима.
При выборе газового оборудования и арматуры необходимо руководствоваться действующими ГОСТ и СП.
Ценные сведения содержатся в материалах научно-исследова- тельекого центра промышленного газового оборудования «Газовик» (НИЦ ПГО «Газовик»), который занимается сбором, анализом, проверкой достоверности информации о степени качества, надежности, конкурентоспособности и безопасности продукции промышленного газового оборудования.
Вся арматура, применяемая в газовом хозяйстве, стандартизирована. По принятому условному обозначению шифр каждого изделия арматуры состоит из четырех частей. На первом месте стоит номер, обозначающий вид арматуры (таблица ниже).
Условные обозначения вида арматуры
Вид арматуры | Обозначение вида | Вид арматуры | Обозначение вида |
Краны для трубопроводов | 11 | Клапаны обратные поворотные | 19 |
Вентили запорные | 14 и 15 | Клапанырегулирующие | 25 |
Клапаны обратные подъемные | 16 | Задвижки запорные | 30,31 |
Клапаныпредохранительные | 17 | Затворы | 32 |
На втором — условное обозначение материала, из которого изготовлен корпус арматуры (таблица ниже).
Условные обозначения материалов корпуса арматуры
Материал корпуса | Обозначениематериала | Материал корпуса | Обозначениематериала |
Сталь углеродистая | с | Латунь и бронза | б |
Сталь кислотостойкая и нержавеющая | нж | Винипласт | вп |
Чугун серый | ч | Сталь легированная | лс |
Чугун ковкий | кч | Алюминий | а |
На третьем — порядковый номер изделия. На четвертом — условное обозначение материала уплотнительных колец: б — бронза или латунь; нж — нержавеющая сталь; р — резина; э — эбонит; бт — баббит; бк — в корпусе и на затворе нет специальных уплотнительных колец.
Например, обозначение крана ПбЮбк расшифровывается так:
11 — вид арматуры (кран), б — материал корпуса (латунь), 10 — порядковый номер изделия, бк — тип уплотнения (без колец).
Большинство видов арматуры состоит из запорного или дроссельного устройства. Эти устройства представляют собой закрытый крышкой корпус, внутри которого перемещается затвор.
Перемещение затвора внутри корпуса относительно его седел изменяет площадь отверстия для прохода газа, что сопровождается изменением гидравлического сопротивления.
В запорных устройствах поверхности затвора и седла, соприкасающиеся во время отключения частей газопровода, называют уплотнительными. В дроссельных устройствах поверхности затвора и седла, образующие регулируемый проход для газа, называют дроссельными.
Запорная арматура.
К запорной арматуре относят различные устройства, предназначенные для герметичного отключения отдельных участков газопровода. Они должны обеспечивать герметичность отключения, быстроту открытия и закрытия, удобство в обслуживании и малое гидравлическое сопротивление.
В качестве запорной арматуры на газопроводах применяют задвижки, краны, вентили.
Наиболее распространенный вид запорной арматуры — задвижки (рисунок ниже), в которых поток газа или полное его прекращение регулируют изменением положения затвора вдоль уплотняющих поверхностей. Это достигается вращением маховика. Шпиндель может быть выдвижным или невыдвижным.
Невыдвижной шпиндель при вращении маховика перемещается вокруг своей оси вместе с маховиком. В зависимости от того, в какую сторону вращается маховик, нарезная втулка затвора перемещается по резьбе на нижней части шпинделя вниз или вверх и соответственно опускает или поднимает затвор задвижки.
Задвижки с выдвижным шпинделем обеспечивают перемещение шпинделя и связанного с ним затвора путем вращения резьбовой втулки, закрепленной в центре маховика.
Для газопроводов давлением до 0,6 МПа используют задвижки из серого чугуна, а для газопроводов давлением более 0,6 МПа — из стали.
Затворы задвижек могут быть параллельными и клиновыми. У параллельных затворов уплотнительные поверхности расположены параллельно, между ними находится распорный клин.
Задвижки
а — параллельная с вьадвижным шпинделем: 1 — корпус; 2- запорные диски; 3 — клин; 4 — шпиндель; 5 — маховик; 6 — сальниковая набивка; 7 — уплотнительные поверхности корпуса; б — клиновая с невыдвижным шпинделем: 1 — клин; 2- крышка; 3 — втулка; 4 — гайка; J — маховик; 6 — сальник; 7 — буртик; 8 — шпиндель
При закрытии задвижки клин упирается в дно задвижки и раздвигает диски, которые своими уплотнительными поверхностями создают необходимую плотность.
В клиновых затворах боковые поверхности затвора расположены не параллельно, а наклонно. Причем эти задвижки могут быть со сплошным затвором и затвором, состоящим из двух дисков.
На подземных газопроводах целесообразно устанавливать параллельные задвижки.
Однако задвижки не всегда обеспечивают герметичность отключения, так как часто уплотнительные поверхности и дно задвижки загрязняются. Кроме того, при эксплуатации задвижек с неполностью открытым затвором диски истираются и приходят в негодность.
Все отремонтированные и вновь устанавливаемые задвижки необходимо проверять на плотность керосином. Для этого задвижку следует установить в горизонтальное положение и залить сверху керосин, с другой стороны затвор окрашивают мелом. Если задвижка плотная, то на затворе не будет керосиновых пятен.
На подземных газопроводах задвижки монтируют в специальных колодцах (рисунок ниже) из сборного железобетона или красного кирпича. Перекрытие колодца должно быть съемным для удобства его разборки при производстве ремонтных работ.
Устройство газовых колодцев
а — установка задвижки в колодце: 1 — футляр; 2 — задвижка; 3 — ковер; 4 — люк; 5 — линзовый компенсатор; 6 — газопровод; б -устройство малогабаритного колодца: 1 — отвод; 2 — кран; 3 — прокладка; 4 — стенка колодца
Колодцы имеют люки, которые легко открываются для осмотра и производства ремонтных работ. На проезжей части дороги люки устанавливают на уровне дорожного покрытия, а на незамощенных проездах — выше уровня земли на 5 см с устройством вокруг люков отмостки диаметром 1 м. Там, где возможно, рекомендуется управление задвижкой вывести под ковер.
В местах пересечения газопроводами стенок колодца устанавливают футляры, которые для плотности заделывают битумом. Колодцы должны быть водонепроницаемыми. Эффективное средство против проникновения грунтовых вод — гидроизоляция стенок колодцев. На случай проникновения воды в колодцах устраивают специальные приямки для ее сбора и удаления.
На газопроводах диаметром до 100 мм при транспортировании осушенного газа устраивают малогабаритные колодцы (рисунок выше) с установкой арматуры в верхней части, что обеспечивает обслуживание арматуры с поверхности земли. В таких колодцах вместо задвижек устанавливают краны.
В кранах с принудительной смазкой (рисунок ниже) герметизация достигается за счет введения между уплотняющими поверхностями специальной консистентной смазки под давлением.
Заправленная в пустотелый канал верхней части пробки смазка завинчиванием болта нагнетается по каналам в зазор между корпусом и пробкой.
Пробка несколько приподнимается вверх, увеличивая зазор и обеспечивая легкость поворота, шариковый клапан и латунная прокладка предотвращают выдавливание смазки и проникновение газа наружу.
Чугунный кран со смазкой под давлением
1 — каналы; 2 — основание пробки; 3 — болт; 4 — шариковый клапан; 5 — прокладка
Помимо кранов со смазкой применяют простые поворотные краны, которые подразделяют на натяжные, сальниковые и самоуплотняющиеся. Эти краны устанавливают на надземных и внутриобъектовых газопроводах и вспомогательных линиях (импульсные и продувочные газопроводы, головки конденсатосборников, вводы).
В натяжных кранах взаимное прижатие уплотнительных поверхностей пробки и корпуса достигается навинчиванием натяжной гайки на резьбовой конец пробки, снабженный шайбой.
Для создания натяжения пробки конец ее конической части не должен доходить до шайбы на 2-3 мм, а нижняя часть внутренней поверхности корпуса должна иметь цилиндрическую выточку. Это дает возможность по мере износа пробки крана опускать ее ниже, натягивая гайку хвостовика, и тем самым обеспечивать плотность.
Конденсатосборники.
Для сбора и удаления конденсата и воды в низких точках газопроводов сооружают конденсатосборники (рисунок ниже).
Конденсатосборники
а — высокого давления; б — низкого давления; 1 — кожух; 2 — внутренняя трубка; 3 — контакт; 4 — контргайка; 5 — кран; 6 — ковер; 7 — пробка; 8 — подушка под ковер железобетонная; 9 — электрод заземления; 10 — корпус конденсатосборника; 11 — газопровод; 12 — прокладка; 13 — муфта; 14 — стояк
В зависимости от влажности транспортируемого газа конденсатосборники могут быть большей емкости — для влажного газа и меньшей — для сухого газа. В зависимости от величины давления газа их разделяют на конденсатосборники низкого, среднего и высокого давлений.
Конденсатосборник низкого давления представляет собой емкость, снабженную дюймовой трубкой, которая выведена под ковер и заканчивается муфтой и пробкой. Через трубку удаляют конденсат, продувают газопровод и замеряют давление газа.
Конденсатосборники среднего и высокого давлений по конструкции несколько отличаются от конденсатосборников низкого давления. В них имеется дополнительная защитная трубка, а также кран на внутреннем стояке.
Отверстие в верхней части стояка служит для выравнивания давления газа в стояке и футляре. Если бы отверстия не было, то конденсат под давлением газа постоянно заполнял бы стояк.
При пониженных температурах возможны замерзание конденсата и разрыв стояков.
Под действием давления газа происходит автоматическая откачка конденсата. При закрытом кране газ оказывает противодействие на конденсат, который под действием своей массы опускается вниз. При открывании крана противодействие прекращается и конденсат выходит на поверхность.
Компенсаторы.
В процессе эксплуатации газопроводов величина изменения температуры может достигать нескольких градусов, что вызывает напряжения в несколько десятков МПа.
Поэтому для предотвращения разрушения газопровода от температурных воздействий необходимо обеспечить его свободное перемещение. Устройствами, обеспечивающими свободное перемещение труб, являются компенсаторы — линзовые, лирообразные и П-образные.
На подземных газопроводах наибольшее распространение получили линзовые компенсаторы (рисунок ниже).
Линзовый компенсатор
1 — патрубок; 2 — фланец; 3 — рубашка; 4 — полулинза; 5 — ребро; 6 — лапа; 7 — гайка; 8 — тяга
Линзовые компенсаторы изготавливают сваркой из штампованных полулинз. Для уменьшения гидравлических сопротивлений и предотвращения засорения внутри компенсатора устанавливают
направляющий патрубок, приваренный к внутренней поверхности компенсатора со стороны входа газа. Нижняя часть линз через отверстия в направляющем патрубке заливается битумом для предупреждения скопления и замерзания в них воды.
При монтаже компенсатора в зимнее время его необходимо немного растянуть, а в летнее — сжать стяжными тягами. После монтажа тяги надо снять. Компенсаторы при установке их рядом с задвижками или другими устройствами обеспечивают возможность свободного демонтажа фланцевой арматуры и замены прокладок (рисунок ниже).
Установка компенсаторов
а — линзового с задвижкой; б — резинотканевого; 1 — нижний кожух; 2 — верхний кожух; 3 — штифт; 4 — муфта; 5 — насадка; 6 — колпак; 7 — ковер малый; 8 — подушка под ковер; 9 — труба водогазопроводная усиленная; 10 — фланец приварной; 11 — задвижка; 12, 14 — прокладки; 13 — компенсатор двухлинзовый
Ввиду того что в колодцах очень часто находится вода, гайки и стяжные болты ржавеют, поэтому работа с ними затрудняется, а в отдельных случаях эксплуатационный персонал оставляет стяжные болты на линзовых компенсаторах, не свертывая гайки. Линзовый компенсатор перестает выполнять свою функцию, поэтому новые конструкции компенсаторов не предусматривают стяжных болтов. При ремонтах применяют струбцину для сжатия компенсаторов.
В связи с тем что компенсаторы выполнены из тонкостенной стали толщиной 3-5 мм, они не могут быть равнопрочны трубе. Ограниченность давления — основной недостаток линзовых компенсаторов. Для увеличения допустимого давления компенсаторы изготовляются из более прочной стали, с большим количеством волн, но меньшей высоты.
Существуют компенсаторы, выполненные из гнутых, обычно цельнотянутых труб (П-образные и лирообразные). Основной недостаток таких компенсаторов — большие габариты. Это ограничивает их применение на трубопроводах больших диаметров. В практике газоснабжения гнутые компенсаторы распространения не получили и совершенно не применяются в качестве монтажных компенсаторов при установке задвижек.
Большим достоинством обладают резинотканевые компенсаторы (рисунок выше). Они способны воспринимать деформации не только в продольном, но и в поперечном направлениях. Это позволяет использовать их для газопроводов, прокладываемых на территориях горных выработок и в сейсмоопасных районах.
Источник: https://ros-pipe.ru/tekh_info/tekhnicheskie-stati/gazovoe-oborudovanie-promyshlennykh-predpriyatiy898/gazovaya-armatura-i-oborudovanie/
Какая запорная арматура для трубопроводов есть на рынке и какую лучше использовать
Содержание:
Функционирование трубопровода требует его постоянного обслуживания. Для этого используют разные виды трубопроводной арматуры — предохранительную, спускную, запорную и т.д. К примеру, чтобы частично или полностью перекрыть движение рабочей среды в системе, применяют запорную арматуру для трубопроводов. О характеристиках и типах арматуры трубопроводов будет рассказано в этой статье.
Виды арматуры для трубопроводов
Выделяют следующие виды трубной арматуры:
- регулирующая;
- запорно-регулирующая;
- невозвратно-запорная;
- запорная;
- предохранительная;
- обратная;
- невозвратно-управляемая;
- смесительно-распределительная;
- дренажная (спускная);
- отводная;
- отключающая (защитная);
- редукционная (дроссельная);
- фазоразделительная;
- контрольная.
Как нетрудно догадаться, каждая разновидность продукции предназначена для определённых целей, которым соответствует и устройство трубопроводной арматуры.
Например, запорную трубопроводную арматуру используют для перекрытия движения рабочей среды (или совокупности сред) с целью проведения профилактических работ в сети.
Предохранители служат для защиты трубопровода от превышения рабочего давления, в результате которого система может выйти из строя, путём сброса излишков перемещаемой среды.
Регулирующая арматура предназначена для поддержания нужного количества носителя с помощью изменения его расхода.
Возникновение возвратного потока, снижающего производительность системы, предотвращается обратными элементами (в частности, невозвратно-запорными и невозвратно-управляемыми).
Сброс из трубопроводной системы рабочей среды осуществляется путём использования спусковых, или дренажных, приспособлений.
Разделение фаз (при условии, что в трубах перемещается несколько фазовых состояний среды) производится при помощи фазоразделительных элементов.
Типы трубопроводной арматуры
Сфера использования арматуры для трубопроводов достаточно широка, она используется во всех типах промышленных трубопроводов, в том числе и в технологически опасных производствах (при перемещении ядовитых, взрывчатых, экологически опасных веществ). Поэтому характеристики трубопроводной арматуры должны полностью соответствовать государственным стандартам безопасности. Обычно производством таких изделий занимаются крупные предприятия.
Сообразуясь с планируемым применением трубной арматуры, выделяют продукцию:
- Общетехнического применения.
- Для особых условий.
- Промышленную специальную.
- Судовую и транспортную.
- Промышленную сантехническую.
Изделия общего назначения производятся серийно и могут применяться в любой сфере производства.
Источник: https://trubaspec.com/soedinenie-trub/kakaya-zapornaya-armatura-dlya-truboprovodov-est-na-rynke-i-kakuyu-luchshe-ispolzovat.html
Применение устройств задвижки для трубопроводов клинового типа: особенности, устройство, виды и характеристики
Водопроводная задвижка – это элемент, относящийся к запорной арматуре, и предназначенный для полного перекрытия трубы в системе водоснабжения. Конструкция данного приспособления позволяет использовать ее не только для остановки воды, но и для перекрытия потока сжатого воздуха, жидких углеводородов и так далее.
Кроме того, широкое распространение некоторых типов данных устройств (например, секущие задвижки) получили в нефтяной отрасли.
Устанавливаться запорная арматура может не только на металлические, но и на пластиковые трубы. Главное – обеспечить надежное соединение элементов системы.
Вне зависимости от типа все приспособления для перекрытия водопроводной трубы состоят из следующих деталей:
В корпусе находится полость, в которой размещены запорные элементы.
В большинстве случаев корпус изготавливается из чугуна или стали, соединение с другими элементами инженерной системы происходит при помощи фланцев или посредством сварки.
Главное достоинство первого способа – возможность быстрой и простой замены элемента в случае поломки. Сварочный же шов является самым надежным способом соединения, поэтому чаще всего в системах водоснабжения применяется именно он.
Узел для управления состоит из винтового штока (вентиля), махового колеса и резьбовой втулки, при помощи которой крутящий момент преобразуется в поступательное перемещение затвора. Узел устанавливается в верхней части приспособления, причем все его элементы располагаются в собственном металлическом кожухе. Соединение с основным корпусом происходит при помощи фланцев.
Кроме того, в конструкцию входит бугельный узел задвижки, обеспечивающий вынос соединения шток-гайка за пределы основного корпуса. Таким образом, соединение защищается от негативного воздействия перемещаемой среды (например, высокой температуры).
Работа трубопроводной задвижки происходит по следующему принципу:
- Оператор или электропривод приводит в движение маховое колесо.
- Благодаря резьбовому соединению приводится в движение шток.
- Шток перемещает затвор (данный процесс контролируется направляющей).
- Затвор перекрывает корпус, препятствуя перемещению жидкой среды в трубопроводе.
Для открытия затвора необходимо повернуть маховик в обратном направлении.
В большинстве случаев сильно изношенные водопроводные запорные устройства не подлежат ремонту, единственное верное решение – замена. Поэтому внимательно следите за правильностью ее применения.
Достоинства водопроводных задвижек
Смотреть видео
Водопроводная задвижка – самая популярная разновидность запорной арматуры во всем мире, главное достоинство которой – низкая стоимость. Кроме того, запорная задвижка обладает следующими преимуществами:
Данное приспособление не содержит сложных элементов, поэтому вероятность его поломки минимальна. Кроме того, при износе или повреждении какой-либо детали замена происходит достаточно быстро, что важно для водоснабжения, используемого круглосуточно.
Длина данного приспособления не превышает нескольких сантиметров, поэтому они являются оптимальным вариантом для установки в ограниченном пространстве (например, в колодце).
- Обширная сфера применения.
Водопроводные запорные устройства могут быть использованы для трубопроводов, изготовленных из любых материалов и используемых для любых целей.
После установки водопроводной запорные устройства можно менять направление движения жидкости, переворачивать элемент нет необходимости.
- Малое гидравлическое сопротивление.
При проектировании системы водоснабжения нет необходимости учитывать гидравлическое сопротивление, создаваемое водопроводной арматурой для остановки движения жидкости в трубе, так как оно практически равно нулю.
Главное – следить за тем, чтобы открытие происходило полностью.
В противном случае возможно не только создание существенного гидравлического сопротивления (способного повлиять на работоспособность системы водоснабжения), но и быстрый износ запорного элемента.
- Возможность установки на трубопроводы, по которым перемещается жидкость с высокой температурой.
Максимальная температура перемещаемой среды – 565 °С.
Водопроводные запорные устройства выпускаются диаметром от 40 до 2000 миллиметров, поэтому могут быть использованы абсолютно во всех системах.
Данный элемент (в отличие от других видов запорной арматуры) позволяет добиться максимальной герметичности.
Данное приспособление способно сдерживать жидкость с рабочим давлением до 25 Атмосфер.
Виды и классификация водопроводных задвижек
В зависимости от типа используемого материала различают стальные и чугунные устройства. Приспособления первого типа дешевле и могут быть присоединены к трубе при помощи муфт или фланцев, во втором случае возможно исключительно фланцевое соединение.
Особое строение клиновой задвижки с не выдвижным шпинделем позволяет добиться минимального размера (как в длину, так и в ширину).
Основная же классификация задвижек – по типу запорного элемента. В настоящее время существуют следующие виды водопроводных задвижек:
- клиновые;
- параллельные;
- шланговые;
- шиберные.
Клиновые задвижки: особенности
Смотреть видео
Главное достоинство клинового приспособления для перекрытия потока жидкости в водопроводной трубе – расположение седел под малым уклоном.
Таким образом, подвижный элемент принимает форму жесткого, двухдискового или упругого клина. В любом случае в закрытом состоянии клин плотно входит между седлами, обеспечивая абсолютную герметичность системы.
Выбирается же тип запорного элемента в зависимости от области применения.
Упругий клин сочетает в себе достоинства первых двух видов: простота конструкции и обеспечение герметичности в случае неточности при подборе устройства.
Параллельные задвижки: конструкция
В отличие от клинового устройства в параллельных водопроводных запорных устройствах для перекрытия трубы поверхности седел расположены параллельно друг другу. Надежность такой системы несколько ниже, однако ее вполне достаточно для большинства сфер применения.
Главное достоинство параллельного приспособления (в сравнении с клиновым) – простота конструкции (детали, расположенные параллельно гораздо проще изготовить, а значит, вероятность погрешности и ошибки минимальна).
Диаметр проходного отверстия и длина устройства могут быть различными, поэтому вы всегда сможете подобрать оптимальный вариант для своей системы.
Задвижка Лудло
Задвижка Лудло – это параллельное двухдисковое устройство с распорным клином, повсеместно используемые во всем мире более 150 лет. Название устройства произошло от имени компании, которая впервые поставила его на рынок – Ludlow Valve Manufacturing Company.
Такие устройства изготавливаются исключительно из чугуна и отличаются предельной долговечностью (более 100 лет). В нашей стране производство налажено с 80х годов прошлого столетия в Санкт-Петербурге.
Шланговые задвижки
Строение шланговой водопроводной задвижки кардинально отличается от устройства запорной арматуры остальных видов. В конструкции элемента нет седел и затвора, перекрывание среды происходит за счет пережима эластичного шланга, находящегося в корпусе запорного элемента.
Основное достоинство такой системы – исключение контакта стальных деталей с перемещаемой средой, что положительно влияет на долговечность приспособления. Главное – при выборе шланговой арматуры – правильно подобрать марку резины. Выбор зависит от области применения, чаще всего такие приспособления используются на трубах, по которым перемещаются агрессивные и вязкие жидкости.
Шиберные устройства
Устройство шиберной задвижки практически идентично параллельной. Единственное отличие – использование одного шибера вместо двух седел для перекрытия трубы. Такое устройство является наименее надежным из всех представленных, поэтому используется только в системах, не требующих абсолютной герметичности (например, канализация и другие системы с большим количеством примесей).
Смотреть видео
Источник: https://tehnova.ru/otoplenie/primenenie-ustrojstv-zadvizhki-dlya-truboprovodov-klinovogo-tipa-osobennosti-i-preimushhestva.html
Водопроводные задвижки: виды и типы, принцип работы и монтаж
Доброе время суток, дорогой читатель! Сети водоснабжения являются сложной системой, которая нуждается в тщательном регулировании, периодическом ремонте или замене кранов, участков труб, водяных счётчиков и других элементов, входящих в состав системы. Именно для управления потоком воды или его полной остановки и применяются водопроводные задвижки и затворы.
Что такое и где используются
Задвижки являются распространённым типом запорной арматуры, применяемой для полного перекрытия движение среды для проведения ремонтных работ в системе или техобслуживания сантехнических приборов.
Ими оснащаются практически любые трубопроводы диаметром от 15 мм до 2 м в системах подачи горячей/холодной воды и нефтепродуктов, эксплуатирующихся с постоянным высокоскоростным движением среды под давлением до 25 МПа.
Они обладают сравнительно простой конструкцией, небольшой строительной длиной, малым гидравлическим сопротивлением, пригодны для эксплуатации в условиях разной сложности, могут управляться вручную или с помощью электропривода.
Для отключения газового оборудования чаще всего устанавливаются задвижки типа «Лудло» с выдвижным шпинделем.
Если задвижки в основном используются в качестве запорных устройств, то водопроводные запоры выполняют обе функции трубопроводной арматуры. Они имеют возможность не только останавливать поток, но и регулировать расход воды. Однако они ограничены по допустимому значению рабочего давления — до 2,5 МПа.
Конструкция и принцип действия
Конструкция водопроводной задвижки состоит из трёх основных узлов:
- Корпуса с крышкой, в полости которого располагаются запорные детали и удерживается определённая часть рабочего вещества под давлением. Корпус представляет собой полую цельнолитую или разборную конструкцию из стали, чугуна или цветных металлов. Все его поверхности защищены от воздействия коррозии эпоксидной смолой. У корпуса имеются два патрубка (входной и выходной), которыми устройство соединяется с трубопроводом.
- Запорного узла, состоящего из двух сёдел и затвора. Седла имеют параллельное или угловое по отношению друг к другу расположение, к их уплотнительным поверхностям при срабатывании задвижки на закрытие прижимается своими уплотнительными поверхностями запорная деталь. Центрирование запора обеспечивают направляющие в форме вертикальных цилиндров с пазами, изготовленных из износостойкой пластмассы или являющиеся выступающей частью внутренней поверхности корпуса. Сам запор в зависимости от модификации задвижки может иметь форму клина, одного или двух дисков;
- Узла управления. В его состав входит винтовой шток (шпиндель), маховое колесо и резьбовая втулка, при помощи которой происходит преобразование крутящего момента в поступательное перемещение затворной детали. Ходовой узел может находиться в верхней части полости корпуса устройства или располагаться вне его. Отверстие, через которое шпиндель выходит из корпуса герметизирует специальный уплотнитель, функционирующий по принципу сильфона или сальника.
Принцип её работы заключается в следующим:
- маховик приводится в движение вручную или от электрического привода;
- усилие передаётся через резьбовое соединение штоку, который перемещает затвор по направляющим перпендикулярно потоку;
- запорная деталь плотно прижимается к сёдлам и останавливает перемещение потока жидкости в трубопроводе.
Чтобы открыть задвижку маховое колесо поворачивают в обратную сторону.
Затворы водоснабжения
В затворе водопровода запорный элемент выполнен в форме диска, диаметр которого равен размеру внутреннего диаметра трубы. Во время открывания и закрывания затвора диск вращается вокруг оси, перпендикулярной направлению потока.
Корпус затвора имеет укороченную цилиндрическую форму, бывает разборным и монолитным (цельносварная конструкция).
Изготавливается он из чугунных сплавов, разных видов сталей, цветных металлов, композитных полимеров.
В его полости располагается запорный орган, представленный из подвижной части — плоского или двояковыпуклого диска и неподвижной — седла. В качестве уплотнителей используются кольца из эластичной резины.
Виды и классификация водопроводных задвижек
По конструкции запорного органа задвижки для водопроводных систем подразделяются на:
Клиновые задвижки оснащаются затвором конусообразной формы, который в положении «закрыто» плотно входит в пространство между сёдлами. Клин может быть разных видов:
- жёстким, имеющим форму суженной к низу цельной пластины. Она плавно опускается в нижнюю часть устройства и перекрывает в перпендикулярном направлении проходные отверстия сёдел, прерывая таким образом движение рабочей среды. Жёсткий клин надёжно запирает проходное отверстие, однако более подвержен ржавлению и сложнее подгоняется к сёдлам. Поэтому в таких устройствах существует опасность заклинивания и возникают трудности в поднятии клина при резких перепадах температур;
- двухдисковым — состоящим из двух дисков, которые подвижно скреплены между собой под углом друг к другу. При срабатывании задвижки на закрытие оба элемента поворачиваются относительно друг друга и закрывают проходные отверстия в сёдлах, плотно прижавшись к их уплотнительным поверхностям. При открывании они отодвигаются от сёдел, освобождая проход рабочему веществу. Такая конструкция запорного органа обеспечивает хороший уровень герметичности, снижает риск заклинивания и увеличивает рабочий ресурс всего устройства;
- упругим, два диска которого связаны между собой упругой резиновой деталью. Он способен сгибаться под воздействием напора воды, обеспечивая таким образом более плотного прижатия к уплотнительным материалам сёдел. Задвижки с обрезиненным клином требуют меньшего усилия при управлении, обладают гладкими поверхностями прохода, снижающими силу трения и износ элементов запорного органа.
К параллельным задвижкам относятся устройства, у которых уплотнительные поверхности запорного или регулирующего органа располагаются в параллельных плоскостях друг к другу.
Для печных дымоходов используют шиберные задвижки, в конструкцию которой входит рамка и металлическая пластина с ручкой. При открывании задвижки пластина выдвигается из рамки, при закрывании возвращается в первоначальное положение.
Критерии выбора задвижек
Для правильного выбора водяной задвижки необходимо выполнить тщательный анализ исходных требований к её техническим характеристикам, а также сравнить цены на изделия у разных производителей.
Выполняют такой анализ в следующей последовательности:
- определение назначения и условий работы арматуры (свойства рабочей среды, значение максимального рабочего давления и диапазон температур);
- определение номинального размера условного прохода (ДУ);
- выбор метода управления устройством;
- выбор материала корпусных деталей;
- уточнение функции(запирание или регулирование);
- выбор конструктивной модификации изделия;
- окончательное определение геометрических параметров устройства (строительной длины и высоты, размеров присоединительных концов, способа присоединения к импульсной линии, количество крепёжных элементов и т. д.);
- выбор соответствующей модели по номенклатуре выпускаемых задвижек.
Арматура из чугуна для систем отопления и водоснабжения в последнее время применяются реже, в основном здесь используют стальные устройства. Чугунную запорную арматуру чаще устанавливают в канализации, в системах подачи сжатого воздуха, пара и сыпучих материалов.
Соединение с трубопроводом и монтаж
Присоединительные концы задвижек могут быть фланцевыми, муфтовыми или предназначенными под приварку. От этого фактора и типа трубы в системе зависит способ проведения монтажного процесса.
Подсоединение к металлическим водопроводным трубам
Монтаж задвижек в систему водоснабжения из металлических труб выполняют следующим образом:
- вырезают в месте установки участок трубы, равный по длине размеру корпуса устройства;
- зачищают края;
- в зависимости от типа присоединения к процессу выбранной задвижки либо нарезают на краях труб резьбу, либо приваривают к ним ответные фланцы;
- выполняют герметизацию мест соединения: фланцевые — уплотняют резиновыми кольцами, резьбу — льняной нитью;
- фиксируют задвижку на трубопроводе: фланцы скрепляют с помощью болтов и шайб или наворачивают присоединительные патрубки на подготовленную резьбу.
Монтаж в систему из пластиковых труб
При установке задвижки на пластиковую трубу:
- вырезают участок трубы нужной длины;
- оба конца надевают на разогретые до 260ºС насадки сварочного аппарата;
- после нагрева вставляют в них присоединительные патрубки устройства;
- удерживают места соединения в неподвижном состоянии в течение нескольких минут до полного отвердевания пластика.
Особенности установки на печные трубы
Печную задвижку устанавливают на дымоход на этапе его возведения:
- кладут ряд кирпичей согласно порядовке;
- вырезают сверху в кирпиче углубление, совпадающее по размерам с толщиной рамки задвижки и сбоку паз для ручки;
- укладывают шибер в подготовленное углубление на цементном растворе;
- кладут следующий ряд кирпича.
Несколько рекомендаций по монтажу и полезных советов
Существует ряд правил, которым следует следовать при монтаже в обязательном порядке, а именно:
- запорная арматура не должна в момент установки и по окончанию монтажа испытывать внешние нагрузки, в том числе и от трубопровода;
- место установки должно быть доступно для дальнейшего проведения осмотров и техобслуживания;
- при монтаже на горизонтальном участке трубопровода запрещается располагать устройство маховиком вниз, на вертикальном участке — положение маховика может быть любым;
- запрещается разбирать устройство под давлением;
- перед установкой задвижки выполняют пропарку внутренних поверхностей горячей водой с последующей сушкой;
- перед задвижкой желательно разместить магнитно — резонансный фильтр;
- при открывании и закрывании задвижки штурвал следует поворачивать плавно, не допуская рывков;
- своевременно подтягивать втулку сальника;
- опрессовку трубопровода следует проводить при открытых задвижках.
Если у вас есть полезные советы по монтажу водопроводных задвижек, то поделитесь ими в комментариях. Подписывайтесь на наш канал, делитесь своим опытом с нами, а также в социальных сетях.
(Пока оценок нет)
Загрузка…
Источник: https://vseotrube.ru/ventili-i-zadvizhki/dlya-vodoprovoda
Оборудование и арматура для газопроводов
Для сооружения подземных и внутридомовых газопроводов применяю стальные трубы, изготовленные из хорошо сваривающихся малоуглеродистых сталей. Для подземных, надземных и внутренних газопроводов среднего и высокого давления применяют стальные трубы из спокойной стали.
Для подземных, надземных и внутренних газопроводов низкого давления применяют стальные трубы из кипящей полуспокойной или спокойной стали.
По способу изготовления стальные трубы подразделяют на бесшовные и сварные. После изготовления трубы подвергаются гидравлическим испытаниям.
Полиэтиленовые трубы наиболее легкие, обладают высокой коррозийной устойчивостью и хорошими диэлектрическими качествами, имеют малую массу и легки в обработке.
Арматура трубопроводная – это устройство, предназначенное для включения, отключения, распределения и регулирования газовых потоков в газопроводе.
Виды газовой арматуры:
1) запорная – для периодических герметичных отключений отдельных участков газопровода.
2) предохранительная – для предупреждения повышения давления в газопроводе сверх установленных пределов.
3) обратного действия – для предотвращения движения газа в обратном направлении.
4) аварийная или отсечная – для автоматического прекращения движения газа к аварийному участку при нарушении заданного режима.
5) конденсатоотводящая – для удаления конденсата из конденсатосборника.
Вся промышленная арматура стандартизирована, шифр каждого типа арматуры состоит из 4-х частей:
a) вид арматуры;
b) материал корпуса;
c) порядковый номер изделия;
d) тип уплотнения.
В качестве запорных устройств в газопроводе применяют краны и задвижки, а также вентили для газопроводов небольших диаметров. Для газопроводов низкого давления гидравлические затворы.
Краны используют для регулирования потоков газа в горелках. Их изготавливают из бронзы, латуни и чугуна. Для надземных и подземных газопроводов применяют краны чугунные с давлением 0,6 МПа и стальные с давлением 0,4 МПа.
Задвижки используют на газопроводах всех давлений, а также для регулирования подачи газа в горелки котлов и печей. На газопроводах большего давления применяют задвижки с электроприводами.
На подземных газопроводах отключающую арматуру устанавливают в железобетонных кольцах.
12 Надземные газопроводы
Надземная прокладка газопроводов допускается: на участках переходов через естественные и искусственные преграды; по стенам зданий внутри жилых дворов и кварталов; для межпоселковых газопроводов, расположенных в районах распространения скальных, вечномерзлых грунтов, при наличии оползней, горных выработок, карстов и т.д., где при подземной прокладке по расчетам возможно образование провалов, трещин с напряжениями в газопроводах, превышающими допустимые.
Прокладка газопроводов на опорах по территории поселений, за исключением промышленных зон, не рекомендуется.
При проектировании надземного газопровода необходимо предусматривать технические решения, защищающие газопровод от наезда автотранспорта.
Газопроводы по стенам зданий рекомендуется прокладывать без нарушений архитектурных элементов фасада на высоте, обеспечивающей возможность осмотра и ремонта газопроводов и исключающей возможность их механического повреждения.
Расстояние по горизонтали (в свету) от газопроводов до дверных и оконных проемов зданий рекомендуется принимать не менее 0,5 м. Размещение отключающих устройств на газопроводах под проемами и балконами, расположенными на расстоянии менее 3 м от газопровода, не рекомендуется.
При прокладке газопровода на опорах вдоль зданий, расстояние до которых не нормируется, опоры и газопровод не должны препятствовать открыванию оконных и дверных блоков.
Высоту от уровня земли до низа трубы (или изоляции) газопровода, прокладываемого на опорах, в соответствии с требованиями СНиП II-89 следует принимать в свету, не менее:
а) в непроезжей части территории, в местах прохода людей – 2,2 м;
б) в местах пересечения с автодорогами (от верха покрытия проезжей части)-5м;
в) в местах пересечения с внутренними железнодорожными подъездными путями и путями общей сети — в соответствии с требованиями ГОСТ 9238;
г) в местах пересечения с трамвайными путями – 7,1 м от головки рельса;
д) в местах пересечения с контактной сетью троллейбуса (от верха покрытия проезжей части дороги) — 7,3 м.
В местах нерегулярного проезда автотранспорта (внутренние подъезды к домовладениям и т.д.) высоту прокладки надземных газопроводов допускается сокращать, но не более чем до 3,5 м. При этом на газопроводе следует устанавливать опознавательные знаки, ограничивающие габариты транспорта.
На свободной территории в местах отсутствия проезда транспорта и прохода людей допускается прокладка газопровода на высоте не менее 0,35 м от поверхности земли до низа трубы (при ширине группы труб до 1,5 м) и не менее 0,5 м (при ширине группы труб более 1,5 м).
Расстояние между опорами (креплениями) газопроводов следует принимать в соответствии с требованиями подраздела «Расчет газопроводов на прочность и устойчивость».
С целью уменьшения перемещений и снижения напряжений в газопроводе от температурных и других воздействий по трассе следует предусматривать, кроме промежуточных опор (скользящих, гибких, маятниковых и т.д.), неподвижные опоры на газопроводе и установку между ними компенсаторов (линзовых, сильфонных), а также самокомпенсацию за счет изменения направления трассы.
Расстояния в свету между надземными газопроводами и трубопроводами инженерных коммуникаций при их совместной прокладке следует принимать исходя из условий монтажа, осмотра и возможности ремонта.
Допускается крепление газопроводов к газопроводам и трубопроводам других инженерных коммуникаций (за исключением трубопроводов,
транспортирующих агрессивные жидкости) по согласованию с организациями, в ведении которых находятся данные инженерные коммуникации.
При прокладке газопроводов по мостам должен быть обеспечен свободный доступ для их осмотра и ремонта.
Список используемой литературы
1) Гордюхин А.И. «Газовые сети и установки»: – М.: 1982.
2) Ионин А.А. «Газоснабжение»: учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1989. – 439с.
3) Стаскевич Н.Л. «Справочник по газоснабжению»
4) СНиП 2.04.08-87 «Газоснабжение»
Источник: https://cyberpedia.su/2x6f75.html
Запорная арматура для газопровода
Во время эксплуатации газового трубопровода использование запорной арматуры быстро и легко позволяет перекрывать поток рабочей среды. С ее помощью отключают участки сети, аппаратуру и приборы.
Запорная арматура для газопроводов должна соответствовать определенным стандартам. Основной параметр – герметичность. Согласно ГОСТу для установки на газовые трубы подходят модели класса A. Важно, чтобы газовая запорно-регулирующая арматура быстро открывалась и закрывалась. Не должно требоваться значительного усилия для ручного управления ею.
Виды газовой запорной арматуры: задвижки, шаровые краны, клапаны, вентили и другие устройства. Могут привариваться к трубам или крепиться посредством муфтовых, фланцевых, штуцерных соединений.
Задвижки
Самое распространенное устройство. Запирающий элемент – клин – в ней расположен перпендикулярно потоку рабочей среды.
Достоинства: малое гидравлическое сопротивление; возможность эксплуатации при рабочих температурах до 565 °C; давлении газа до 25 МПа на трубопроводах диаметром 50–2000 мм.
Задвижка клиновая AVK со стальными сварными концами, PN 16, для природного газа
Запорная арматура AEON для газоснабжения
Затворы
Перекрывают трубу запирающим элементом в форме диска, расположенным перпендикулярно ей. Применяются не только для отключения участков сети, но и для регулирования потока рабочей среды.
(!)Если газ транспортируется под высоким или средним давлением, то такая газовая запорная арматура не используется.
Клапаны
Они похожи на задвижки, но затвор в них перемещается не перпендикулярно, а параллельно оси трубопровода. Используются для перекрытия потока рабочей среды или ее регулирования. Бывают устройства, выполняющие обе функции.
Достоинства: способность работать при значительных температурах и высоком давлении; легкость ремонта и обслуживания; небольшой вес и малая строительная высота; герметичность.
Недостаток: устройства этого вида не подходят для применения на трубопроводах большого диаметра.
Шаровые краны
Запорно-регулирующая арматура, в которой подвижная деталь затвора имеет сферическую форму.
Достоинства: надежны, компактны, герметичны, имеют простую конструкцию.
Раньше их делали из металла, и они не обеспечивали плотного перекрытия среды, и только с изобретением новых материалов – в частности, фторопласта – их конструкция усовершенствовалась.
Материалы для корпуса запорной арматуры для газа: чугун, сталь, латунь и бронзу. Выбор материала зависит от условий эксплуатации.
Краны шаровые для газоснабжения
ЗАКАЗАТЬ!
За дополнительной информацией Вы всегда можете обратиться к нашим менеджерам по телефону: +7 (495)783-7654 , e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
←Архив новостей
Источник: https://www.ooosoyuz.ru/armatura-dlja-gazosnabzheniya/zapornaya-armatura-dlya-gaza
Назначение задвижек – Задвижки для воды, пара, газа | Задвижки для отопления, вентиляции и водопровода- компания «Грант-Комплект»
Во всех случаях назначение задвижек состоит в перекрытии потока среды маховиком или с помощью привода (электропривода, гидропривода, пневмопривода).
Вопросам преимущественного использования арматуры того или иного типа уделяется большое внимание. Выбор типа арматуры обусловлен совокупной оценкой всех производственных требований.
Как правило, один и тот же тип задвижки для трубы подходит для эксплуатации в разных средах.
Задвижки для воды
Задвижки для водопровода маркируются в соответствии со следующими требованиями:
- наименование (товарный знак) производителя;
- условный проход;
- давление (условное или рабочее) и температура среды;
- марка стали;
- направление потока среды.
На трубах внешних водопроводных сетей чаще всего устанавливаются дисковые задвижки. Задвижки устанавливаются на сети внутреннего трубопровода при диаметре 50 мм и более. При малых давлениях применяются параллельные двухдисковые задвижки, при больших – клиновые, с упругим, цельным или составным клином. Задвижки для воды изготавливаются из чугуна, стали, бронзы.
Задвижка для пара
На паропроводах во избежание энергопотерь устанавливают минимум запорно-регулирующей арматуры. Задвижки для пара на трубопроводах, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением более 0,07 МПа или горячую воду, имеющую температурные показатели свыше 115° С, должны быть рассчитаны на работу со следующими показателями среды:
Категория трубопроводов | Группа | Рабочие параметры среды | |
Давление, МПа | Температура, ° С | ||
I | 1 | Не ограничено | > 560 |
2 | Не ограничено | > 520 до < 560 | |
3 | Не ограничено | > 450 < 520 | |
4 | Более 8,0 | ||
II | 1 | До 8,0 | > 350 < 450 |
2 | До 8,0 | < 350 | |
III | 1 | До 4,0 | > 250 < 350 |
2 | Более 1,6 до 4,0 | < 250 | |
IV | Более 0,07 до 1,6 | > 115 < 250 |
Для облегчения открытия запорной арматуры, требующей значительного вращающего момента, задвижки для отопления должны быть оснащены обводными линиями.
Задвижки для газа
На газопроводах устанавливают как чугунные, так и стальные задвижки всех давлений с диаметрами 50 мм и более. Задвижки для газа параллельные монтируются на газопроводах с давлением до 0.
3 МПа, клиновые задвижки устанавливаются для любых давлений. Чугунные задвижки применяются при давлении газа до 0.6 МПа, при большем давлении – стальные.
На газопроводах, имеющих большой диаметр, и при высоких давлениях среды применяют задвижки, оснащенные редуктором и червячной передачей либо электрическим приводом.
Одним из важнейших условий обеспечения безопасности при работе с различными газами, в том числе токсичными и взрывоопасными, является герметичность изделия.
Задвижки, эксплуатируемые на газопроводах, должны соответствовать по этому показателю классу «А».
На металлическую поверхность задвижки для продления срока эксплуатации наносят антикоррозийное, полиуретановое или электростатическое покрытие.
Задвижки с успехом применяются и на других магистралях. Так, шиберные задвижки могут применяться там, где установка другой арматуры не допустима, например, шиберная задвижка для вентиляции.
Свое назначение задвижки наилучшим образом выполняют, когда востребованы малое гидравлическое сопротивление и малая строительная длина (при малых давлениях).
Источник: https://GrantKom.ru/product-category/1_1/zadvizhki/naznacheniye_zadvizhek/