Двигатель – единственный источник крутящей силы, механической энергии, без которого ваша стиральная машина не справится со стиркой белья. Он подвержен износу – как и остальные подвижные части стиральной машины-автомата (СМА). На него ложится большая нагрузка, чем на барабан, – с учётом механических потерь на трение соприкасающихся поверхностей.
Причины, по которым стиральная машина не выдаёт требуемую механическую мощность, шесть.
- Износ несущей части вала. Весьма редкий случай, когда повреждённой оказывается именно крутящаяся ось, она наиболее долговечная часть несущей конструкции, включая пластины статора и ротора.
- Сломались или не смазаны подшипники. Шарикоподшипники выходят из строя чаще – намного чаще, когда их забывают смазать хотя бы раз в полгода-год литолом, солидолом или графитовой смазкой. Излишнее трение подтормаживает вал мотора.
- Выгорание обмоток. Короткозамкнутые витки, как известно, выделяют большой индукционный ток в переменных магнитных полях ротора и статора. Сопротивление одного витка настолько мало – и несоизмеримо, не согласовано с большим током, – что выделяется значительное количество теплоты, разрушающее обмотку. Это верно для роторов и статоров двигателей, трансформаторов, дросселей и электромагнитов – везде, где используется катушка с сердечником.
Перегрев двигателя – верный признак короткозамкнутых витков: температуры в этой точке таковы, что соседние витки также могут выгореть, а мотор работает нестабильно.
- Снижение питающего напряжения. Распространены ситуации, когда вместо 220 вольт напряжение становится равным 127. Это редкость – но хотя бы раз в несколько лет электростанции и подстанции могут выдать пониженные напряжения, по которым конечное установится на отметке именно в 127 В. Для бытовых приборов такое напряжение неопасно. Стиральным машинам это не грозит – обороты снизятся почти вдвое. Коллекторному двигателю, к примеру, вообще «безразлично», сколько герц частоты в розетке – 25 или 50.
- Износились щётки. Коллекторные двигатели так устроены, что обмотки ротора соединены последовательно с обмоткой статора через графитовые щётки. Работа двигателя в 1000 и более часов изнашивает щётки. Частый разогрев мотора от длительной работы на предельных оборотах ещё больше способствует износу щёток. Новые, не приработавшиеся щётки, дающие излишнее искрение, также вызывают неполноценную работу мотора.
- Перегрузка барабана бельём. Не закладывайте больше килограммов белья, чем указано в инструкции.
Причин, по которым машина не стирает бельё (барабан неподвижен), пять.
- Потеря электроконтакта. Обрыв обмотки происходит из-за критических ударов и вибрации во время работы двигателя. Обмотка повреждается и при хранении и эксплуатации его в агрессивных средах, например в помещениях, где присутствуют пары крепких минеральных кислот. Виной обрыва также может быть отгорание короткозамкнутых витков, механические повреждения от посторонних предметов, попавших в мотор, и т. д. Виной прекращению работы двигателя – обрыв питающих проводов и сетевого кабеля, пропадание электрического напряжения в розетке и т. д.
- Случайная подача межфазного напряжения 380 В гарантированно сгубит всю электротехнику и электронику в доме. СМА также не рассчитана на такое напряжение. Используйте высокомощный стабилизатор, для которого входное напряжение может колебаться от 100 до 500 В (такое устройство найти крайне сложно).
- Слетел или повреждён ремень. В некоторых СМА используется ременная передача с вала двигателя на барабан.
- Термозащита срабатывает независимо от причины перегрева мотора: перенапряжение, межвитковое замыкание, длительная многочасовая стирка десятков килограммов белья (партиями, одна за другой), расходование смазки и т. д. Термистор срабатывает, когда температура статорных пластин превысит 90 градусов жары. При «отстреле» термистора подача питающего тока на двигатель прекращается, пока он не остынет ниже 80 градусов – только после этого термистор «отщёлкнется» обратно.
- Поломка ЭБУ (электронного блока управления). Это управляющая плата, поделённая на электронную и электромеханическую (силовые цепи с переключающими реле) части. При отказе программы или электронных частей платы (процессор, ОЗУ, ПЗУ, флеш-память) управляющие команды не передадутся к силовым цепям. Износ, отгорание контактов самих реле (например, одного из них, включающих двигатель) после миллионов срабатываний также становятся причиной отказа двигателя и всей механики.
Первоначально определив, в чём причина, легко починить СМА своими руками.
Проблема, исходящая от двигателя, проявляет себя по-разному.
- Искрит снизу – износились щётки, отгорели клеммы, соединяющие силовой кабель с двигателем.
- Трещит – возникло межвитковое замыкание в обмотках, компоненты двигателя покрылись токопроводящей графитовой пылью.
- Свистит – повышенный уровень свиста исходит от инвертора, управляющего перегруженным инверторным двигателем.
- Стреляет – пробой обмотки двигателя или ТЭНа на корпус. Чаще всего такое происходит, когда машина греет воду, а также запускается двигатель (он работает в периоды, задаваемые программно). Пробой проверяется тестером – в режиме омметра.
- Барабан движется рывками – нарушилась ременная передача, ремень растянут. Рывковая работа двигателя наблюдается и при изношенных щётках или нечёткой работе инвертора, ненадёжном электропитании, отсутствии чёткого замыкания при включении управляющих реле на плате, окисленных клеммах на проводах.
Первым делом проверке подлежит сам двигатель.
Чтобы добраться до двигателя, сделайте следующее:
- обесточьте питание, вынув вилку из розетки, отодвиньте машинку от стены;
- перекройте подачу воды из водопровода и отсоедините заливной и сливной шланги;
- снимите заднюю стенку машины (в некоторых случаях требуется демонтаж бака и сдвигание его в сторону, т. к. двигатель находится под ним).
Проверьте работу отдельных узлов мотора.
Выверните по бокам двигателя запорные винты и извлеките щётки. Если они почти полностью сточены – замените их на точно такие же. Идеальный вариант – купить аналогичные, это расходник для мотора. Ресурс щёток – до 15000 ч.
Может потребоваться разборка статора (он обычно разделён на две половины) либо ротор извлекается с одного торца. На концах ротора (или в самом статоре) закреплены подшипники. Замените их на точно такие же. Их можно найти на любом хозрынке. Возможна их взаимозаменяемость – от похожих двигателей.
Поменять и провода, и клеммы легче, чем другие детали. Подойдут любые силовые провода с сечением до 1,5 мм2. Клеммы и кабели можно найти в строительном супермаркете. Новые клеммы с проводами соединяются при помощи паяных соединений. Если провод оборван – соединение восстанавливают с помощью пайки, и изолируют это место.
Провода с нарушенной изоляцией подлежат замене.
Ламель – медная пластинка на токоведущем «пояске» ротора. Количество ламелей может достигать 20. Соответственно, количество обмоток – 10, т. к. начало и конец обмотки подключаются при помощи парных ламелей и контактируют со щётками.
Графит, стачивающийся со щёток в процессе работы, может «зачернить» ламели. Почистите их при помощи мелкой наждачки.
Если ламель отслоилась, поможет лишь замена всего ротора: в коллекторных двигателях обмотки залиты компаундом или эпоксидным клеем, и подпаять ламель к концу обмотки нельзя.
Выгорание статорных обмоток требует замены статора. Зачастую обмотка статора также залита компундом или «эпоксидкой», и ремонту такой двигатель не подлежит.
Если в сервис-центре не нашлось рабочего статора от подержанного двигателя, в котором сгорел или износился ротор, то двигатель неремонтопригоден и заменяется целиком.
На «незалитых» двигателях статор перематывается и самостоятельно – нужна лишь катушка нового эмальпровода нужного сечения.
Заменить термистор легко. Он является быстросъёмным элементом. Чаще всего он располагается на пластинах статора. Подозрение в поломке термистора возникает, когда перегретый мотор остыл, контакт ЭБУ с двигателем имеется, а мотор не запускается.
Попробуйте включить мотор «накоротко» – обойти термистор с помощью дифавтомата (если мотор берёт 220 вольт) или перемычки. Установив перемычку, перезапустите программу СМА с места остановки.
Если мотор всё же неисправен – и неремонтопригоден, то сделайте следующее:
- обесточьте машину;
- снимите ремень (или прямоприводное колесо) с мотора;
- уточните в инструкции, где расположен крепёж, которым мотор зафиксирован, снимите эти болты;
- выньте контакты из клемм двигателя;
- приподнимите двигатель и снимите его;
- установите на его место точно такой же мотор;
- подключите и соберите всё в обратном порядке.
Подключите вновь подачу и сток воды, откройте кран водопроводной линии. Попробуйте запустить машину. Стирка белья будет выполняться штатно в соответствии с параметрами выбранной программы. Если работоспособность СМА восстановлена, то поставьте её на прежнее место после окончания стирки.
О том, как делать замену щеток и подшипников мотора, смотрите далее.
Как устроен двигатель стиральной машины: замена при поломке
Home » Как устроен двигатель стиральной машины: замена при поломке
Выбирая домашнюю помощницу, мы обычно руководствуемся не только внешним видом, но и техническими характеристиками. И двигатель стиральной машины — это один из важных параметров, который заслуживает пристального внимания. Нас интересуют эксплуатационные качества, длительность срока службы, влияние мотора на работу всей конструкции.
Содержание:
Разновидности и особенности механизма
В стиральных машинках используют 3 основных вида двигателей: коллекторные, инверторные, асинхронные. Они отличаются между собой технически и функционально, имеют свои плюсы, минусы. Рассмотрим каждый тип в подробностях.
Коллекторным двигателем оборудовано большинство стиралок на рынке. Его конструкция представляет собой алюминиевый корпус, внутри которого находится ротор, статор, тахометр и две щетки.
Последние размещены в устройстве с целью обеспечения контакта между мотором и ротором. Через них подается ток на якорь, образуется магнитное поле, которое и запускает вращение.
Напряжение в сети существенно влияет на скорость этого вращения.
Коллекторный двигатель размещается внизу конструкции машинки, со шкивом барабана он соединен ремнем. Щетки и ремень относят к недостаткам конструкции. Щетки истираются со временем, ремень растягивается, изнашивается.
Наличие электрических щеток отличает эту разновидность двигателя от остальных: они своеобразно шуршат или шелестят во время работы стиралки
Преимущества механизма:
- работает от постоянного и переменного тока;
- небольшой по размерам;
- прост в ремонте, если случилась поломка;
- несложная электросхема управления.
Чтобы преодолеть силу трения ремня, весь механизм затрачивает больше энергии. Это приводит к низкому КПД за счет увеличенного расхода электричества. Но утверждение достаточно спорное, ведь основное потребление приходится на ТЭН, а не на двигатель. Реальная экономия в сравнении со следующим типом составляет 2-5%.
Инверторный — инновационный и компактный
Инверторными двигателями начали оборудовать стиралки в 2005 году. Разработка этой разновидности принадлежит компании LG, долгое время инновация обеспечивала производителю лидерство на рынке. Позже инверторные двигатели стали использовать Samsung, Bosch, AEG, Whirlpool, Haier.
Инвертор встраивается в барабан стиральной машинки, представляет собой крышку с постоянными магнитами (ротор) и обойму с катушками (статор)
В чем особенность конструкции? В отсутствии коллекторно-щеточного узла и прямом приводе. Такой двигатель устанавливается непосредственно на барабан и обходится в своей работе без ремня передачи. Якорь в нем собирается на магнитах, напряжение подается на обмотки статора в преобразованном инвертором виде, поэтому скорость оборотов можно регулировать и контролировать.
Преимущества инвертора:
- простая и компактная конструкция;
- экономичность за счет отсутствия необходимости тратить электроэнергию на преодоление силы трения в коллекторно-щеточном узле;
- практически бесшумный;
- нет быстро изнашивающихся элементов (щетки, ремня), поэтому срок службы длительный;
- низкий уровень вибрации во время отжима;
- возможность выставить большую скорость для отжима.
В некоторых моделях машинок с инвертором есть возможность настройки режимов вращения барабана. Это преимущество у производителя LG обеспечивает технология 6 Motion. Но такие стиралки и стоят дороже, и ремонт обходится недешево за счет цены комплектующих.
Асинхронный — тихий и простой
Такие двигатели бывают двух- и трехфазными. Первая модель относится к категории устаревшей и в XXI веке она практически везде снята с производства. Вторую можно встретить в ранних стиралках Bosch, Candy, Miele, Ardo. Ротор асинхронного двигателя расположен снизу стиралки, с барабаном соединяется ремнем, поэтому они работают одновременно.
Конструкция асинхронного двигателя стиралки включает ротор, вращающий барабан, и неподвижный статор. Крутящий момент передается с помощью ремня
Плюсы модели:
- легкий в обслуживании;
- тихо работает;
- относительно дешевый;
- простая конструкция — простой ремонт.
В уходе асинхронный двигатель неприхотлив — основная задача пользователя заключается в своевременной замене подшипников и смазке мотора. Но есть в нем и недостатки. Из-за своего принципа работы в его характеристиках не найти большой мощности. Вращающий момент может быть ослаблен в любой момент, барабан перестанет выполнять полные обороты, качество стирки сильно испортится.
И еще одна особенность — электросхемы сложны в управлении. При всех своих преимуществах асинхронный двигатель канул в Лету, основная конкуренция на рынке происходит между инверторами и коллекторами.
Сравнительный анализ моделей
Данные о типе двигателя и привода можно узнать из паспорта машинки. Этой информацией обязан владеть и продавец-консультант. Предварительно можно сравнить, какой из двигателей лучше для каждого списка требований потребителя. Но сначала посмотрим на обманные маневры производителей того или иного типа двигателя.
И первый миф — отсутствие трущихся частей в инверторе. Это неправда, подшипников в механизмах одинаковое количество, а вот щеток в нем нет. Но сколько служат щетки, которыми так пугают покупателей коллекторов? 10-15 тыс. часов или до 15 лет работы в ежедневном режиме по 2-3 часа в день. При этом гарантированный срок службы самой машинки — 7-10 лет. Да и стоят щетки около 5 дол.
Статистика ремонтов стиралок показывает, что гораздо реже требуется замена щеток, чем нагревательного элемента, подшипников или электронного блока, да и стоимость замены щеток ниже
Второй параметр для сравнения — шум. Да, «щеточный» двигатель более шумный, но инвертор тоже издает характерный писк. Основной звук производит все-таки не мотор, а насос в паре с барабаном. Во время отжима инвертор и пищит, напоминая комара.
Следующий предмет для спора — экономия электроэнергии. Инвертор потребляет до 20% меньше электроэнергии, чем коллектор. Это происходит за счет более точной регулировки оборотов и нагрузки на сам двигатель.
Как это выглядит на практике? Вы загружаете неполный барабан. Коллектор раскрутит его максимально, а инвертор стабилизирует обороты. Но мы рассматривали ранее, что экономия в результате несущественная, ведь ТЭН все равно потратит на нагрев энергию в полном объеме.
Вывод: если шум не столь важен и вы готовы к постоянному уходу за стиралкой, выбирайте коллектор. Этот тип двигателя позволяет значительно сэкономить на покупке.
Если приоритетом является характеристики по мощности, бесшумности, долговечности, стоит присмотреться к инвертору. Гарантию на него производитель устанавливает не менее 10 лет. Но она распространяется только на инвертор, остальные детали машинки могут быть не слишком износоустойчивыми.
Как проверить работоспособность детали
В продаже присутствуют машинки только с инверторными и коллекторными двигателями, поэтому рассмотрим именно эти две разновидности, асинхронный опустим.
Исследуем прямоприводной тип
Инвертор не предназначен для ремонта в домашних условиях. Самый верный вариант — попробовать системное тестирование, если ваша модель машинки на такое способна. Самодиагностика выдаст код неисправности, его расшифровка и поможет понять, где проблема и нужны ли услуги мастера.
Способ тестирования и коды ошибок для каждой машинки свои. Перед тестированием нужно освободить барабан от белья и плотно закрыть люк
Если все-таки захотели снять инвертор, придерживайтесь правильного алгоритма:
- Отключаем прибор от электросети. Рекомендуется подождать несколько минут, чтобы все элементы окончательно обесточились.
- Выкручиваем болты, снимаем заднюю панель.
- Находим под ротором винты, которыми прикреплена проводка, выкручиваем их.
- Перед отсоединением проводов фотографируем или зарисовываем их, чтобы потом правильно подсоединить все источники питания.
- Снимаем центральный болт, который держит ротор. В процессе нужно придерживать ротор, чтобы предотвратить вращение.
- Снимаем сборку ротора, а за ней — статора.
- Отсоединяем все проволочные разъемы.
Теперь можно осмотреть двигатель. Основательно протестировать работу инвертора вряд ли получится. Что можно сделать? Проверить целостность обмотки ротора. Часто в таких двигателях ломается датчик Холла. Работоспособен ли он — это можно выяснить только в условиях мастерской, если заменить деталь на новую.
Проводим диагностику ременной передачи
Чтобы проверить коллектор, нужно сначала достать его из корпуса. Для чего снимаем заднюю панель, рассоединяем провода и выкручиваем болты. Допустимо подковырнуть отверткой в местах крепления болтов, где часто наслаивается грязь и происходит залипание.
Теперь приступаем к диагностике. Соединяем по схеме провода обмотки статора и ротора. Подключаем все это к электричеству. С прибором все в порядке, если ротор начал вращение.
Этот способ проверки имеет свои особенности: невозможность потестировать работу двигателя в разных режимах плюс есть риск замыкания от прямого подключения
Чтобы избежать замыкания, в эту схему можно подключить балласт в виде ТЭНа. Балласт подключаем со стороны ротора. Он начнет греться, тем самым защитит двигатель от сгорания.
Коллектор — конструкция из нескольких частей и они все требуют проверки. Первые на очереди — пресловутые щетки. Они расположены по бокам корпуса. Достаем их и осматриваем. Если они изношены, нужна замена. Явный признак такой необходимости — двигатель искрит при вращении. Чтобы купить новые щетки, возьмите с собой старые и запишите информацию о модели стиралки.
Следующий элемент — ламели. Они служат проводниками-передатчиками тока к ротору. Эти детали приклеиваются к валу и в случае заклинивания мотора не исключена их отслойка. Если вам доступен токарный станок, на нем можно устранить небольшие отслоения. Не забудьте вычистить стружку мелкой наждачкой.
Уделите пристальное внимание заусенцам и отслоениям на ламелях, они нередко и являются причиной неудовлетворительной работы двигателя стиралки
Теперь приступим к обмоткам статора и ротора. Если в них появилось замыкание, коллектор нагревается, что вызывает срабатывание термистора. Результат — теряется мощность или вовсе прекращается работа механизма. Обмотки тестируем мультиметром в режиме сопротивления.
Статор проверяется в режиме зуммера. Концы проводки поочередно тестируются щупами. Если не следует никакого сигнала, с деталью все в порядке. Определить место замыкания можно, подсоединив один щуп к проводке, а второй — к корпусу.
Щупы прикладываются к ламели двигателя. Дисплей показывает меньше 20 Ом — имеем замыкание, больше 200 Ом — обрыв обмоток
Если прибор молчит, это нормально. В случае обнаружения поломки, для самостоятельного ремонта нужно будет создавать новую обмотку, а для неспециалиста это сложно. Если все-таки нужна замена двигателя, обычно для этого достаточно просто установить новую деталь на место старой. Не забудьте после всех манипуляций включить машинку и проверить ее работу.
Правильное подключение к электросети
Соблюдение электрической безопасности не только убережет вас от несчастных случаев, но и продлит жизнь любому из типов двигателей. Чтобы правильно подключить машинку к сети, нужно соблюсти всего 6 критериев.
Первое, чему уделим внимание — мощности, сечению и марке проводов. Мощность большинства моделей колеблется в диапазоне 2000-2500 Вт. По мощности определяем сечение питающих проводов. Таблицы с необходимыми параметрами можно найти в ГОСТ 31946-2012.
Двужильный алюминиевый кабель для питания розетки стиралки не подходит, нужно прокладывать медный и трехжильный. Чаще всего у нас в квартирах установлены именно медные кабеля с параметрами сечения в 2,5 кв. мм. Защитить эту розеточную линию можно с помощью автоматического выключателя, у которого показатели номинального тока указаны значением в 16 А.
Теперь нужно определить марку питающего провода, исходя из мощности и сечения. Провод ПУНП использовать нельзя.
Многие современные модели машинок имеют первый класс защиты от поражения током. Обеспечивается это за счет защитного заземления — на вилке питающего шнура есть специальный контакт
Следующий момент — заземление. Если в доме отсутствует заземление, об этом нужно позаботиться самостоятельно. Можно разделить PEN-проводник, чтобы не иметь проблем с этим. Еще понадобится розетка с заземлением. Идеальный вариант — с керамической арматурой и повышенным классом защиты для помещений с повышенной влажностью (если розетка в ванной).
Тройник, переходник, удлинитель лучше в подсоединении не использовать. А если в вашем доме случаются частые перепады напряжения, подключайте машинку через преобразователь.
Рекомендуется приобрести УЗО — автомат, который отключает питание в случае возникновения проблем в сети. Его параметры не должны превышать 30 мА.
Идеально, если получится организовать питание стиралки от отдельной группы в электрощитке. Категорически нельзя делать заземление, объединяя корпус машинки и отопительные или водопроводные трубы.
И второе табу — установка перемычки в розетке, где ноль и заземляющий контакт.
Не путайте заземление и рабочий ноль, заземляющий провод нельзя сажать на ноль, подключайте каждую жилу к «своей» шине, иначе получите короткое замыкание
Есть и определенные правила эксплуатации, влияющие на работу двигателя. Не стоит разрешать детям играться программными кнопками. Не открывайте отделение для моющих во время стирки.
К запретам также относится внезапная смена программы. Если у вас машинка с механическим управлением, не поворачивайте переключатель программ против часовой стрелки. Не перегружайте барабан при стирке, старайтесь не использовать максимальный отжим.
Видеоматериалы о ремонте и эксплуатации
- Как починить вышедший из стоя двигатель своими руками, вы можете узнать из полезной видеоподборки.
- Ремонт стиралки, если инвертор не вращается:
- Как проверить коллектор омметром:
- Выбираем сечение провода для подключения стиральной машинки:
У каждого типа двигателя свои достоинства и недостатки.
Выбирайте разновидность под свои требования. Если предпочитаете самые современные конструкции с отличными техническими показателями и не имеет значения бюджет, выбирайте инвертор. Если нужна надежная техника за относительно небольшую цену и вы готовы произвести ремонт в случае поломки, покупайте коллектор.
И не забудьте правильно подключить машинку к электросети.
Как устранить неисправность двигателя в стиральной машине? — пошаговая инструкция с фото
//www.partsdirect.ru/howto/neispravnost_dvigatelya_stiralnoy_maschiny/ Напечатать Вам понадобятся:
- 1. щетки электродвигателя стиральной машины 5х12.4х36 мм контакт из центра с пружиной и клеммой щетки электродвигателя стиральной машины Bosch, Siemens, AEG, Neff, Gaggenau 5х12.4х36 мм контакт из центра с пружиной и клеммой
- 2. щетки электродвигателя стиральной машины 5х12.5х32 мм в корпусе щетки электродвигателя стиральной машины Indesit, Ariston, Whirlpool, Zanussi, AEG, Electrolux, Bauknecht, Hotpoint 5х12.5х32 мм в корпусе
- 3. 6205 ZZ, подшипник SKF для стиральной машины, 25 мм x 52 мм x 15 мм подшипник SKF для стиральной машины Indesit, Ariston, Electrolux, Candy, Zanussi, AEG, Gorenje, Bosch, Siemens, Neff, LG, Whirlpool, Samsung, Hansa, Beko, Bauknecht, Blomberg, Атлант, Hotpoint, Hotpoint-Ariston, Miele, General Electric 25 мм x 52 мм x 15 мм
- 4. 6204 ZZ, подшипник SKF для стиральной машины, 20 мм x 47 мм x 14 мм подшипник SKF для стиральной машины Indesit, Ariston, Electrolux, Ardo, Candy, Zerowatt, Zanussi, AEG, Gorenje, Bosch, Siemens, LG, Whirlpool, Samsung, Hansa, Beko, Атлант, Hotpoint, Hotpoint-Ariston, Daewoo, Вятка, General Electric 20 мм x 47 мм x 14 мм
Неисправность двигателя в стиральной машине
- Стиральные машины давненько вошли в наш быт и уже не являются предметом роскоши, как это было когда-то давно. Стиральная машина действительно упрощает жизнь людям и её поломка немного выбивает нас из колеи привычной жизни, ведь грязная одежда сама себя не постирает. Каковы же основные причины поломки стиральных машин? Таких причин существует достаточно много, но мы в первую очередь сосредоточимся на самых главных. Одной из основных причин является неправильная эксплуатация стиральной машины, например, превышение нормы загрузки, использование при работе некачественных или неподходящих для автоматических стиральных машин моющих средств. Также к таким причинам можно отнести неправильную загрузку в СМА белья и одежды, неправильный выбор программы стирки и неправильное подключение прибора. Но далеко не всегда поломки возникают по вине пользователя. Машинка может сломаться и из-за брака, который допустили на заводе при её производстве, из-за деталей низкого качества, срок износа которых гораздо ниже остальных деталей вашей стиралки. Влияет на исправность и длительность срока службы СМА и степень жёсткости воды.
- Любая стиральная машина — это технически сложный прибор, состоящий из большого количества самых разнообразных деталей. Поломки стиральных машин условно делят на два типа — на простые и сложные. Если стиральной машине требуется простой ремонт, то его можно произвести самостоятельно без помощи квалифицированных мастеров. Если же ремонт будет связан с разборкой машины, причём даже частичной, а не полной, то лучше воспользоваться услугами профессионалов.
- Одним из самых главных элементов стиральной машины является, конечно же, двигатель — это сердце СМА. Благодаря двигателю происходит вращение барабана стиральной машины. Если в работе двигателя наблюдаются какие-либо проблемы, то они напрямую влияют на работу барабана и, как следствие, на процесс всей стирки вообще. Более того, двигатель по разным причинам может не работать вовсе, таким образом стирка будет вообще невозможна. В СМА используют три типа двигателей, один из которых установлен и в вашей стиральной машине.
- Асинхронный двигатель — этот тип двигателя использовался в старых моделях стиральных машин. По устройство данный тип двигателя максимально простой, состоит он из статора и ротора. Себестоимость такого типа двигателя также небольшая, а ещё при работе данный тип двигателя издаёт минимальное количество шума, что очень важно для стиральной машины, особенно, если она работает ночью, пока все отдыхают. Всё было бы хорошо, если бы не низкое КПД данного типа двигателя и большой размер. Именно в результате этих минусов асинхронный тип двигателя практически не используется в современных моделях стиральных машин.
- Коллекторный двигатель. Такой тип двигателя чаще всего можно встретить в современных моделях стиральных машин. Основные преимущества данного двигателя — это компактный размер и более чем достойное КПД. Состоит этот двигатель из статора, ротора, тахогенератора и электрощётки. Коллекторный двигатель не имеет совсем уж сложной конструкции, но и не так прост в сравнении с асинхронными двигателями.
- Бесколлекторный двигатель, или двигатель прямого привода. Также его называют инверторным двигателем. Данный тип двигателя был разработан в середине 2000-х годов корейским концерном LG и отлично зарекомендовал себя в работе. Благодаря своим компактным размерам, долговечности и высокому КПД бесколлекторный двигатель однозначно занимает лидирующую позицию в сравнении с предыдущими типами моторов СМА. Основным отличием такого типа двигателя является статор с обмоткой и ротор с постоянными магнитами. В результате двигатель похож на асинхронный, при этом гораздо меньше его в размерах и гораздо более эффективен. Но есть и небольшие минусы — цена двигателя. Модели стиральных машин с бесколлекторным двигателем дороже своих аналогов с коллекторным двигателем. Выбор, как и всегда, за покупателем.
- Как правильно провести диагностику мотора стиральной машины в домашних условиях? Конечно, в идеальной ситуации диагностику должен проводить мастер, но не всегда существует такая возможность. Рассмотрим, какие типы двигателей можно продиагностировать самому, а где без специалиста не обойтись. Стиральную машину с коллекторным мотором можно диагностировать самостоятельно, потому что использование дорогостоящего оборудования и инструментов при этом не обязательно, а конструкция позволяет достаточно просто извлечь его из корпуса. Если рассматривать двигатель с прямым приводом (бесколлекторный), то его диагностика является гораздо более сложной, вам потребуется специальное оборудование, при этом съём такого двигателя осложняется особенностью конструкции, так как он объединён в единое целое с барабаном стиральной машины. Статор такого мотора неподвижен и закрепляется к задней части бака СМА с помощью крепёжных болтов, а ротор является подвижной частью и закрепляется к валу барабана стиральной машины. Именно по этой причине СМА с таким типом мотора диагностируются и ремонтируются специалистом — иногда даже в домашних условиях, но чаще в сервисных центрах.
- Как проверить бесколлекторный двигатель? Чаще всего при возникновении проблемы в бесколлекторном двигателе на дисплее стиральной машины высвечивается сообщение об ошибке. Ошибки могут быть разные, у каждой ошибки есть свой код, который расшифровывается с помощью технической документации производителя. Чаще всего такой документацией обладают только официальные сервисные центры, которые получили авторизацию у производителя, но в некоторых случаях можно поискать информацию и в интернете.
- Как проверить коллекторный двигатель? Как мы писали в начале статьи, такой тип двигателя чаще всего используется в современных моделях стиральных машин. Такой двигатель при желании можно попробовать проверить в домашних условиях, но набор технических знаний и понимания общего принципа работы СМА с коллекторным двигателем несомненно будут плюсом. Что для этого нужно сделать? В первую очередь выключаем машину от электрической сети. Далее, извлекаем двигатель из корпуса стиральной машины: нужно открутить заднюю или переднюю стенку корпуса — это зависит от конкретной модели машины. Для удобства попробуйте найти видео на YouTube, возможно, кто-то уже проделывал такую операцию с машиной вашей модели и вам будет понятнее, мы же сильно заострять внимание на этом не будем и объясним в общих чертах. Двигатель обычно располагается под баком СМА. Крепится он к раме с помощью болтов и шпилек. Перед тем, как снимать двигатель со стиральной машины, обратите внимание на исправность контактно-щёточного устройства. Есть вероятность, что износились щётки.
- После извлечения двигателя простую проверку можно произвести следующим образом: последовательно соединить обмотки мотора статора и ротора, при этом на концы подать напряжение 220В. Рекомендуется подавать его через дополнительный балласт, которым может быть, например, нагревательный элемент стиральной машины. Главное, чтобы мощность оборудования с активным сопротивлением не превышала 50Вт. Если при подаче питания двигатель начинает вращаться, а балласт в виде нагревательного элемента сильно нагревается, это говорит нам о том, что у нас повышенный ток и в обмотке может иметь место короткое замыкание. Если есть возможность, то нужно протестировать двигатель на разных оборотах, при этом потребуется использовать автотрансформатор мощностью выше 500Вт.
- Вернёмся к причинам выхода двигателя из строя. Каковы же основные?
- Неисправность электрических щёток;
- Обрыв обмотки или короткое замыкание на статоре или в роторе;
- Проблема с коллекторными ламелями;
- Естественный износ подшипников;
Начнём по порядку разбираться с каждой причиной.
- Как правильно заменить щётки? Щётки — это графитовые прямоугольные стержни с проводами, которые контактируют с коллектором двигателя. Щётки меняются в случае их износа. Чтобы оценить степень износа, нужно обратить внимание на:
- Вращение барабана. С какой силой он крутится? Крутится ли вообще? Отклонения от нормы подтверждают неисправность щёток;
- Повышенное искрение в щёточном механизме;
- Сильный посторонний шум во время стирки;
Основной причиной выхода щёток из строя по вине пользователей является регулярная перегрузка бака. Щётки также быстро выходят из строя, если при отжиме в процессе стирки используется отжим на максимальных оборотах двигателя.
Иногда не по вине пользователя может произойти замыкание витков обмотки электродвигателя.
Выявить проблему со щётками также можно и визуально. Если на щётках имеются следы чёрного налёта, то, скорее всего, имеет место подгорание контактной группы.
- В том случае, когда выявлена проблема с щётками, процесс ремонта не станет очень сложным. Вы можете выполнить его самостоятельно. Для этого требуется купить электрощётки в ПартсДирект и заменить их. Щётки нужно выбрать таким образом, чтобы они на 100% подходили к вашей стиральной машине. Вы можете выбрать самостоятельно, воспользовавшись поиском по совместимым товарам на нашем сайте — в этом случае узнайте модель и бренд вашей стиральной машины, вбейте это в поиск на сайте и, если на вашу модель есть подходящие запчасти, сайт их отобразит. Но если вы не нашли их при помощи поиска, это не значит, что их нет — позвоните или напишите нам — мы очень быстро поможем подобрать вам нужные щётки.
- Если произошёл обрыв или замыкание обмотки ротора или статора. Такая неисправность в большинстве случаев прежде всего влияет на мощность двигателя: наблюдаются частичные или полные потери мощности — при полной потере двигатель просто перестаёт работать. В результате чего это может возникнуть?
- Перегрев корпуса двигателя из-за коротких замыканий в обмотке. При норме температура должна не превышать 80 градусов по Цельсию. Если температура превышает 80 градусов, то сработает термоэлемент, который отключит двигатель. Это встроенная защита двигателя, которая не допускает его перегорание;
- Нарушение изоляции в обмотке. Устранить такую неисправность возможно только в хорошем сервисном центре. Хотя на практике, такой ремонт никто не осуществляет и просто меняют двигатель целиком на новый. Дома заниматься восстановлением изоляции в обмотке запрещается.
- Обрыв в обмотке проще всего установить с помощью мультиметра. Кстати, мультиметры также есть в продаже в ПартсДирект. С помощью такого прибора нам нужно будет замерить сопротивление между ламелями. При нормальной ситуации сопротивление должно быть в диапазоне от 0,1 до 0,4 Ом. Отклонение от этого свидетельствует о наличии проблемы. Теперь нужно обратить внимание на ламели. Что такое ламели? Ламели — это часть коллектора, по которой скользят щётки. Их роль заключается в передаче тока через обмотку ротора на сам мотор. На практике ламели крайне редко выходят из строя, скорее всего проблема может быть в обрыве контактов проводов в обмотке, где и крепятся ламели, также одной из причин может стать отслоение ламелей. В домашних условиях самое простое, что вы можете сделать с ламелями — это зачистить их мелкой наждачной бумагой. В большинстве случаев после очистки они начинают функционировать в прежнем режиме.
- Наконец-то переходим к потенциальному износу подшипников. Сразу оговоримся, что если проблема действительно имеет место быть, то процесс их замены трудоёмок. Обычно такой ремонт производят квалифицированные специалисты. Поэтому если вы проделали диагностику по предыдущим пунктам и не выявили проблему, обратитесь к профессионалам за помощью.
- Нужно учитывать, что любая неисправность двигателя может стать причиной выхода из строя или просто некорректной работы других узлов вашей стиральной машины, в том числе модуля управления стиральной машины. Поэтому своевременная диагностика и исправление проблем может привести к экономии времени и денег.
- Мы рекомендуем рядовым пользователям во всех случаях, связанных с диагностикой и самостоятельным ремонтом стиральных машин, соблюдать правила безопасности и руководствоваться здравым смыслом. Если характер поломки и попытки самостоятельного ремонта могут привести к травмам, воздержитесь от самостоятельного ремонта и пригласите квалифицированного специалиста, который имеет навыки и опыт работы с вашей техникой. Обращаем ваше внимание на то, что любую стиральную машину нужно содержать, хранить и использовать при соблюдении норм, которые заявляет производитель. В большинстве случаев обычная аккуратность приводит к тому, что техника служит на порядок больше времени, а поломки не доставляют неудобств их владельцам, как с точки зрения временных затрат, так и с точки зрения финансов. Удачной эксплуатации!
Вам понадобятся:
- 1. щетки электродвигателя стиральной машины 5х12.4х36 мм контакт из центра с пружиной и клеммой щетки электродвигателя стиральной машины Bosch, Siemens, AEG, Neff, Gaggenau 5х12.4х36 мм контакт из центра с пружиной и клеммой
- 2. щетки электродвигателя стиральной машины 5х12.5х32 мм в корпусе щетки электродвигателя стиральной машины Indesit, Ariston, Whirlpool, Zanussi, AEG, Electrolux, Bauknecht, Hotpoint 5х12.5х32 мм в корпусе
- 3. 6205 ZZ, подшипник SKF для стиральной машины, 25 мм x 52 мм x 15 мм подшипник SKF для стиральной машины Indesit, Ariston, Electrolux, Candy, Zanussi, AEG, Gorenje, Bosch, Siemens, Neff, LG, Whirlpool, Samsung, Hansa, Beko, Bauknecht, Blomberg, Атлант, Hotpoint, Hotpoint-Ariston, Miele, General Electric 25 мм x 52 мм x 15 мм
- 4. 6204 ZZ, подшипник SKF для стиральной машины, 20 мм x 47 мм x 14 мм подшипник SKF для стиральной машины Indesit, Ariston, Electrolux, Ardo, Candy, Zerowatt, Zanussi, AEG, Gorenje, Bosch, Siemens, LG, Whirlpool, Samsung, Hansa, Beko, Атлант, Hotpoint, Hotpoint-Ariston, Daewoo, Вятка, General Electric 20 мм x 47 мм x 14 мм