Классы опо

Санитарно-защитные зоны объектов и предприятий. Размеры зон и классы опасности предприятий

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория вокруг объектов и производств, которые оказывают вредное воздействие на среду обитания и здоровье человека.

Размеры СЗЗ определяются нормативным документом «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Введение СЗЗ направлено на уменьшение вредного воздействия загрязнений объектов и производств на атмосферный воздух до гигиенически установленных норм.

Обратите внимание

По сути, СЗЗ являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Это зона разрыва между промышленными предприятиями и ближайшими жилыми и общественными зданиями для уменьшения шума, пыли, газообразных и других вредных выбросов, содержащих промышленные яды.

Ширина СЗЗ устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от промышленных предприятий за пределами этой СЗЗ не превышали предельно-допустимых уровней концентраций (ПДК).

В зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу выбросов, совершенства технологических процессов, наличия очистных сооружений все промышленные предприятия подразделяют на 5 классов с соответствующей каждому классу размером СЗЗ.

Для промышленных предприятий с замкнутым производственным циклом, не производящих выбросов в атмосферу, размер СЗЗ определяется с учётом возможной аварийной ситуации.

В отдельных случаях (например, при расположении жилых районов с подветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям), по требованию органов санитарно-эпидемиологической службы, размер СЗЗ может быть увеличен.

Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) может составлять от 50 до 1000 м. Он устанавливается в зависимости от того, к какому классу принадлежит предприятие.

Все предприятия, по действующему законодательству, разделяются на 5 классов опасности, в зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу промышленных выбросов, совершенства технологических процессов на предприятии, наличия очистных сооружений.

Важно

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) определяются, соответственно, классом опасности предприятия.

Признаки определения класса опасности установлены ГОСТ 12.1.007-76 и приведены в таблице ниже:

Класс опасности отхода для окружающей природной среды Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды
I класс (чрезвычайно опасные) очень высокая Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует.
II класс (высокоопасные) высокая Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.
III класс (умеренно опасные) средняя Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.
IV класс (малоопасные) низкая Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет.
V класс (практически неопасные) очень низкая Экологическая система практически не нарушена.

По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности, представленные в таблице.

Класс опасности Степень опасности
I чрезвычайно опасные вещества
II высокоопасные вещества
III умеренно опасные вещества
IV малоопасные вещества

Ориентировочные размеры СЗЗ для предприятий всех классов опасности

  • промышленные объекты и производства первого класса — 1000 м
  • промышленные объекты и производства второго класса — 500 м
  • промышленные объекты и производства третьего класса — 300 м
  • промышленные объекты и производства четвертого класса — 100 м
  • промышленные объекты и производства пятого класса — 50 м

С классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и их СЗЗ можно ознакомиться здесь.

СЗЗ относится к разряду специальных территорий с особым режимом использования.

В сзз не допускается размещать

  • жилую застройку, включая отдельные жилые дома,
  • ландшафтно-рекреационные зоны,
  • зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха,
  • территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огороднических участков,
  • другие территории: спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В границах сзз промышленного объекта или производства здания и сооружения допускается размещение

объектов для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства):

  1. нежилые помещения для дежурного аварийного персонала,
  2. помещения для пребывания работающих по вахтовому иетоду(не более двух недель),
  3. здания управления, конструкторские бюро,
  4. здания административного назначения,
  5. научно-исследовательские лаборатории,
  6. поликлиники, спортив¬но-оздоровительные сооружения закрытого типа,
  7. бани, прачечные,
  8. объекты торговли и общественного питания,
  9. мотели, гостиницы, гаражи,
  10. площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта,
  11. пожарные депо, местные и транзитные коммуникации,
  12. ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы,
  13. артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные на¬сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения,
  14. автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

Границы территорий, имеющих СЗЗ, обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон) или отражаются в проектах.

При использовании территорий, на которых присутствуют СЗЗ, в государственный кадастр недвижимости таких территорий в обязательном порядке вносятся сведения о таких зонах:

  1. Индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и т.п.).
  2. Описание местоположения таких зон.
  3. Наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении СЗЗ.
  4. Реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких СЗЗ и источники официального опубликования этих решений.
  5. Содержание ограничений использования объектов и производств в пределах СЗЗ.
  6. В кадастровых картах (паспортах) всех видов, в государственном лесном реестре, в государственном водном реестре СЗЗ также вносятся в обязательном порядке: указываются их границы, СЗЗ (или их части). СЗЗ могут быть объектами землеустройства.

СЗЗ отражаются в материалах градостроительной деятельности:

  1. В картах, содержащихся в схемах территориального планирования и генеральных планах. На картах градостроительного зонирования и в составе градостроительных регламентов в ПЗЗ (Правилах землепользования и застройки), мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
  2. В материалах по обоснованию проекта планировки территории и на чертежах межевания территории.
  3. Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I-III классов опасности, предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух, но для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает размеры СЗЗ.
Читайте также:  Котел атон технические характеристики

Установленные проектом границы санитарно-защитной зоны согласовываются в органах Роспотребнадзора.

Согласованные границы санитарно-защитной зоны утверждаются в качестве линий градостроительного регулирования территории.

Обоснования размера (сокращения, благоустройства и озеленения) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включает в себя все необходимые расчеты и натурные замеры (атмосферный воздух, шум), которые позволяют обосновать необходимый размер (СЗЗ) для данного предприятия.

Для сокращения размеров санитарно-защитной зоны предприятия необходимо провести замеры факторов окружающей среды на границе предполагаемой (СЗЗ) неоднократно (для действующих предприятий) в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Границей санитарно-защитной зоны является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_5854.htm

Классификация предприятий по степени опасности — ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ

Любое предприятие в процессе своей деятельности образует вещества, которые в определенной степени негативно влияют на природу — химические соединения, отходный материал, сточные воды и т.д.

Степень опасности предприятия – один из важнейших критериев для определения места расположения производства, соблюдения всех экологических требований, расчета размера эковыплат в государственный бюджет.

Критерии опасности

Идентифицировать уровень опасности производственного процесса по отношению к природной среде позволяют следующие критерии:

  • список используемых на предприятии опасных и вредных химических соединений;
  • степень превышения установленных предельных нормативов влияния на природную среду;
  • тип производственного процесса;
  • связь деятельности предприятия с использованием атомной энергии.

Основой для отнесения предприятия к той или иной группе опасности становятся действующие экологические стандарты и нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды, в которых отражены параметры распределения, разъяснения по каждому виду деятельности, описание ответственности за несоблюдение экологических нормативов и др.

Опасные вещества и производственные процессы, которые влияют на природу, условно делят на материальные и энергетические. К энергетической группе факторов негативного воздействия на природу относят производственный шум, вибрацию, ультразвуковое и ионизирующее излучение, электромагнитные поля и др.

Совет

К материальным веществам относят химические соединения, которые классифицируются по их агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные.

Классификационный процесс осуществляется также с учетом влияния на конкретную часть природы: земельные и минеральные ресурсы, водоемы и подземные воды, воздушное пространство, лесные массивы, солнечная энергия и т.п.

Дифференциация производства по классам опасности

Положения Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» позволяют классифицировать производственную деятельность предприятия на следующие группы опасности для экологии:

  • 1 класс – особо опасные производства. К этой группе относятся хозяйственные объекты, которые оказывают наиболее негативное влияние на природную среду посредством высоких объемов выбросов вредных, токсичных химических соединений в воздушное пространство, воду, почву, а также связаны с образованием и использованием опасных отходов. Примером таких предприятий могут быть металлургические комплексы, фармацевтические производства, химическая промышленность, станции обогащения железных руд, изготовители пестицидов и т.д. Эта группа производств малочисленна, однако подлежит регулярному экологическому аудиту и контролю со стороны органов государственного надзора;
  • 2 класс – опасные производства. Вторая группа включает предприятия, производственный процесс которых, умеренно влияет на экологию, а сбрасываемые химические вещества относятся ко 2 классу опасности. Примерами подобных производств можно считать газопроводы и нефтепроводы, деятельность, связанную с эксплуатацией ядерного топлива и установок, комплексы по добыче и обогащению урановой руды и др. Такие предприятия подлежат строгому экологическому надзору, обязаны регулярно и своевременно сдавать экоотчетность и вносить эковыплаты;
  • 3 класс – малоопасные производства. Предприятия этой группы оказывают незначительное воздействие на природную среду, объемы выбросов загрязняющих экологию небольшие, а уровень их опасности минимален. Примерами предприятий 3 класса опасности могут стать производства, где специальное оборудование используют только для проектирования новой продукции, исследовательских работ, испытания новых технологий и аппаратов. Экологический контроль таких производств менее жесткий, а статистическая отчетность сдается по меньшему числу показателей;
  • 4 класс – практически безопасные и безопасные производства. Деятельность предприятий этой группы безопасна для окружающей среды (сбрасываемые вещества безопасны) или оказывает минимальное влияние на состояние экологии. Примеры таких предприятий — организации сферы услуг, социально-бытовой деятельности и т.д.

Такое распределение отраслей экономики и предприятий позволяет определять степень и значимость влияния производственных процессов на природную среду с целью последующей разработки адекватных мероприятий государственного экоконтроля и регулирования.

В зависимости от класса опасности, к которому отнесен промышленный объект, разработана и закреплена плановая периодичность государственного экологического контроля источника риска:

  • особо опасные предприятия проверяются 1 раз в полгода;
  • опасные предприятия проверяются 1 раз в год;
  • малоопасные предприятия проверяются 1 раз в 3 года;
  • безопасные предприятия проверяются 1 раз в 5 лет (на выборочной основе).

Компания «Экобезопасность» предоставляет услуги сопровождения предприятий различной сферы деятельности и класса опасности в области реализации экологической политики и подготовки экоотчетности по схеме аутсорсинга.

Наши профессиональные экологи выполнили десятки успешных проектов по экологизации производства, имеют опыт взаимодействия с представителями государственного экоконтроля, знакомы со всеми нюансами и особенностями подготовки экологической отчетности.

Читайте также:  Устройство теплообменника газового котла

Специалисты «Экобезопасность» сэкономят ваше время и деньги в процессе реализации экологической политики и помогут разработать оптимальный комплекс мероприятий по экологизации технологических процессов и производственной деятельности!

ПРОЕКТЫЦЕНЫКОНТАКТЫКОНКУРС

Источник: https://ecobez.ru/klassifikacija-predprijatij-po-stepeni-opasnosti/

Новая классификация опасных производственных объектов

Следует отметить, что вводимая классификация опасных производственных объектов унифицирована с законодательством Евросоюза, регламентирующим эту сферу.

Также важно, что проект Федерального закона № 164862-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов, отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившим силу подпункта 114 п. 1 ст. 333.33 части второй Налогового кодекса РФ» закрепляет новые понятия.

В частности, понятия обоснования безопасности опасного производственного объекта, системы управления промышленной безопасностью, технического перевооружения опасного производственного объекта. В целом документом вводится градация опасных производственных объектов по четырем классам опасности.

Эта классификация определяется уровнем потенциальных рисков возникновения аварий на ОПО, которые могут повлиять на жизненно важные интересы личности и общества. Так, планируется к внедрению следующая классификация:  — I класс — объекты чрезвычайно высокой опасности; — II класс — объекты высокой опасности; — III класс — объекты средней опасности; — IV класс — объекты низкой опасности.

Плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, будут осуществляться со следующей периодичностью: — в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности — не чаще чем один раз в течение одного года; — в отношении опасных производственных объектов III класса опасности — не чаще чем один раз в течение трех лет.

В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки проводиться не будут. 

Присвоение класса опасности опасному производственному объекту будет осуществляться при его регистрации в государственном реестре. Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в него, должны проходить экспертизу промышленной безопасности.

Обратите внимание

Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности не допускается. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в соответствующие законодательные регламенты.

В частности, планируется профильная корректировка части второй Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», Градостроительного кодекса РФ. В документе также содержатся регламентированные правила для системы по управлению промышленной безопасностью объектами I класса. Более того, включены правила по оценке соответствий технических устройств на таких объектах. Список случаев, имеющих предписание для обязательной экспертизы, создан с целью предотвратить коррупционные риски. Базовый закон о промышленной безопасности был принят еще в 1997 году. И, к примеру, как отмечает заместитель председателя профильного комитета Госдумы РФ по промышленности Владимир Гутенев, с тех пор в документ вносились различные изменения, связанные с развитием законодательства о градостроительной деятельности, техническом регулировании, государственном надзоре, лицензировании. Однако самостоятельный комплекс взаимосвязанных изменений рассматривается впервые.

Таким образом, дифференциация требований промышленной безопасности в зависимости от класса опасности объектов — давно назревшее решение, позволяющее исключить избыточное административное давление и одновременно повысить уровень защищенности от крупных промышленных аварий. 

Источник: https://prominf.ru/article/novaya-klassifikaciya-opasnyh-proizvodstvennyh-obektov

Класс опасности производственных объектов. Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» :

Производственные процессы должно строго регламентироваться законом. Существующий в Российской Федерации 116-ФЗ закрепляет большое количество положений, содержащих исчерпывающие данные о промышленной безопасности на предприятиях. Именно этот нормативный акт будет подробно рассмотрен в статье.

О чем закон?

Согласно статье 1 Федерального закона «О безопасности на опасных производственных объектах», речь в представленном нормативном акте идет о профилактических работах на заводах и прочих предприятиях.

В законе закрепляется понятие промышленной безопасности, характеризующее уровень защищенности интересов общества на опасных объектах производственного характера.

Безопасность может нарушить авария — явление, при котором разрушаются сооружения или устройства, в результате чего могут погибнуть или пострадать люди.

Чтобы предотвратить аварию, необходимо работать с имеющимися техническими средствами, применяемыми на объектах производственного характера.

Нужно своевременно проводить экспертные проверки и техническое перевооружение. Особенно важным действием будет сравнение действующих устройств с классами опасности производственных объектов.

Обо всех представленных процессах и работах будет рассказано далее.

Об опасных производственных объектах

В статье 2 рассматриваемого нормативного акта дается подробная характеристика опасным производственным объектам. Что именно здесь стоит назвать? Согласно закону, это цехи, участки, площадки и прочие производственные территории. Все подобные объекты должны быть зарегистрированы в специальном государственном реестре, занимается которым российский исполнительный орган власти.

Существует некоторое количество классов опасности производственных объектов. В зависимости от каких критериев тот или иной объект попадает в соответствующий класс? Согласно 116-ФЗ, существует следующая таблица:

  • объекты 4 класса обладают низким уровнем опасности;
  • производственные объекты 3 класса опасности имеют средний уровень;
  • 2 класс устанавливается для предприятий с опасностью высокой степени;
  • 1 класс для объектов с опасностью чрезвычайно высокого уровня.

На руководителя производства возложена ответственность за достоверность и полноту информации о степени опасности на соответствующих объектах.

Требования закона

В статье 3 рассматриваемого закона приводятся основные требования к безопасности на промышленных объектах. Здесь дается наиболее общая информация.

Так, представителям промышленных предприятий стоит помнить о необходимости защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций.

Важно

Именно поэтому на производственных объектах должны быть соблюдены нормы пожарной безопасности, охраны труда, строительства, безопасности в области экологии и т. д. Отдельный Федеральный закон регулирует деятельность предприятий, использующих атомную энергию.

Читайте также:  Газовые конвекторы отзывы

Предприятие, на котором в ходе проверочных работ были обнаружены некоторые нарушения, должны подлежать ремонту, ликвидации, консервации или ограниченной эксплуатации. Соответствующее решение должен принять специалист в области контрольно-надзорной деятельности.

Роль государства

В статье 5 Закона «О промышленной безопасности» рассказывается о роли государственных органов и должностных лиц в области регулирования безопасной деятельности на производстве.

Так, на соответствующую инстанцию исполнительной власти возлагает определенное количество функций глава государства, или по его поручению — российское Правительство. Функции государственных органов имеют в основном контрольно-надзорный или разрешительный характер.

У таких инстанций имеются свои территориальные подразделения, которые создаются в установленном законом порядке.

Что понимается под федеральным надзором в представленной области? Согласно статье 16 рассматриваемого ФЗ, это деятельность по предупреждению, поиску и пресечению функциональных нарушений на соответствующих предприятиях. Предметом же проверки является строгое соблюдение представителями производства обязательных требований, установленных законом.

О деятельности в сфере обеспечения безопасности на производстве

Стоит подробнее рассказать про саму профессиональную деятельность по обеспечению безопасности на производственных объектах.

Что именно относится к видам такой деятельности? Здесь нужно выделить работы по проектированию, грамотной эксплуатации, строительству, монтажу, накладке, обслуживанию и ремонту, консервации, ликвидации, проведению экспертных проверок и т. д. Не стоит забывать и про присвоение класса опасности опасному производственному объекту.

Безусловно, все представленные виды деятельности должны подлежать обязательному государственному лицензированию. Занимается этим специальный лицензирующий орган, к которому также устанавливается большое количество требований.

Совет

Любой производственный объект должен по требованию соответствующего органа предоставить всю запрашиваемую документацию.

При этом инстанция, в обязанности которой входит выдача лицензий, не имеет права требовать те документы, что не указаны в соответствующем Федеральном законе.

О расследовании аварий

Рассматриваемый нормативный акт занимается не только профилактическими работами и выдачей классов опасности производственным объектам, но и разрешением последствий аварийных ситуаций.

Так, в статье 12 рассказывается про порядок технического расследования причин аварий.

Для расследования должна быть создана специальная комиссия, руководством которой непосредственно занимается российское Правительство или ее территориальный орган. Кто входит в состав комиссии? Здесь стоит выделить:

  • представителей соответствующего субъекта России или самоуправленческого органа, на территории которого расположен производственный объект;
  • представителя самого производственного объекта;
  • страховщика, ранее заключившего договор с производственным объектом;
  • прочих представителей — по желанию государственного органа или предприятия.

Руководителя такой комиссии назначает Президент или Правительство. Согласно закону, созданная инстанция имеет право привлекать к работе экспертов, научных специалистов, конструкторов или инженеров, общественных инспекторов и т. д.

О промышленной экспертизе

Производственные экспертные работы представляют собой определение объектов производства на соответствие нормам закона. Согласно статье 13, экспертизе подлежат:

  • любые технические устройства, находящиеся на предприятии;
  • прилежащие сооружения и здания;
  • промышленные декларации;
  • классы опасности производственных объектов;
  • документы на ликвидацию, консервацию, ограниченную эксплуатацию объекта и т. д.

Заниматься представленными работами может только лицензированная инстанция. Финансирование работ производится за счет средств заказчика.

Все экспертные работы должны базироваться на принципах объективности, независимости, всесторонности, полноты и т. д.

Результатом же профессиональной деятельности должно быть специальное заключение, подписанное представителями экспертной и промышленной организаций.

О государственном надзоре

Какое место в рассматриваемой области занимает непосредственный федеральный надзор? Согласно статье 16, довольно высокое.

Частота осуществления проверочных работ зависит в основном от имеющегося на объекте уровня опасности. Так, для 2 и 1 классов опасности производственных объектов проверки осуществляются не больше чем раз в год.

Для 3 класса — не чаще одного раза в три года. Для объектов 4 класса плановые проверки не проводятся вовсе.

Что является основанием для проведения государственного надзора? Здесь стоит называть истечение срока исполнения работ по устранению опасности на производстве, наличие приказа руководителя исполнительного органа, а также поступление в федеральный орган жалоб или гражданских заявлений, в которых указывается на конкретный производственный объект. Сколько длится проверка? Закон гласит о 30 рабочих днях. Однако здесь могут быть и исключительные случаи, когда работы затягиваются до 50 дней.

Лица, осуществляющие государственную проверку, обладают некоторыми полномочиями. В частности, здесь нужно отметить:

  • выдачу предписаний о нарушении на предприятии;
  • предъявление удостоверения для реализации проверочных работ;
  • запрос и получение по результатам запроса соответствующей документации и информации об объекте;
  • составление протоколов о нарушениях административного характера и т. д.

Принятые государственным органом решения можно оспорить в судебном порядке.

Классификатор

В приложениях к нормативному акту содержатся специальные таблицы, содержащие информацию о классах опасности химически опасных производственных объектов.

Здесь показано количество того или иного опасного вещества на производстве для присвоения соответствующего класса.

Аммиак, нитрат аммония, хлор, различные типы водорода, фосген и прочие вещества — их содержимое подлежит качественному расчету экспертными комиссиями.

Обратите внимание

В таблице 1 приложения 2 содержится информация о конкретных химических веществах, а в таблице 2 — о группах опасных веществ (токсичных, горючих, воспламеняющихся и т. д.). Руководители производственных объектов могут пользоваться данными таблицами для оспаривания решений соответствующих экспертных комиссий.

Источник: https://BusinessMan.ru/klass-opasnosti-proizvodstvennyih-obyektov-federalnyiy-zakon—fz-o-promyishlennoy-bezopasnosti-opasnyih-proizvodstvennyih-obyektov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector