Санитарно-защитные зоны объектов и предприятий. Размеры зон и классы опасности предприятий
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория вокруг объектов и производств, которые оказывают вредное воздействие на среду обитания и здоровье человека.
Размеры СЗЗ определяются нормативным документом «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Введение СЗЗ направлено на уменьшение вредного воздействия загрязнений объектов и производств на атмосферный воздух до гигиенически установленных норм.
По сути, СЗЗ являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Это зона разрыва между промышленными предприятиями и ближайшими жилыми и общественными зданиями для уменьшения шума, пыли, газообразных и других вредных выбросов, содержащих промышленные яды.
Ширина СЗЗ устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от промышленных предприятий за пределами этой СЗЗ не превышали предельно-допустимых уровней концентраций (ПДК).
В зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу выбросов, совершенства технологических процессов, наличия очистных сооружений все промышленные предприятия подразделяют на 5 классов с соответствующей каждому классу размером СЗЗ.
Для промышленных предприятий с замкнутым производственным циклом, не производящих выбросов в атмосферу, размер СЗЗ определяется с учётом возможной аварийной ситуации.
В отдельных случаях (например, при расположении жилых районов с подветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям), по требованию органов санитарно-эпидемиологической службы, размер СЗЗ может быть увеличен.
Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) может составлять от 50 до 1000 м. Он устанавливается в зависимости от того, к какому классу принадлежит предприятие.
Все предприятия, по действующему законодательству, разделяются на 5 классов опасности, в зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу промышленных выбросов, совершенства технологических процессов на предприятии, наличия очистных сооружений.
Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) определяются, соответственно, классом опасности предприятия.
Признаки определения класса опасности установлены ГОСТ 12.1.007-76 и приведены в таблице ниже:
|
По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности, представленные в таблице.
|
Ориентировочные размеры СЗЗ для предприятий всех классов опасности
- промышленные объекты и производства первого класса — 1000 м
- промышленные объекты и производства второго класса — 500 м
- промышленные объекты и производства третьего класса — 300 м
- промышленные объекты и производства четвертого класса — 100 м
- промышленные объекты и производства пятого класса — 50 м
С классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и их СЗЗ можно ознакомиться здесь.
СЗЗ относится к разряду специальных территорий с особым режимом использования.
В сзз не допускается размещать
- жилую застройку, включая отдельные жилые дома,
- ландшафтно-рекреационные зоны,
- зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха,
- территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огороднических участков,
- другие территории: спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В границах сзз промышленного объекта или производства здания и сооружения допускается размещение
объектов для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства):
- нежилые помещения для дежурного аварийного персонала,
- помещения для пребывания работающих по вахтовому иетоду(не более двух недель),
- здания управления, конструкторские бюро,
- здания административного назначения,
- научно-исследовательские лаборатории,
- поликлиники, спортив¬но-оздоровительные сооружения закрытого типа,
- бани, прачечные,
- объекты торговли и общественного питания,
- мотели, гостиницы, гаражи,
- площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта,
- пожарные депо, местные и транзитные коммуникации,
- ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы,
- артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные на¬сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения,
- автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.
Границы территорий, имеющих СЗЗ, обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон) или отражаются в проектах.
При использовании территорий, на которых присутствуют СЗЗ, в государственный кадастр недвижимости таких территорий в обязательном порядке вносятся сведения о таких зонах:
- Индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и т.п.).
- Описание местоположения таких зон.
- Наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении СЗЗ.
- Реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких СЗЗ и источники официального опубликования этих решений.
- Содержание ограничений использования объектов и производств в пределах СЗЗ.
- В кадастровых картах (паспортах) всех видов, в государственном лесном реестре, в государственном водном реестре СЗЗ также вносятся в обязательном порядке: указываются их границы, СЗЗ (или их части). СЗЗ могут быть объектами землеустройства.
СЗЗ отражаются в материалах градостроительной деятельности:
- В картах, содержащихся в схемах территориального планирования и генеральных планах. На картах градостроительного зонирования и в составе градостроительных регламентов в ПЗЗ (Правилах землепользования и застройки), мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
- В материалах по обоснованию проекта планировки территории и на чертежах межевания территории.
- Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I-III классов опасности, предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух, но для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает размеры СЗЗ.
Установленные проектом границы санитарно-защитной зоны согласовываются в органах Роспотребнадзора.
Согласованные границы санитарно-защитной зоны утверждаются в качестве линий градостроительного регулирования территории.
Обоснования размера (сокращения, благоустройства и озеленения) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включает в себя все необходимые расчеты и натурные замеры (атмосферный воздух, шум), которые позволяют обосновать необходимый размер (СЗЗ) для данного предприятия.
Для сокращения размеров санитарно-защитной зоны предприятия необходимо провести замеры факторов окружающей среды на границе предполагаемой (СЗЗ) неоднократно (для действующих предприятий) в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Границей санитарно-защитной зоны является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.
Источник: https://www.zemvopros.ru/page_5854.htm
Классификация предприятий по степени опасности — ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ
Любое предприятие в процессе своей деятельности образует вещества, которые в определенной степени негативно влияют на природу — химические соединения, отходный материал, сточные воды и т.д.
Степень опасности предприятия – один из важнейших критериев для определения места расположения производства, соблюдения всех экологических требований, расчета размера эковыплат в государственный бюджет.
Критерии опасности
Идентифицировать уровень опасности производственного процесса по отношению к природной среде позволяют следующие критерии:
- список используемых на предприятии опасных и вредных химических соединений;
- степень превышения установленных предельных нормативов влияния на природную среду;
- тип производственного процесса;
- связь деятельности предприятия с использованием атомной энергии.
Основой для отнесения предприятия к той или иной группе опасности становятся действующие экологические стандарты и нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды, в которых отражены параметры распределения, разъяснения по каждому виду деятельности, описание ответственности за несоблюдение экологических нормативов и др.
Опасные вещества и производственные процессы, которые влияют на природу, условно делят на материальные и энергетические. К энергетической группе факторов негативного воздействия на природу относят производственный шум, вибрацию, ультразвуковое и ионизирующее излучение, электромагнитные поля и др.
К материальным веществам относят химические соединения, которые классифицируются по их агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные.
Классификационный процесс осуществляется также с учетом влияния на конкретную часть природы: земельные и минеральные ресурсы, водоемы и подземные воды, воздушное пространство, лесные массивы, солнечная энергия и т.п.
Дифференциация производства по классам опасности
Положения Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» позволяют классифицировать производственную деятельность предприятия на следующие группы опасности для экологии:
- 1 класс – особо опасные производства. К этой группе относятся хозяйственные объекты, которые оказывают наиболее негативное влияние на природную среду посредством высоких объемов выбросов вредных, токсичных химических соединений в воздушное пространство, воду, почву, а также связаны с образованием и использованием опасных отходов. Примером таких предприятий могут быть металлургические комплексы, фармацевтические производства, химическая промышленность, станции обогащения железных руд, изготовители пестицидов и т.д. Эта группа производств малочисленна, однако подлежит регулярному экологическому аудиту и контролю со стороны органов государственного надзора;
- 2 класс – опасные производства. Вторая группа включает предприятия, производственный процесс которых, умеренно влияет на экологию, а сбрасываемые химические вещества относятся ко 2 классу опасности. Примерами подобных производств можно считать газопроводы и нефтепроводы, деятельность, связанную с эксплуатацией ядерного топлива и установок, комплексы по добыче и обогащению урановой руды и др. Такие предприятия подлежат строгому экологическому надзору, обязаны регулярно и своевременно сдавать экоотчетность и вносить эковыплаты;
- 3 класс – малоопасные производства. Предприятия этой группы оказывают незначительное воздействие на природную среду, объемы выбросов загрязняющих экологию небольшие, а уровень их опасности минимален. Примерами предприятий 3 класса опасности могут стать производства, где специальное оборудование используют только для проектирования новой продукции, исследовательских работ, испытания новых технологий и аппаратов. Экологический контроль таких производств менее жесткий, а статистическая отчетность сдается по меньшему числу показателей;
- 4 класс – практически безопасные и безопасные производства. Деятельность предприятий этой группы безопасна для окружающей среды (сбрасываемые вещества безопасны) или оказывает минимальное влияние на состояние экологии. Примеры таких предприятий — организации сферы услуг, социально-бытовой деятельности и т.д.
Такое распределение отраслей экономики и предприятий позволяет определять степень и значимость влияния производственных процессов на природную среду с целью последующей разработки адекватных мероприятий государственного экоконтроля и регулирования.
В зависимости от класса опасности, к которому отнесен промышленный объект, разработана и закреплена плановая периодичность государственного экологического контроля источника риска:
- особо опасные предприятия проверяются 1 раз в полгода;
- опасные предприятия проверяются 1 раз в год;
- малоопасные предприятия проверяются 1 раз в 3 года;
- безопасные предприятия проверяются 1 раз в 5 лет (на выборочной основе).
Компания «Экобезопасность» предоставляет услуги сопровождения предприятий различной сферы деятельности и класса опасности в области реализации экологической политики и подготовки экоотчетности по схеме аутсорсинга.
Наши профессиональные экологи выполнили десятки успешных проектов по экологизации производства, имеют опыт взаимодействия с представителями государственного экоконтроля, знакомы со всеми нюансами и особенностями подготовки экологической отчетности.
Специалисты «Экобезопасность» сэкономят ваше время и деньги в процессе реализации экологической политики и помогут разработать оптимальный комплекс мероприятий по экологизации технологических процессов и производственной деятельности!
ПРОЕКТЫЦЕНЫКОНТАКТЫКОНКУРС
Источник: https://ecobez.ru/klassifikacija-predprijatij-po-stepeni-opasnosti/
Новая классификация опасных производственных объектов
Следует отметить, что вводимая классификация опасных производственных объектов унифицирована с законодательством Евросоюза, регламентирующим эту сферу.
Также важно, что проект Федерального закона № 164862-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов, отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившим силу подпункта 114 п. 1 ст. 333.33 части второй Налогового кодекса РФ» закрепляет новые понятия.
В частности, понятия обоснования безопасности опасного производственного объекта, системы управления промышленной безопасностью, технического перевооружения опасного производственного объекта. В целом документом вводится градация опасных производственных объектов по четырем классам опасности.
Эта классификация определяется уровнем потенциальных рисков возникновения аварий на ОПО, которые могут повлиять на жизненно важные интересы личности и общества. Так, планируется к внедрению следующая классификация: — I класс — объекты чрезвычайно высокой опасности; — II класс — объекты высокой опасности; — III класс — объекты средней опасности; — IV класс — объекты низкой опасности.
Плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, будут осуществляться со следующей периодичностью: — в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности — не чаще чем один раз в течение одного года; — в отношении опасных производственных объектов III класса опасности — не чаще чем один раз в течение трех лет.
В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки проводиться не будут.
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту будет осуществляться при его регистрации в государственном реестре. Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в него, должны проходить экспертизу промышленной безопасности.
Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности не допускается. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в соответствующие законодательные регламенты.
В частности, планируется профильная корректировка части второй Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», Градостроительного кодекса РФ. В документе также содержатся регламентированные правила для системы по управлению промышленной безопасностью объектами I класса. Более того, включены правила по оценке соответствий технических устройств на таких объектах. Список случаев, имеющих предписание для обязательной экспертизы, создан с целью предотвратить коррупционные риски. Базовый закон о промышленной безопасности был принят еще в 1997 году. И, к примеру, как отмечает заместитель председателя профильного комитета Госдумы РФ по промышленности Владимир Гутенев, с тех пор в документ вносились различные изменения, связанные с развитием законодательства о градостроительной деятельности, техническом регулировании, государственном надзоре, лицензировании. Однако самостоятельный комплекс взаимосвязанных изменений рассматривается впервые.
Таким образом, дифференциация требований промышленной безопасности в зависимости от класса опасности объектов — давно назревшее решение, позволяющее исключить избыточное административное давление и одновременно повысить уровень защищенности от крупных промышленных аварий.
Источник: https://prominf.ru/article/novaya-klassifikaciya-opasnyh-proizvodstvennyh-obektov
Класс опасности производственных объектов. Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» :
Производственные процессы должно строго регламентироваться законом. Существующий в Российской Федерации 116-ФЗ закрепляет большое количество положений, содержащих исчерпывающие данные о промышленной безопасности на предприятиях. Именно этот нормативный акт будет подробно рассмотрен в статье.
О чем закон?
Согласно статье 1 Федерального закона «О безопасности на опасных производственных объектах», речь в представленном нормативном акте идет о профилактических работах на заводах и прочих предприятиях.
В законе закрепляется понятие промышленной безопасности, характеризующее уровень защищенности интересов общества на опасных объектах производственного характера.
Безопасность может нарушить авария — явление, при котором разрушаются сооружения или устройства, в результате чего могут погибнуть или пострадать люди.
Чтобы предотвратить аварию, необходимо работать с имеющимися техническими средствами, применяемыми на объектах производственного характера.
Нужно своевременно проводить экспертные проверки и техническое перевооружение. Особенно важным действием будет сравнение действующих устройств с классами опасности производственных объектов.
Обо всех представленных процессах и работах будет рассказано далее.
Об опасных производственных объектах
В статье 2 рассматриваемого нормативного акта дается подробная характеристика опасным производственным объектам. Что именно здесь стоит назвать? Согласно закону, это цехи, участки, площадки и прочие производственные территории. Все подобные объекты должны быть зарегистрированы в специальном государственном реестре, занимается которым российский исполнительный орган власти.
Существует некоторое количество классов опасности производственных объектов. В зависимости от каких критериев тот или иной объект попадает в соответствующий класс? Согласно 116-ФЗ, существует следующая таблица:
- объекты 4 класса обладают низким уровнем опасности;
- производственные объекты 3 класса опасности имеют средний уровень;
- 2 класс устанавливается для предприятий с опасностью высокой степени;
- 1 класс для объектов с опасностью чрезвычайно высокого уровня.
На руководителя производства возложена ответственность за достоверность и полноту информации о степени опасности на соответствующих объектах.
Требования закона
В статье 3 рассматриваемого закона приводятся основные требования к безопасности на промышленных объектах. Здесь дается наиболее общая информация.
Так, представителям промышленных предприятий стоит помнить о необходимости защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций.
Именно поэтому на производственных объектах должны быть соблюдены нормы пожарной безопасности, охраны труда, строительства, безопасности в области экологии и т. д. Отдельный Федеральный закон регулирует деятельность предприятий, использующих атомную энергию.
Предприятие, на котором в ходе проверочных работ были обнаружены некоторые нарушения, должны подлежать ремонту, ликвидации, консервации или ограниченной эксплуатации. Соответствующее решение должен принять специалист в области контрольно-надзорной деятельности.
Роль государства
В статье 5 Закона «О промышленной безопасности» рассказывается о роли государственных органов и должностных лиц в области регулирования безопасной деятельности на производстве.
Так, на соответствующую инстанцию исполнительной власти возлагает определенное количество функций глава государства, или по его поручению — российское Правительство. Функции государственных органов имеют в основном контрольно-надзорный или разрешительный характер.
У таких инстанций имеются свои территориальные подразделения, которые создаются в установленном законом порядке.
Что понимается под федеральным надзором в представленной области? Согласно статье 16 рассматриваемого ФЗ, это деятельность по предупреждению, поиску и пресечению функциональных нарушений на соответствующих предприятиях. Предметом же проверки является строгое соблюдение представителями производства обязательных требований, установленных законом.
О деятельности в сфере обеспечения безопасности на производстве
Стоит подробнее рассказать про саму профессиональную деятельность по обеспечению безопасности на производственных объектах.
Что именно относится к видам такой деятельности? Здесь нужно выделить работы по проектированию, грамотной эксплуатации, строительству, монтажу, накладке, обслуживанию и ремонту, консервации, ликвидации, проведению экспертных проверок и т. д. Не стоит забывать и про присвоение класса опасности опасному производственному объекту.
Безусловно, все представленные виды деятельности должны подлежать обязательному государственному лицензированию. Занимается этим специальный лицензирующий орган, к которому также устанавливается большое количество требований.
Любой производственный объект должен по требованию соответствующего органа предоставить всю запрашиваемую документацию.
При этом инстанция, в обязанности которой входит выдача лицензий, не имеет права требовать те документы, что не указаны в соответствующем Федеральном законе.
О расследовании аварий
Рассматриваемый нормативный акт занимается не только профилактическими работами и выдачей классов опасности производственным объектам, но и разрешением последствий аварийных ситуаций.
Так, в статье 12 рассказывается про порядок технического расследования причин аварий.
Для расследования должна быть создана специальная комиссия, руководством которой непосредственно занимается российское Правительство или ее территориальный орган. Кто входит в состав комиссии? Здесь стоит выделить:
- представителей соответствующего субъекта России или самоуправленческого органа, на территории которого расположен производственный объект;
- представителя самого производственного объекта;
- страховщика, ранее заключившего договор с производственным объектом;
- прочих представителей — по желанию государственного органа или предприятия.
Руководителя такой комиссии назначает Президент или Правительство. Согласно закону, созданная инстанция имеет право привлекать к работе экспертов, научных специалистов, конструкторов или инженеров, общественных инспекторов и т. д.
О промышленной экспертизе
Производственные экспертные работы представляют собой определение объектов производства на соответствие нормам закона. Согласно статье 13, экспертизе подлежат:
- любые технические устройства, находящиеся на предприятии;
- прилежащие сооружения и здания;
- промышленные декларации;
- классы опасности производственных объектов;
- документы на ликвидацию, консервацию, ограниченную эксплуатацию объекта и т. д.
Заниматься представленными работами может только лицензированная инстанция. Финансирование работ производится за счет средств заказчика.
Все экспертные работы должны базироваться на принципах объективности, независимости, всесторонности, полноты и т. д.
Результатом же профессиональной деятельности должно быть специальное заключение, подписанное представителями экспертной и промышленной организаций.
О государственном надзоре
Какое место в рассматриваемой области занимает непосредственный федеральный надзор? Согласно статье 16, довольно высокое.
Частота осуществления проверочных работ зависит в основном от имеющегося на объекте уровня опасности. Так, для 2 и 1 классов опасности производственных объектов проверки осуществляются не больше чем раз в год.
Для 3 класса — не чаще одного раза в три года. Для объектов 4 класса плановые проверки не проводятся вовсе.
Что является основанием для проведения государственного надзора? Здесь стоит называть истечение срока исполнения работ по устранению опасности на производстве, наличие приказа руководителя исполнительного органа, а также поступление в федеральный орган жалоб или гражданских заявлений, в которых указывается на конкретный производственный объект. Сколько длится проверка? Закон гласит о 30 рабочих днях. Однако здесь могут быть и исключительные случаи, когда работы затягиваются до 50 дней.
Лица, осуществляющие государственную проверку, обладают некоторыми полномочиями. В частности, здесь нужно отметить:
- выдачу предписаний о нарушении на предприятии;
- предъявление удостоверения для реализации проверочных работ;
- запрос и получение по результатам запроса соответствующей документации и информации об объекте;
- составление протоколов о нарушениях административного характера и т. д.
Принятые государственным органом решения можно оспорить в судебном порядке.
Классификатор
В приложениях к нормативному акту содержатся специальные таблицы, содержащие информацию о классах опасности химически опасных производственных объектов.
Здесь показано количество того или иного опасного вещества на производстве для присвоения соответствующего класса.
Аммиак, нитрат аммония, хлор, различные типы водорода, фосген и прочие вещества — их содержимое подлежит качественному расчету экспертными комиссиями.
В таблице 1 приложения 2 содержится информация о конкретных химических веществах, а в таблице 2 — о группах опасных веществ (токсичных, горючих, воспламеняющихся и т. д.). Руководители производственных объектов могут пользоваться данными таблицами для оспаривания решений соответствующих экспертных комиссий.
Источник: https://BusinessMan.ru/klass-opasnosti-proizvodstvennyih-obyektov-federalnyiy-zakon—fz-o-promyishlennoy-bezopasnosti-opasnyih-proizvodstvennyih-obyektov.html