Проверка вентиляции в школе: нормы воздухообмена и порядок проверки его эффективности

Многие родители слышат жалобы детей на духоту в классе, головную боль во время уроков.

Причиной вялости школьников, отсутствия интереса к предмету может быть не только сложность изложения материала, но и недостаток кислорода.

Обеспечение эффективного воздухообмена важно для поддержания иммунитета детей, а также для высокой активности мозга. От него же зависит психологический комфорт ребенка во время обучения.

Своевременная проверка вентиляции в школе поможет определить корректность работы системы, соответствие воздуха в помещении установленным законодательством нормам. А кто ее должен проводить и как часто – именно об этом поговорим в нашей статье.

Влияние воздухообмена на результативность обучения

Научно подтверждено, что при достаточном количестве свежего воздуха ученики меньше болеют, активнее ведут себя на уроках, лучше запоминают новый материал. А при недостатке кислорода чувствуют сонливость, подавленность, раздражительность.

Поскольку дети в рабочие дни до 80% времени проводят в учебных классах, важно создать комфортные условия пребывания в школе, обеспечив эффективный воздухообмен.

Проверка вентиляции в школе: нормы воздухообмена и порядок проверки его эффективности
Восприятие информации на уроке зависит не только от сложности предмета, формы изложения материала. Недостаток кислорода снижает общую умственную активность, что сказывается на успеваемости детей

Законодательством устанавливается периодичность обследования системы вентиляции школы, однако ежегодная проверка не способна обеспечить контроль над эффективностью воздухообмена в изменяющихся условиях, например, при изменении температуры воздуха за окном, после начала отопительного сезона.

Интенсивность подачи кислорода может снижаться при наличии перечисленных ниже факторов:

  • старое здание школы оснащено неэффективной системой вентиляции;
  • пластиковые окна без форточек, которые обеспечивают герметичность, не пропускают воздух с улицы;
  • устаревшая вентиляционная система или ее полное отсутствие.

Списывая вялость ребенка на погоду или время года не стоит забывать о достаточном количестве кислорода, которое должно поступать в организм. Если система вентиляции не справляется со своими функциями, важно проветривать помещение во время перемены или поднять вопрос о возможности оснащения окон приточными клапанами.

Основные задачи вентиляции в школе

Для обеспечения эффективного воздухообмена продукты распада должны динамично заменяться на порции свежего воздуха без снижения температуры в помещении. С подобной задачей не способны справиться распахнутые окна в зимний период. Разгоряченные дети, заходя в проветренные аудитории, будут простуживаться.

Школа должна обеспечивать комфорт во время обучения, быть безопасной. Вход отработанного воздуха зачастую осуществляется через коридор, двери. Подобный вариант забора считается однократным, поскольку количество уходящего воздуха соответствует объему приходящего.

Проверка вентиляции в школе: нормы воздухообмена и порядок проверки его эффективности
Количество углекислого газа на уровне 0,1% снижает работоспособность. При повышении его концентрации до 0,2% отмечается хроническая усталость, сонливость, головная боль

В соответствии с требованиями санитарных правил, обеспечение воздухообмена в обычных классах допускается при помощи естественной вентиляции. К кабинетам физики, химии, мастерским, спортивным залам предъявляются более высокие требования.

Нормы воздухообмена в учебных классах

При проверке системы вентиляции в школе учитывается эффективность воздухообмена, регламентированная СНиПом 41-01-2003,  СНиПом II-65-73.

К основным критериям, по которым оценивается эффективность работы вентиляции, относится:

  1. Качество воздуха – достаточный объем очищенных воздушных масс при низком содержании углекислого газа позволит преподавателям, учащимся сконцентрироваться на процессе обучения.
  2. Кратность воздухообмена – поскольку во время обучения ученики мало двигаются, оперативная замена продуктов распада на чистый воздух позволит им хорошо себя чувствовать.
  3. Уровень шума – вентиляция должна не только обеспечивать эффективный воздухообмен, но и не создавать много шума во время работы.

Особенностью школ, прочих учебных заведений, является наличие кабинетов с различным назначением. Классы для обучения, кабинеты химии, спортивные залы, преподавательские, пищеблок имеют индивидуальные нормы воздухообмена.

Помимо разного назначения, во время учебного процесса помещения отличаются по наполняемости, поэтому для соблюдения рекомендованных норм требуется прилагать усилия, обеспечивать постоянный контроль технического состояния системы.

Проверка вентиляции в школе: нормы воздухообмена и порядок проверки его эффективности
В отличие от частных жилых помещений, обеспечивать приток свежего воздуха через окна в школах не получится, поскольку большая часть учебного года приходится на холодное время. Поэтому основная роль в создании воздухообмена отведена вентиляции

Для проверки системы вентиляции, определения ее эффективности, принимаются за основу показатели Санитарных Правил:

  • нормы воздухообмена для учебных помещений, лабораторий – не менее 16 кубических метров в час подогретого воздуха (на одного учащегося), для спортивных залов – 80 кубических метров в час на человека;
  • температурный режим в классах должен лежать в пределах – 18 – 22 °С;
  • концентрация углекислого газа не должна превышать показатель 800 – 1 000 ppm;
  • предельный уровень шума, создаваемой вентиляцией, не должен превышать 110 дБ.

В лабораторных кабинетах воздух загрязняется не только в процессе жизнедеятельности человека, но и вредными веществами, которые образуются в результате химических реакций. Поэтому лаборатории должны оснащаться принудительными системами, а воздух из них должен удаляться через специальный вентиляционный шкаф.

Санузел также должен обеспечиваться дополнительным объемом воздуха принудительно, который, в соответствии с санитарными требованиями, должен составлять:

  • 25 кубов в час на каждый писсуар;
  • 50 кубов в час на каждый унитаз.

Подача воздуха осуществляется под потолком в помещениях стандартной высоты, а в спортивных залах – на высоте не менее 2 метра от пола. Соблюдение норм поможет избежать сквозняков.

Особенности проверки вентиляции

Определение эффективности работы системы вентиляции осуществляется аккредитованными организациями при помощи высокотехнологичного оборудования. После завершения проверки проводятся расчеты, на основании которых выносится экспертное заключение.

В ходе обследования проводится сравнение полученных результатов с нормативными требованиями. Причем оценивается не только эффективность воздухообмена, но и его кратность.

Проверка вентиляции в школе: нормы воздухообмена и порядок проверки его эффективности
Самую высокую точность замеров обеспечивают специализированные приборы. Для проведения обследования может быть заключен  договор с аккредитованной организацией
Проверка документации, подтверждающей эффективность работы вентиляционных систем, проверяется Роспотребнадзором. При наличии нарушений ответственность несет администрация образовательного учреждения

Если в процессе проверки выявляются отклонения, профессионалы предоставляют рекомендации по отладке системы. Ростехнадзором осуществляется проверка документации. При обнаружении недочетов администрацию учебного заведения ожидают штрафные санкции.

Периодичность, сроки проведения проверок, так же, как и нормы, устанавливаются санитарными нормами:

  • использование системы вентиляции разрешается после проведения пуско-наладочных работ, получения технических паспортов;
  • СанПин регламентирует периодичность проверки не реже раза в год или при сдаче объекта, а также в школах вентсистема проверяется перед началом учебного года;
  • естественные, общеобменные сети проверяются не реже раза в 3 года.

Приведенные выше нормативы актуальны для вентиляции, которая работает корректно.

Когда пуско-наладочные работы не были проведены или были проведены некорректно, зачастую вентиляционные системы работают со сниженной эффективностью.

Выводы и полезное видео по теме

Школа является достаточно сложным объектом, ее особенности важно учитывать при обустройстве вентиляции. Пять полезных рекомендаций, предложенных профессионалами в видео, помогут обеспечить эффективный воздухообмен и здоровую атмосферу в классных комнатах:

Когда организация воздухообмена проведена грамотно, проблем с проверками вентиляции в школе не возникнет. Однако не каждое образовательное учреждение имеет возможность модернизировать систему. Возраст многих сооружений исчисляется десятилетиями, и для обновления оборудования требуются немалые средства.

Если у вас есть положительный опыт решения проблемы, делитесь им в х. Также внизу под этой публикацией вы можете задать вопросы нашим экспертам и другим посетителям сайта по теме статьи, спросить совет или выразить свое мнение.

Исходная статья

Проверка вентиляции | Эксперт Экология

Зачастую сложно самостоятельно обнаружить неэффективность работы вентиляции. Оборудование может работать, но вытягивать отработанный воздух слабо или, наоборот, плохо подавать свежий.

Жители современных домов, оснащенных центральными системами кондиционирования и вентиляции, могут жаловаться на плохое самочувствие, бессонницу и головные боли.

Причина недомоганий иногда скрывается в недостаточно эффективной работе вентиляционной системы.

На
промышленных объектах и объектах здравоохранения в воздух выделяются пыль,
ядовитые или зловонные испарения, тепло. Поэтому еще важнее эффективная работа
вентиляционной системы в производственных цехах. Некачественное удаление вредных
выделений с рабочего места может привести к травматизации персонала, развитию
профессиональных заболеваний и даже гибели.

  • Проверка эффективности работы вентиляционных систем показывает, правильно ли был произведен расчет эффективности вентиляции на стадии проектирования, справляется ли оборудование с нагрузкой и выдает ли необходимую тягу.
  • Визуальные
    методы проверки работы вентиляции обычно не достаточно эффективны, поэтому
    необходимы инструментальные измерения.
  • Проверка эффективности работы систем вентиляции проводится методом замеров:
  • скорости движения воздуха в вентиляционных каналах и воздуховодах, воздухоприемных и воздухоподающих устройствах;
  • кратности воздухообмена (рассчитывается);
  • содержания вредных веществ в воздухе помещений, обслуживаемых вентиляцией;
  • параметров микроклимата в помещениях, обслуживаемых вентиляцией.

По окончании работ выдаются протоколы аккредитованной испытательной лаборатории.

Паспортизация систем вентиляции

Паспортизация систем вентиляции – это проведение необходимых аэродинамических испытаний, оформленных в виде технического документа регламентированной формы, в который заносятся данные по фактическому и проектному оборудованию вентиляционной системы, а также фактические и проектные параметры работы вентиляционной системы.

Читайте также:  12 лучших газовых обогревателей для дачи на баллонном газе: рейтинг моделей и рекомендации по выбору

На каждую вентиляционную систему
оформляется отдельный паспорт.

Для каждой системы выдача технического паспорта производится после завершения всех работ по монтажу.

Но бывают ситуации, когда по каким-либо причинам на новую вентиляционную систему паспорт не составлен, в таком случае необходимо составить паспорт, в чем могут помочь наши специалисты.

Паспорт вентиляционной системы является одним из документов, запрашиваемых при проверке надзорными органами.

Паспортизацию системы делают один раз, но если систему существенным образом изменяют, то необходимо оформить новый паспорт. Современной особенностью этой работы является то, что она проводится на действующих объектах, а документация на вентиляцию часто отсутствует.

Если паспорт на вентиляционные системы есть, то работа называется производственным контролем вентиляции: проводятся аэродинамические испытания вентиляции и новые протоколы испытаний прикладываются к уже имеющимся паспортам.

Разработка технических мероприятий по улучшению работы систем вентиляции

Наши специалисты проводят обследование состояния систем и дают рекомендации по устранению причин их неэффективной работы при ее выявлении.

Аэродинамические испытания систем подпора воздуха и дымоудаления

ООО «Эксперт Экология» проводит все виды работ по испытаниям и паспортизации системы противодымной защиты.

Противопожарная защита здания является одним из главных компонентов комплекса внутренних инженерных систем. Гарантировать исправное состояние противопожарных систем призваны периодические испытания. Регламент проведения испытаний прописан в соответствующих государственных стандартах.

Все системы противодымной вентиляции должны проходить приемосдаточные и периодические испытания. Частота проведения испытаний должна составлять минимум один раз в два года.

Стоит особо отметить тот факт, что протокол испытаний является дополнением к паспорту системы противодымной вентиляции и ни в коем случае не является заменой данного документа. Более того, согласно методике, приводимой в ГОСТ Р 53300-2009 «Противодымная защита зданий и сооружений.

Методы приемосдаточных и периодических испытаний», часть данных, заносимых в протокол испытаний, непосредственно берется из вентиляционного паспорта.

  1. При испытаниях систем дымоудаления измеряют скорость движения потока воздуха в разных точках одного дымоприемного устройства, при открытых и закрытых дверях на пути эвакуации из помещения, где проводятся замеры.
  2. При испытании подпора воздуха измеряют разность давления в зоне работы системы подпора (тамбур, лифтовой холл, шахта лифта, лестничная клетка) и в следующей зоне на пути эвакуации при пожаре, при открытых и закрытых дверях на путях эвакуации.
  3. По окончании работ выдаются протоколы аккредитованной испытательной лаборатории.

Предназначение и задачи вентиляции учебных заведений

Главное предназначение вентиляции учебных заведений заключается в формировании оптимальных микроклиматических условий для комфортного и безопасного пребывания учеников, преподавательского состава и технического персонала.

Задачи вентиляции учебных классов и сопутствующих спортивных и санитарно-бытовых помещений состоят в достаточном обеспечении хорошо очищенным, свежим воздухом с оптимальными температурно-влажностными показателями, которые отвечают нормам СанПина и СНиПам.

Особенности вентиляции учебных заведений

Ключевой особенностью, которая должна учитываться при проектировании вентиляции школ, профессионально-технических и высших учебных заведений, является большое число помещений, имеющих абсолютно разное предназначение. Учебные аудитории, преподавательские, столовые, спортивные и актовые залы, лаборатории, подсобные комнаты, трудовые мастерские и проч. имеют собственные нормы воздухообмена.

Кроме того, процесс организации качественной вентиляции осложняется тем фактом, что в течение учебного дня, все эти помещения имеют нестабильную наполняемость. Чтобы соблюсти все требования и избежать претензий со стороны проверяющих инстанций, необходимо следовать нормативно-технической базе, которая регламентирована в СНиПах и ГОСТах.

Санитарно-гигиенические нормы и требования, предъявляемые к вентиляции университетов, школ и ПТУ. 

Главные критерии, характеризующие правильно спроектированную и организованную вентиляцию учебных заведений, касаются следующих параметров: Достаточный приток свежего и хорошо очищенного воздуха позволяет сконцентрироваться на учебном и преподавательском процессе.

Учитывая, что вся аудитория пребывает в относительно малоподвижном состоянии в течение достаточно длительного времени, комфортные условия пребывания важны для хорошего самочувствия людей. Создавая проект вентиляции школы, ВУЗов, техникумов, ПТУ и прочих учебных заведений, следует помнить, что все вентиляционные системы должны работать не только эффективно, но и бесшумно.

На базе нормативных документов СНиП 41-01*2003, СНиП II-Л 65-73, СНиП 31-06*2009, за основу берутся следующие показатели:

  • Норма воздухообмена из расчета на 1 человека в час:  20 м3/ч для аудиторий и учебных классов: 80 м3/ч — для спортзалов; 20 м3/ч для пищеблоков.
  • Min. и max. t воздуха — 16°С и 22°С соответственно.
  • Предельно допустимый уровень шума — 110 дБ.

Это обобщенные требования, но у каждого из типов учебных заведений есть свои нюансы организации качественной вентиляции. Они скорее относятся к конструктивным особенностям и расположению тех или иных помещений.

 Таким образом, проект вентиляции в школе является по своей сути каждый раз уникальной разработкой, чтобы сделать систему наиболее удобной, эффективной и экономически грамотной, что немаловажно для вентиляции частных школ, где финансовая составляющая является приоритетной. 

Особенности организации системы вентиляции в школе

В соответствии со СНиП II-Л 65-73, общеобразовательные школы в обязательном порядке оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией, в комбинации с естественной вентиляцией.

 *Примечание: Отсутствие принудительной вентиляции допускается в случае, если количество учеников не превышает 200 человек.

Нормы вентиляции в школе

  • Температурный режим варьируется в пределах от +16°С до +22°С;
  • Показатели влажности — от 30 до 65%.

Концентрация СО2 — не более 1 л. на 1 кубометр площади.

 *Помимо того, что эти показатели считаются оптимальными для комфортного пребывания людей в помещениях, это позволяет еще и предотвратить преждевременное разрушение материалов, которые были задействованы при строительстве и отделке здания и появление грибковой плесени.

При превышении ПДК СО2 могут наблюдаться такие явления как сонливость, головокружение и общий упадок сил.

Конструктивные  решения для организации качественной вентиляции в учебных аудиториях

  1.  Вариант I: Естественный регулируемый приток + механическая вытяжка (принудительная).

  2. Для создания грамотного микроклимата в аудиториях и других функциональных помещениях, а также в целях приведения процесса проветривания к максимальной энергонезависимости, в учебных заведениях используется схема, с доказанной эффективностью — естественный регулируемый приток + механическая вытяжка (принудительная).

Для организации приточной вентиляции задействуют оконные приточные клапаны. Они обеспечивают автоматическую подачу свежего воздуха в помещение аудитории.

Помимо этого, оборудованные приточными клапанами окна позволяют проводить предварительную фильтрацию воздуха и свести уровень шума с улицы к минимуму — а это один из основных аспектов комфортного процесса обучения.

ВАЖНО! Недостатками такого способа является то, что большинство приточных клапанов не предусматривают подогрев и охлаждение воздуха, что может создавать некомфортные условия в качестве внутренней температуры, а в зимний период года еще и быть опасным для здоровья учеников.

Чтобы добиться соблюдения норм воздухообмена (не менее 20 м3/ч на 1 человека), принудительная вытяжка должна работать практически непрерывно. Поддержку оптимального уровня воздушного давления  выполняют вытяжные вентиляторы различной мощности (в зависимости от площади помещения и количества учеников).

  • Вариант II: Приточно-вытяжная вентиляция с подогревом приточного воздуха.
  • Такой способ является вполне комфортным для находящихся в помещении учеников, что позволяет сделать систему вентиляции незаметной и позволит не отвлекаться от учебного процесса из-за постоянных перемен внутреннего климата.

Помимо комфорта такой способ является еще и достаточно экономичным при использовании такой современной технологии, как рекуперация тепла.

 Все больше учебных заведений переходят к использованию вентиляционных систем с использованием энергосберегающих технологий.

Это позволяет существенно удешевить эксплуатацию установок и сделать процесс вентилирования более эффективным. (Ссылка на статью вентиляция с рекуперацией тепла).

Единственным недостатком такой системы является отсутствие встроенной системы охлаждения приточного воздуха, поскольку в жаркий период года, в заведениях, где проводятся занятия, например, летом может быть достаточно жарко, поскольку температура приточного воздуха будет такой же как на улице. 

Эта проблема решается либо установкой автономной системы кондиционирования для учебных аудиторий, либо устройством системы вентиляции с возможностью охлаждения.

  1. Вариант III: Приточно-вытяжная вентиляция с подогревом и охлаждением приточного воздуха.

  2. Такой вариант по своим конструктивным особенностям практических не отличается от II варианта, однако в нем присутствуют дополнительные компоненты, такие как камера охлаждения в приточном канале и более сложная система автоматики.

Такая система является самым совершенным решением для создания идеальных условий, поскольку позволяет в автоматическом режиме устанавливать постоянную температуру в помещении, независимо от того, лето на улице или зима.

 Такая система компонуется полноценным комплектом автоматики для точного регулирования всех параметров приточного воздуха. Разумеется, такой вариант будет стоить несколько дороже, чем I или II, но результат будет соответствовать самым высоким требованиям.

Вы можете бесплатно получить эскизный проект и стоимость вентиляции учебных заведений

Перейти

Специализированные аудитории (химия, мастерская и др.):

В помещениях, оборудованных местными отсосами (например, кабинет химии с лабораторией, трудовых мастерских со станками и проч.) обязательно организуют вытяжную вентиляцию с механическим побуждением.Вентиляция кабинета химии Вентиляция кабинета труда

Спортивные залы:

Оборудуются самостоятельной приточно-вытяжной системой вентиляции, которая обеспечит воздушный приток в объеме не менее 80 м3 на 1 человека. Чтобы не допустить образования сквозняков, подача и забор воздуха должна быть организована на расстоянии примерно трех метров от пола. Показатели скорости воздушного потока регламентируются на уровне 0,25 м/сек, влажности — 35-60%.

Санитарный узел:

В с/у должна быть предусмотрена постоянно работающая вытяжная вентиляция, чтобы удалять неприятные запахи и влагу.

 Если санитарный узел имеет смежное расположение с умывальной, вытяжку устраивают из уборной. В душевых (если таковые имеются) — исключительно из кабинок.

Однако если количество душевых кабин превышает пять штук, дополнительно организуют приток свежего воздуха в раздевалки.

Столовые/буфеты:

Механическая вентиляция в школах таких помещений, как столовая и буфет, проектируется в соответствии с нормативами  для предприятий общественного питания. На каждое человекоместо в обеденной зоне, предусматривается минимальный воздухообмен, в объеме 20 м3 в час.

Приток воздуха направляется в обеденный зал, а удаляется через кухонный блок и прилегающие производственные помещения.

ВАЖНО! Для кухонных помещений, моечных и уборных устанавливают самостоятельные независимые вентиляционные системы. Их нельзя объединять между собой.

Вентиляция актовых залов:         

Как правило, в актовых залах происходит кратковременное наполнение (1,5-2 часа) большим количеством людей и именно в это время должны быть соблюдены соответствующие условия, а именно на 1 человека должно приходиться 20 м3/ч приточного воздуха.

Конструктивно вентиляцию для актовых залов можно выполнять по аналогии с любым из вышеперечисленных вариантов для обычных аудиторий.

В случае если общеобразовательное заведение имеет четыре и более параллели классов и находится в регионе, где расчетная температура воздуха в холодный сезон составляет -20°С и ниже, предусматривается организация воздушно-тепловых завес на входе.

Особенности организации вентиляции в профессионально-технических училищах 

В соответствии с нормами СНиП II-Л.Б -68, профессионально-технические училища (ПТУ) оборудуются приточно-вытяжными системами вентиляции. Из помещений с вытяжными шкафами весь воздух должен удаляться исключительно через них.

Чтобы обеспечить вытяжку из верхней части помещения, при условии закрытых рабочих проемов, шкафы оснащают клапанами, которые монтируют в верхней зоне. Минимальный размер клапана по нормативам должен составлять не менее 150*150 мм.

 

Для одной вытяжной системы допускается объединение максимум двух вытяжных шкафов, которые расположены в одном помещении, с поправкой на то, что удаляемые вещества не являются ядовитыми, не выпадают в осадок и взрывобезопасны.

  • Скорость воздушного потока, удаляемого через вытяжные шкафы,  имеет зависимость от ПДК выделяемых вредностей и регламентирована согласно СНиП так:
  • 0,5 м*сек при ПДК > 10 мг/1 кубометр;
  • 0,6-1 м*сек при ПДК < 10 мг/1 кубометр;

1-1,5 м*сек при ПДК < 0,1 мг/1 кубометр.

Если в помещении выделяются вредности, организовывают частичный приток воздуха, но из расчета не менее 70% от общего объема поступаемого воздуха для этих помещений. Оставшийся объем подается в коридор и/или в смежные помещения с дверным проемом.

Организацию подачи чистого воздуха в учебные кабинеты и лаборатории без вытяжных шкафов, в регионах со средней дневной температурой самого холодного месяца не ниже -16°С, допускают децентрализованно в верхнюю зону без предварительного подогрева, в кол-ве 12 м3/час на 1 человека.

Особенности организации вентиляции университетов и других высших учебных заведений

Требования к организации вентиляции в ВУЗах аналогичны с требованиями и нормами, предъявляемыми к вентиляции профессионально-технических училищ. Помимо этого, согласно регламенту СНиП II.-Л.6-67, запрещено транспортировать воздух, удаляемый из помещений лабораторий, по  вентиляционным каналам из кирпича.

Для аудиторий ВУЗов, вместимостью от 50 до 100 людей, которые располагаются в IV строительно-климатической зоне (с жарким летом и умеренно-холодной зимой)  предусматривается установка осевых потолочных вентиляторов.

Это необходимо для увеличения скорости потока воздуха.Вентиляция аудитории ВУЗа

Не стоит забывать, что качественная вентиляция, будь это вентиляция школы искусств или крупного вуза — это сложная инженерная задача, для решения которой должны привлекаться исключительно профессионалы. Полноценный воздухообмен и соблюдение санитарно-технических норм и требований — это залог комфортного пребывания людей и возможность полностью сосредоточиться на учебном процессе. 

Получить бесплатную консультацию инженера по вентиляции учебного заведения

Получить!

Обследование и проверка вентиляций в школе – нормы и порядок проведения

Влияние воздухообмена на память учеников

Путем научных исследований неоднократно доказано, что высокий уровень кислорода в школьных классах значительно повышает не только успеваемость учеников, но и отображается на их здоровье. При этом, низкое содержание кислорода вызывает снижение памяти, сонливость, снижение успешности.

На законодательном уровне установлена кратность проведения проверок в школьных учреждениях. Она составляет 1 раз в год. При этом, можно упустить такой важный момент, когда начинается отопительный сезон и происходит резкий скачок разницы температуры в помещении и за окном.

В этот период воздухообмен должен быть очень качественным.

Снижение содержания кислорода в классе может происходить из-за следующих факторов:

  1. Школа была построена давно, из-за чего система ее вентиляции уже устарела.
  2. Установлены ПВХ окна без наличия форточек. Высокая герметичность препятствует попаданию кислорода внутрь.
  3. Устаревшая система вентиляции, либо ее полное отсутствие.

Обследование вентиляции школы позволит установить причины нарушения воздухообмена между помещением и улицей. Если же вентиляция не справляется со своими прямыми обязанностями, то нужно поднимать вопрос о проветривании классов во время перемены.

Эффективный воздухообмен заключается в замещении свежим воздухом то, что успело накопиться за урок. При этом важным моментом должно быть следующее – воздушные потоки должны быть идентичными по температуре. Простое проветривание в зимний период может сыграть плохую роль.

Ведь на перемене ученики зачастую активно проводят время, повышая температуру своего тела. Холодные потоки могут привести к возникновению заболеваний респираторного характера. Обследование вентиляции школы должна происходить по санитарным стандартам.

Если обычные классы нуждаются в естественной вентиляции, то спортивные залы, кабинеты химии, мастерские должны быть оснащены вентиляцией более сложной структуры.

Какие нормы воздухообмена для школы?

Чтобы проверить работоспособность вентиляции, необходимо знать, какие критерии описывают ее работу:

  1. Качество воздуха. Данный критерий заключается в поддержании процентного баланса между содержанием кислорода и углекислого газа в воздушном пространстве помещения.
  2. Кратность воздухообмена. Отображает частоту смены воздуха в помещении. Во время урока ученики практически не двигаются, тем самым выделяя достаточное количество продуктов распада. Своевременная их замена на чистый воздух позволит поднять работоспособность учащихся.
  3. Уровень шума, который создает система. Хоть главной задачей вентиляции и является очистка воздуха, но при этом она не должна создавать никаких шумовых нагрузок, тем самым не мешая сконцентрироваться ученику.

Проверка вентиляции школы сложна еще в том плане, что различные по назначению кабинеты должны иметь свои нюансы в воздухозамещении. Кабинеты физики и химии, пищеблок, спортивные залы, мастерские должны иметь свои нормы по вентиляции.

Для проверки работоспособности вентиляционных систем применяются нормы санитарных правил:

  1. Измеряются показатели в кубических литрах воздуха за час. Для обычных кабинетов и лабораторий данный показатель составляет 16 метров кубических, в расчете на одного человека. Для спортивных залов этот показатель больше – 80 метров кубических.
  2. Также вентиляция должна сдерживать температуру в классе. Для учебных классов она составляет +18-+22 градуса.
  3. Углекислый газ может быть в пределах уровня 800-1000 ррм.
  4. Уровень шума не должен быть выше 110 дБ.

В таких кабинетах, как лаборатория, воздух загрязняется не только самими учениками, но и веществами, которые выделяют вредными испарениями. В помещениях такого профиля будет недостаточно использовать естественную вентиляцию. Лаборатории должны быть оснащены принудительными системами обмена воздуха, для ускорения выведения вредоносных веществ за пределы помещения.

Также отдельные нормы воздухообмена предназначены для санузлов. Они рассчитываются исходя из количества писсуаров и унитазов. Для одного писсуара норма должна быть 25 метров кубических в час, для унитазов – 50. Подача свежего воздуха должна осуществляться в пространстве под потолком.

Для спортивного зала, для исключения сквозняков, вентиляция должна быть на уровне не ниже 2х метров от пола.

Какие особенности проверки вентиляции для школы?

Санитарные нормы устанавливают определенные правила для проверки вентиляционных систем

  1. Ввод вентиляционной системы в эксплуатацию должен происходить только после завершения всех работ, а также после получения техпаспорта.
  2. Оценка системы должна производится 1 раз в год, либо при открытии заведения.
  3. Естественные сети должны проверяться как минимум 3 раза в год.

Стоит учитывать, что данные нормы необходимы только для вентиляционных систем , которые работают правильно.

Следует учитывать, что школа – очень важный объект, в котором вентиляционная система должна быть весьма корректной и работоспособной. Чтобы не возникали проблемы с законодательным уровнем необходимо проводить ежегодные проверки вентиляционных систем.

Специалисты помогут не только в проверке, но и в решению проблем с системой. При этом стоит учитывать, что не всегда есть возможность усовершенствовать вентиляционную систему школы из-за ветхости здания. В данном случае проблемы решаются в виде компромисса.

Вентиляция в школе – нормы, особенности

Хорошая вентиляция в учебных заведениях это важная составляющая учебного процесса, который требует повышенной концентрации внимания и, конечно же, хорошего самочувствия детей.

Выдыхаемый углекислый газ за короткое время достигает максимальной концентрации, отрицательно действует на здоровье детей. Поэтому чистый воздух и достаточный уровень кислорода в классах важная необходимость.

В школьных помещениях должен быть хорошо налажен воздухообмен.

В ограниченном пространстве школьного класса могут одновременно находиться 20-30 учеников и учитель. За 45 минут они должны усвоить учебный материал. Чтобы их дыхание не сопровождалось повышением концентрации СО2 в воздухе, в кабинетах необходимо поддерживать постоянный воздухообмен.

Известны случаи, когда при отсутствии вентиляции, ученики на уроке теряли сознание из-за духоты. В одной из школ, чтобы как то проветрить классы, преподаватели поспешили открыть форточки.

Так как дело было зимой, результатом такого проветривания стал резкий рост простудных заболеваний у детей.

Вентиляция детского учебного заведения призвана обеспечивать комфортность микроклимата и создание здоровых условий в каждом школьном помещении, в классах, спортзалах, лабораториях, мастерских, учительских и туалетах.

Ее главное предназначение — обеспечение помещений очищенным, а зимой еще и подогретым свежим воздухом. Устройство школьной вентиляции должно соответствовать требованиям санитарных и строительных нормативных документов.

Специфика воздухообмена школьных помещений

К проблемам школьной вентиляции нельзя подходить с общей меркой. В школе достаточно много помещений, различного предназначения.

Проектировщики знают, что нормы воздухообмена обычного класса, химической лаборатории, школьной столовой или мастерской могут различаться.

Свои нормативы имеют спортзалы, подсобные помещения, учительская, туалеты и актовые залы. Различие требований легко объяснить спецификой учебного процесса или самого помещения.

Качество организации школьной вентиляции зависит и от наполняемости классов. В этом смысле преимуществом современной вентиляционной системы считается возможность регулирования количества притока. Регулировка должна происходить в соответствии с изменением количества детей в кабинете.

Для администрации школы есть двойной интерес обустройства вентиляции. Соблюдение всех нормативов означает не только здоровые условия для детей, но и благополучные заключения проверяющих инспекций.

Важно, чтобы микроклимат образовательного учреждения соответствовал нормативной базе, регламентированной СНиПами и Госстандартами.

Санитарно-гигиенические стандарты вентиляции школ

Чтобы школьная вентиляция обеспечивала потребности учеников в кислороде, параметры ее притока и вытяжки должны соответствовать принятым проектным решениям. Проектировщики, учитывают в своих расчетах важнейшие понятия и категории здорового микроклимата. Это в первую очередь:

  • Качество и количество притока. Чтобы ученики могли сконцентрироваться на учебном процессе необходимо регулярное наполнение классов достаточным объемом свежего, отфильтрованного воздуха;
  • Комфортность прибывания. Микроклимат класса должен исключать духоту и создавать необходимые условия пребывания для детей, длительное время находящихся в малоподвижном состоянии;
  • Шумность работы вентиляционной установки. Подбирая приточное и вытяжное оборудование для школы, необходимо учитывать этот параметр. Школьные вентсистемы должны работать производительно, но не отвлекать учащихся повышенным уровнем шума.

Целый ряд нормативных сборников СНиП, различных лет издания, регламентирует климатические параметры школьного микроклимата. Наиболее важными считаются:

  • Норма воздухообмена. Она берет в расчет потребность воздуха на одного человека/час. Для классных аудиторий норматив 20 куб/час, спортзалов 80 куб/час, пищеблоков 20 куб/час;
  • Допустимые значения температуры воздуха должны находится в диапазоне 16 — 22°С;
  • Возможный уровень шума электрооборудования не должен превышать 110 дБ;
  • Уровень влажности воздуха, позволяющий предотвратить появление плесени 30 — 65%;
  • Допустимая концентрация СО2 не более 10 литров на куб объема помещения.

Беря за основу указанные требования, проектировщики стараются увязать их с особенностями планировки каждой школы. Качественная вентиляция должна учитывать специфику расположения всех помещений в их взаимосвязи.

Что касается государственных школ, их вентиляция обычно проектируется в составе общего проекта. Иначе обстоят дела у частных школ, занимающих здания, иногда мало приспособленные под школьные, после реконструкции.

Для каждой из них необходимо разрабатывать свой, уникальный и экономически обоснованный проект вентиляции.

Требования к организации школьной вентиляционной системы

Особенности школьного воздухообмена регламентируются СНиП-ом II-Л 65-73. Согласно этому документу общеобразовательные школы должны иметь принудительную систему приточно-вытяжной вентиляции, дополненную естественной приточно-вытяжной схемой.

Наиболее распространенное решение принудительной вытяжки — устройство централизованной венткамеры, с мощным вытяжным вентилятором. Она располагается на чердаке или в одной из комнат верхнего этажа. Отсюда по всем кабинетам школы прокладываются вытяжные вентиляционные короба. В классах на коробах открываются регулируемые воздухозаборные решетки.

Применять такую схему можно не всегда. Если в школе учится менее 200 учащихся, допускается ограничиться естественными притоками и вытяжками. Естественная вытяжка представляет собой вентиляционный канал, выходящий на крышу здания из каждого отдельного кабинета.

Удаление воздуха через вентканалы происходит под воздействием естественного перепада давлений. Бюджетным решением естественного притока считаются приточные клапаны, устраиваемые на стенах и окнах зданий.

Стандартные решения вентиляции учебных классов

Существует несколько типовых вариантов организации комфортного микроклимата в школах:

  1. Сочетание естественного регулируемого притока с механической вытяжкой позволяет создать условия комфортного микроклимата аудиторий, других школьных помещений и рекреаций. Схема считается достаточно эффективным решением. В качестве средства естественного притока в ней выступают приточные клапана. Они отфильтровывают приток, уменьшая воздействие уличного шума. Слабым местом данного варианта считается отсутствие подогрева уличного воздуха. Зимой клапан может обмерзать, а холодный морозный приток вызывает сквозняки, представляя опасность для здоровья учащихся;
  2. Второй вариант предполагает подогрев приточного воздуха, с сохранением системы принудительной вытяжки. Этот способ максимально отвечает созданию условий комфортного микроклимата. Владельцам частных школ будут особенно интересны энергосберегающие технологии рекуперации. Подогревая приток за счет отработанного воздуха, рекуператоры существенно экономят эксплуатационные расходы. Единственным недостатком такого способа вентиляции считается его неспособность регулировать температурные параметры в жаркую погоду;
  3. В третьем варианте функционал школьной вентиляции расширяется за счет летних устройств охлаждения воздуха. Это могут быть кондиционеры или камеры сухого охлаждения, располагаемые в приточном канале. Для эффективной работы этих устройств потребуется более дорогая система автоматики.

Особенности вентиляции специализированных аудиторий

Кроме классов, в каждой школе есть помещения, для которых существуют особенные условия воздухообмена. Когда химические лаборатории, кабинеты труда, оборудованы локальными воздухоотсосами, они обязательно оборудуются вытяжкой с механическим побуждением.

Воздух удаляется из этих комнат через вытяжные шкафы, для чего под потолком в них устраиваются воздухозаборные клапана, работающие при закрытии рабочих проемов шкафов. Размер клапана не меньше 150х150 мм. При большом количестве оборудования действует правило — одна механическая вытяжка не должна обслуживать более двух шкафов одного помещения.

Это при условии, что удаляемые продукты не считаются ядовитыми, взрывобезопасными, образующими осадок.

Особенные требования к вентиляции имеются и для других специализированных помещений:

  • Спортивные залы должны иметь собственную приточно-вытяжную систему. Норматив воздушного притока на одного человека более 80 куб/час. Работа вентиляции не должна создавать условия для сквозняков. Поэтому приточные и воздухозаборные решетки не располагают ниже 3-х м от покрытия пола. Движение воздушных потоков спортзала также регламентируется нормативами. Скорость не должна быть больше четверти метра/сек. Требуемый уровень влажности — в пределах 35-60%;
  • Санитарные узлы обеспечиваются постоянно работающей вытяжкой, удаляющей запахи и излишнюю влагу. При блочном расположении туалета и умывальной комнаты, вытяжку делают в уборной. При наличии душевых, отвод воздуха производится из кабинок. При большом количестве душевых (больше 5), через раздевалки в них подводят дополнительную приточку свежего воздуха;
  • Места приема пищи, столовые и буфеты рассчитываются согласно нормативам общепита. Приточка, причитающаяся на одно посадочное место, в обеденном зале не должна быть меньше 20 куб/час. При этом приток должен подаваться непосредственно к местам приема пищи, а вытяжка устраивается на кухне. Наличие собственной независимой вентсистемы считается особым условием кухонной вентиляции. Она не может объединяться единой распределительной сетью венткоробов с другими системами;
  • Специфика актовых залов в их кратковременном заполнении учащимися. Обычная продолжительность мероприятий 1,5-2 часа. Нормируемая в этот период приточка составляет 20 куб/час на одного участника мероприятия;
  • При уличной температуре ниже -20°С и наличии нескольких параллельных классов (более четырех), на входе в школу необходимо устраивать воздушно-тепловые завесы.

Расчеты и составление конструктивных схем приточно-вытяжных систем должны выполнять квалифицированные специалисты, компетентные профессионалы.

Они владеют спецификой процесса воздухообмена, знают нормативную базу и способны дать предложения для организации комфортного микроклимата в школе.

Разбираясь в ассортименте вентиляционного оборудования, они помогут сделать правильный выбор энергосберегающих и не дорогих вентустановок

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector