Закон о стандартизации
Процедура стандартизации направлена на разработку, опубликование и использование стандартов по определенным нормам закона.
Применяются также правила стандартизации для создания безопасной среды для продукции, работ, услуг, для здоровья и жизни граждан.
Регулируется процесс Федеральным Законом № 162 и специальными органами, уполномоченными руководить разработкой и утверждать нормативные документы по правилам стандартизации.
Описание закона о стандартизации
Федеральный Закон № 162 «О стандартизации в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 19 июня 2015 года. 24 июня был одобрен Советом Федерации. Вступление в силу настоящего законопроекта приходится на 29 июня 2015. Последние изменения вносились в документ 3 июля 2016 года.
Рассматриваемый закон регулирует правовые основы стандартизации и функционирование национальной системы стандартизации. Одним из важных направлений нормативного акта является обеспечение единой государственной политики в данной области.
Каждый закон преследует какую-либо цель. Цели ФЗ № 162:
- помощь в развитии социальной и экономической сферы в России;
- помощь России интегрировать в мировую экономику и в международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
- способствовать улучшению качества жизни граждан;
- предоставить оборону стране и безопасность для государства;
- осуществлять техническое перевооружение промышленности;
- улучшать качество продукции, качество выполняемых работ, качество оказания услуг и повышать конкурентоспособность продукции российских производителей.
Согласно положениям закона, чтобы достичь вышеуказанные цели, необходимо реализовывать задачи. По Федеральному Закону о стандартизации, задачи следующие:
- использовать передовые технологии для поддержания и развития инновационных секторов экономики;
- повышать уровень безопасности, жизни и здоровья людей;
- сохранять и поддерживать безопасность окружающей среды, животных, растений;
- сохранять безопасность имущества юридических и физических лиц;
- сохранять в безопасности имущество государства и муниципалитетов;
- создавать условия для развития системы жизнеобеспечения граждан при наличии чрезвычайных ситуаций;
- оптимизировать номенклатуру продукции, предоставить ее совместимость и взаимозаменяемость, оптимизировать затраты на эксплуатацию и утилизацию;
- при закупке товаров, работ или услуг обязательно использовать систему стандартизации;
- предоставлять единство измерений;
- не осуществлять действий, приводящих потребителей в заблуждение;
- рационально использовать ресурсы;
- внедрить применение международных и региональных стандартов.
При выполнении всех вышеуказанных задач следует достижение поставленных целей.
Скачать текст ФЗ о стандартизации
Разрабатывать государственную политику в области проведения стандартизации вправе федеральный орган исполнительной власти. Во власти данного учреждения проводить надзор за выполнением всех законных норм в области измерения стандартов.
По истечению года, сотрудники федерального исполнительного органа власти предоставляют в Правительство России доклад, в котором указывается о состоянии работ в области стандартов.
В компетентности работников данного органа является разработка стратегических и приоритетных направлений развития национальной системы стандартов.
Ознакомьтесь Закон о продаже антибиотиков только по рецепту
Чтобы узнать какие есть нюансы в разработке политики стандартов продукции (ФЗ о безопасности пищевой продукции здесь: ), работ и услуг, следует изучить полный текст документа. Скачать последнюю редакцию Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации» можно по ссылке.
Последние изменения, внесенные в ФЗ 162 о стандартизации
С момента официального опубликования, в 162 закон о стандартизации не часто вносились изменения. Последние изменения были внесены в настоящий закон 3 июля 2016 года на основании ФЗ № 296.
Статья 4 глава 1 закона № 162 Главные принципы настоящего Федерального Закона «О стандартизации в РФ» описаны в 4 статье:
- не принудительность использования документации по унификации измерений;
- обязательное использование документации, касающейся некоторых объектов, указанных в 6 статье;
- при процессе унификации измерений создание комплексности и системности;
- использование правил и принципов, соответствующих развитию науки, техники и опыту иностранных государств и России;
- поддержание открытости при разработке документации о стандартизации;
- документальное установление требований по осуществлению контроля за выполнением процедуры унификации измерений;
- вся документация обязана соответствовать техническим регламентам в России;
- определенные стандарты не должны быть противоречивыми друг другу;
- информация о принятых стандартах должна быть открытая, за исключением некоторых ограничений по законам РФ.
Изменения коснулись 2 пункта рассматриваемой статьи. Было принято решение добавить фразу о том, чтобы включить перечень бумаг по унификации измерений, обеспечивающих безопасность движения на дороге.
14 статья закона о стандартизации
Положения 14 статьи указывают на перечень документов, относящихся в системе стандартов:
- документация национальной системы стандартов;
- общие классификаторы, принятые на территории России;
- стандарты учреждений и технические условия;
- правила, касающиеся процесса установления стандартов;
- иные бумаги, предусматривающие специальные требования по объектам стандартизации, указанным в 6 статье рассматриваемого закона.
При последней редакции в 14 статью изменения и дополнения не вносились.
Статья 29 Федерального Закона № 126
Данная статья содержит положения, касающиеся федерального информационного фонда стандартов. Данный орган создан, чтобы организовывать:
- централизованный учет и систему хранения документации;
- хранение бумаг, утративших свою силу (хранятся подобные бумаги в течение 10 лет);
- обмен документацией о стандартах измерений с международными органами, региональными и национальными учреждениями иностранных государств;
- выдачу гражданам и иным органам документации о стандартах по их запросам;
- выдачу информации о документах и копии документации национальной системы унификации измерений.
По закону, порядок осуществления деятельности федерального информационного фонда стандартов определяется Правительством России.
При последней редакции в 29 статью не вносились изменения.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://210fz.ru/zakon-o-standartizacii/
Новый закон о стандартизации: миф или реальность?
УДК 006.1
НОВЫЙ ЗАКОН О СТАНДАРТИЗАЦИИ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Л. Д. Евстигнеева Научный руководитель — С. С. Ивасев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Проанализирован новый Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», рассмотрены основные нововведения, дана оценка его содержательной части.
Ключевые слова: закон, национальная стандартизация, стандарты, техническое регулирование. THE NEW LAW ON STANDARDISATION: MYTH OR REALITY?
L. D. Evstigneeva Scientific Supervisor — S. S. Ivasev
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The article analyzes the new Federal law of June 29, 2015 No. 162-FZ «On standardization in Russian Federation», considered major innovations, assessment is made of its content.
Keywords: the law, national standardization, standards, technical regulation.
Стандартизация — неотъемлемый инструмент обеспечения качества продукции, работ и услуг, она является важным аспектом многогранной коммерческой деятельности.
Стандартизация — деятельность по разработке, утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации [1].
Законодательство Российской Федерации относит стандартизацию к ключевым факторам, влияющим на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие России. Внедрение в производство новейших решений производится с помощью внедрения стандартов [2].
В ракетно-космической промышленности, в целях совершенствования данной системы необходимо определить в качестве приоритетных направлений деятельности обеспечение разработки, производства, испытаний, поставки, модернизации, реализации, сопровождения эксплуатации, гарантийного и сервисного обслуживания, ремонта ракетно-космической техники военного, двойного, научного и социально-экономического назначения в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, и оказание услуг в области космической деятельности, а также проведение единой технической политики при создании современной космической техники и оптимизации ее номенклатуры [3]. В соответствии с этим, становится ясно, что для реализации данной цели необходима качественная база по стандартизации, поскольку она направлена на оптимизацию и унификацию номенклатуры продукции, внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства, всего этого можно достичь имея качественный регулятор — закон о стандартизации.
Сложившаяся национальная система стандартизации в рамках Федерального закона «О техническом регулировании» не отвечает современным экономическим условиям, не позволяет решать широкий круг государственных и социально-экономических задач, преодоления технологического отставания, модернизации российской экономики в целях повышения конкурентоспособности российской продукции [4].
Секция «Метрология, стандартизация и сертификация»
Важным решением стало вновь вынести стандартизацию как отдельную самостоятельную сферу деятельности, таким образом, был принят новый Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» основные положения которого начнут действовать с 1 июля 2016 г. Попробуем разобраться, что нового он привнесет и стоит ли ждать улучшений в данной области.
Закон разработан в целях совершенствования государственного регулирования в сфере стандартизации.
Он формирует базовые цели, принципы стандартизации, в том числе в сфере обороны и безопасности государства, устанавливает правовой статус национальной системы стандартизации и ее участников, определяет документы по стандартизации, полномочия национального органа Российской Федерации по стандартизации и другие вопросы, касающиеся обеспечения деятельности в сфере стандартизации в рамках национальной системы стандартизации, отвечающей наилучшей международной практике и международным соглашениям в данной сфере.
В целях исключения дублирования (пересечения) областей применения Федерального закона от 27 декабря 2002 г.
№ 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» из сферы технического регулирования исключены вопросы разработки и принятия стандартов национальной системы стандартизации, а вопросы применения стандартов в сфере технического регулирования (применение на добровольной основе стандартов в целях обеспечения выполнения требований технических регламентов) оставлены в предметной области Федерального закона «О техническом регулировании».
Новый закон увязан с основными направлениями стандартизации, реализация которых предусмотрена Концепцией 2012 г [4].
Из нововведения можно отметить п. 3 ст.
26: «Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации». Очень интересно, как будет работать на самом деле этот пункт закона, потому что сейчас обязательные требования прописаны в технических регламентах и в основном они связаны с безопасностью продукции, стандарты, в свою очередь, являются добровольного применения. Если продукция или услуга подлежит обязательному подтверждению соответствия (обязательной сертификации), то также к ней предъявляются требования по безопасности, то есть проверяется соответствие обязательным требованиям, а не всему стандарту. Подтвердить требования национального сандарта обязан лишь производитель (продавец) прошедший добровольную сертификацию на соответствие конкртетному национальному стандарту. Поэтому, чтобы ввести ответственность по п. 3 ст. 26 нового закона, необходимо внести поправки в существующие формы подтверждения соответствия.
Также законом введено новое понятие «Основополагающий национальный стандарт» (п. 8 ст. 2) и преобрело более яркий смысл понятие «Предварительный национальный стандарт (п. 10 ст. 2).
Хочется добавить по п. 5 гл. 7 ст.
30, что «Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации безвозмездно предоставляет документы и копии документов, которые указаны в части 3 статьи 29 настоящего Федерального закона (в электронной форме и (или) на бумажном носителе), по запросам органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или суда, а также по запросам других лиц за плату, размер которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.», но, к сожалению, в списке организаций, имеющих право на безвозмездное получение документов по стандартизации, нет предприятий оборонно-промышленного комплекса, выполняющих заказы Министерства обороны РФ или выпускающих изделия стратегического назначения для страны. Получается, что с данных организаций государство (зачастую выступающее заказчиком данных изделий) взимает плату за то, чтобы данные изделия соответствовали национальным стандартам.
В общем виде, в новом законе установлены:
— организационные и правовые основы национальной системы стандартизации, урегулированы отношения, возникающие при разработке, принятии, внесении изменений, отмене и применении документов по стандартизации;
— определены основные понятия, цели и принципы стандартизации, сфера регулирования, основные направления государственной политики в сфере стандартизации, виды документов по стандартизации, требования к ним, порядок их разработки и правила применения;
— процедура создания технических комитетов по стандартизации, порядок разработки и утверждения национальных стандартов и предварительных национальных стандартов.
Предусматривается проведение публичных обсуждений проектов национальных стандартов с правом участия в них всех заинтересованных лиц, обязанность Росстандарта размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечни национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в размещенных нормативных правовых актах [5].
В настоящей статье мы рассмотрели новый Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
В результате проведенной оценки хотелось бы отметить следующее: насколько хорошо будет закон работать, как это изначально запланировано разработчиками — покажет только время и в большей степени это зависит от того, как его понимают и воспринимают те лица (физические и юридические), на которых он направлен, все предпосылки для этого в новом законе есть.
Библиографические ссылки
1. О стандартизации в Российской Федерации : федер. закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Законы России: опыт, анализ, практика // Правовые аспекты реализации института стандартизации в деятельности саморегулируемых организаций : журн. 2015. № 7.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-zakon-o-standartizatsii-mif-ili-realnost
Стандартизация
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов: О техническом регулировании (pdf , 0.10 Мб) от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ и О стандартизации в Российской Федерации (pdf , 0.06 Мб) от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1762-р одобрена Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года.
Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.
Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.
Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.
Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.
Целями стандартизации являются:
- содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
- содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
- улучшение качества жизни населения страны;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- техническое перевооружение промышленности;
- повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
- добровольность применения документов по стандартизации;
- обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
- обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
- обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
- открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
- установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
- унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
- соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
- непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
- доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:
- документы национальной системы стандартизации;
- общероссийские классификаторы;
- стандарты организаций, в том числе технические условия;
- своды правил;
- документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
на Агентство возложены функции национального органа Российской Федерации по стандартизации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):
- осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
- реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
- разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
- организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
- организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
- организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
- организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
- утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
- устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
- определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
- организует разработку документов национальной системы стандартизации;
- утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
- вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
- регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
- организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
- организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
- организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
- утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
- организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
- заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
- представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
- определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
- определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
- организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
- принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
- формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
- осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
- дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
- организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
- обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Феде (pdf , 0.00 Мб) и .
Экспертиза проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений осуществляется ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и техническим комитетом по общероссийским классификаторам.
Поручения по предоставлению предложений в ПРНС за счет средств разработчика. Руководителям организаций, уже принимающих или планирующих принять участие в Программе разработки национальных стандартов (ПРНС), даны поручения заместителя Руководителя Росстандарта А.В. Зажигалкина, в соответствии с которыми по причине частых случаев срыва сроков исполнения этапов разработки стандартов предлагается направлять свои предложения по разработке стандартов за счет средств разработчика в ПРНС, сопровождая их гарантийным письмом. С поручениями можно ознакомиться здесь (rar , 0.03 Мб).
В связи с многочисленными обращениями по вопросу применения национальных и межгосударственных стандартов до наступления установленной приказом Росстандарта даты введения (досрочно) Росстандарт сообщает, что Федеральным законом от 24 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» досрочное введение документов по стандартизации не предусмотрено.
Перечень основополагающих стандартов национальной системы стандартизации
Источник: https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/standardization
Краткий конспект ФЗ №162 «О стандартизации»
Статья 1.
Предмет, цели и сфера регулирования.
Статья 2.
Основные понятия: документ по стандартизации, документы национальной системы стандартизации, информационно-технический справочник, национальная система стандартизации, национальный стандарт, объект стандартизации, основополагающий национальный стандарт, правила стандартизации, предварительный национальный стандарт, рекомендации по стандартизации, свод правил, стандарт организации, стандартизация, технические условия.
Статья 3.
Цели и задачи стандартизации.
Статья 4.
Принципы стандартизации.
Статья 5.
Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации.
Статья 6.
Стандартизация в отношении оборонной продукции, а также продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну.
Глава 2. Государственная политика Российской Федерации в сфере стандартизации
Статья 7.
Направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации.
Глава 3. Участники работ по стандартизации
Статья 8.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации.
Статья 9.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.
Статья 10.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций в сфере стандартизации.
Статья 11.
Технические комитеты по стандартизации.
Статья 12.
Проектные технические комитеты по стандартизации.
Статья 13.
Комиссия по апелляциям.
Глава 4. Документы по стандартизации
Статья 14.
Виды документов по стандартизации.
Статья 15.
Документы национальной системы стандартизации.
Статья 16.
Основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации.
Статья 17.
Национальные стандарты и предварительные национальные стандарты.
Статья 18.
Рекомендации по стандартизации.
Статья 19.
Информационно-технические справочники.
Статья 20.
Общероссийские классификаторы.
Статья 21.
Стандарты организаций и технические условия.
Статья 22.
Порядок разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил.
Глава 5. Планирование работ по стандартизации, разработка и утверждение документов национальной системы стандартизации
Статья 23.
Программы стандартизации.
Статья 24.
Порядок разработки и утверждения национального стандарта.
Статья 25.
Порядок разработки и утверждения предварительного национального стандарта.
Глава 6. Применение документов национальной системы стандартизации
Статья 26.
Общие правила применения документов национальной системы стандартизации.
Статья 27.
Применение ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах.
Глава 7. Информационное обеспечение стандартизации
Статья 28.
Информационное обеспечение национальной системы стандартизации.
Статья 29.
Федеральный информационный фонд стандартов.
Статья 30.
Официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации.
Статья 31.
Знак национальной системы стандартизации.
Глава 8. Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации
Статья 32.
Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации.
Глава 9. Финансирование в сфере стандартизации
Статья 33.
Финансирование в сфере стандартизации (за счет бюджетных ассигнований, юридических и физических лиц).
Глава 10. Ответственность в сфере стандартизации
Статья 34.
Уголовная, административная и иная ответственность в сфере стандартизации.
Глава 11. Заключительные положения
Статья 35.
Заключительные положения.
Статья 36.
Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона.
Источник: https://moilekcii.ru/vse-discipliny/665/kratkii-konspekt-fz-162-o-standartizatsii
Проблемы изменения нормативной базы при введении в действие Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации»
Кононенко Е. В., Гацура Е. А., Сергеева К. О., Исакова Е. И. Проблемы изменения нормативной базы при введении в действие Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации» // Молодой ученый. — 2016. — №12.3. — С. 12-15. — URL https://moluch.ru/archive/116/31813/ (дата обращения: 18.03.2019).
В статье рассмотрена динамика изменения законодательной базы в области стандартизации. Проанализированы значимые причины введения закона, касающегося особенностей деятельности в области стандартизации в России. Определены направления изменения правовой и нормативной базы по стандартизации в условиях вступления закона в действие.
Ключевые слова: стандартизация, закон, нормативные документы.
Рассмотрим значимые события на более чем двадцатилетнем отрезке истории стандартизации в России.
Одним из них явилось принятие в 1993 году Закона Российской Федерации «О стандартизации» [1], который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
Закон был призван также служить правовым обоснованием нормативной базы сертификации, которая была впервые законодательно введена в России в том же 1993 году, когда был принят закон «О сертификации продукции и услуг» [2].
С введением Закона «О стандартизации» [1] был осуществлен переход от всеобщей обязательности стандартов, установленный законодательством СССР, к стандартам, содержащим как обязательные, так и рекомендуемые требования.
Для периода 1992–2001 гг. характерны следующие направления развития российской системы стандартизации:
— развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 [3];
— активные работы по гармонизации российских и международных стандартов в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению в ВТО;
— первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации;
— внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.
Период 2002–2003 гг. ознаменовался принятием Федерального закона «О техническом регулировании» [4], что положило начало реорганизации системы стандартизации для ускорения вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле. Федеральный закон заложил двухуровневую систему технического регулирования, подобную европейской и существенно отличающуюся от сложившейся ранее.
Было определено совершенно добровольное применение стандартов и определен новый вид правовых документов с техническим содержанием и обязательными требованиями по безопасности – технических регламентов. При этом законы 1993 года [1, 2] были отменены; вопросы стандартизации излагались в главе 3, а подтверждения соответствия – в главе 4 Федерального закона «О техническом регулировании» [4].
Многие специалисты в области стандартизации отмечали, что этот закон фактически разрушил основные принципы стандартизации, превратив стандарты в инструменты «обслуживания» технических регламентов. Тем не менее, начиная с 2007–2008 гг.
после вступления в действие и применения на практике поправок к закону, содержавшихся в № 65–ФЗ от 01.05.2007 [5], началась активная разработка национальных технических регламентов, а с 2010 года и технических регламентов Таможенного союза по ключевым вопросам обеспечения безопасности.
На этом пути возникли новые формы документов по стандартизации: своды правил и предварительные стандарты.
Источник: https://moluch.ru/archive/116/31813/
Фз от 29.06.2015 №162-фз «о стандартизации в российской федерации»
С 1 июля 2016 г. в России заработал в полном объеме Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
Закон определяет стратегические цели национальной системы стандартизации.
В Законе установлены, в частности:
— организационные и правовые основы национальной системы стандартизации, урегулированы отношения, возникающие при разработке, принятии, внесении изменений, отмене и применении документов по стандартизации;
— определены основные понятия, цели и принципы стандартизации, сфера регулирования, основные направления государственной политики в сфере стандартизации, виды документов по стандартизации, требования к ним, порядок их разработки и правила применения;
— процедура создания технических комитетов по стандартизации, порядок разработки и утверждения национальных стандартов и предварительных национальных стандартов.
Закон отнес к документам национальной системы стандартизации — национальный стандарт Российской Федерации, в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации и предварительный национальный стандарт Российской Федерации, а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники.
Помимо документов национальной системы стандартизации к документам по стандартизации Закон отнес общероссийские классификаторы, стандарты организаций, в том числе технические условия, своды правил.
Закон определил, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе, но в то же время применение национального стандарта является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Закон направлен на стимулирование развития отечественного производства и повышение уровня импортозамещения за счет установления требований к объектам закупки в стране на основе национальных стандартов Российской Федерации, разработанных с учетом интересов российского бизнеса.
Закон качественно изменил регулирование в сфере закупок.
Соответствующие изменения были внесены в Федеральный закон № 223-ФЗ, которые обязали заказчиков при составлении описания объекта закупки использовать требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и функциональных характеристик товара, работ, услуг, которые предусмотрены документами применяемыми, в национальной системе стандартизации.
Предприниматели, участвующие в закупках, должны поставлять продукцию в соответствии с требованиями, установленными заказчиком. При этом правильное применение национальных стандартов позволит участникам закупок избежать ошибок при оформлении заявок на участие, а также повысить качество поставляемых товаров и услуг.
Источник: https://rost-standard.okis.ru/fz-162-fz
Новый закон о стандартизации: эффективный барьер для недоброкачественной продукции
С 1 июля 2016 г. полностью вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Закон о стандартизации).
Как Закон о стандартизации касается участников рынка отопительных приборов? Во-первых, теперь производители отопительных приборов даже в рамках добровольной сертификации смогут наносить на свою продукцию знак соответствия ГОСТ только в том случае, если такое соответствие обеспечивается фактически и подтверждено результатами испытаний.
Во-вторых, для государственных нужд и организаций ЖКХ теперь будут закупаться исключительно отопительные приборы, соответствующие требованиям стандартов.
Более подробно о нововведениях Закона о стандартизации мы хотели бы рассказать в данной статье.
Закон о стандартизации является комплексным и основополагающим нормативным правовым актов в сфере стандартизации в России.
Так, в нем определены цели, задачи и принципы стандартизации, унифицирован понятийный аппарат (даны определения основных терминов, таких как «стандартизация», «документ по стандартизации», «национальный стандарт» и т.д.).
В Законе о стандартизации (статья 7) также определены приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации, среди которых: – определение сфер государственного регулирования, приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации; – принятие и реализация документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации;
– расширение применения документов по стандартизации в деятельности органов государственной власти и организаций;
– подготовка кадрового состава в сфере стандартизации.
На всех этапах подготовки Закон о стандартизации разрабатывался, обсуждался и дорабатывался совместно с представителями бизнеса, отраслевыми сообществами, экспертами и научными организациями.
Особо значимый вклад в подготовку Закона о стандартизации от лица бизнес-сообщества внес Комитет по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия (1) Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
29 сентября 2015 г. Закон о стандартизации вступил в силу, предоставив возможность указания ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах Российской Федерации (постановлениях, приказах и т.д.).
Росстандарт свидетельствует, что Правительство России и ряд федеральных органов исполнительной власти уже используют эту возможность в работе (2).
В Законе о стандартизации установлены четкие и детальные правила разработки и утверждения национальных стандартов, в том числе: – регламентированы вопросы проведения публичного обсуждения проектов стандартов с участием всех заинтересованных лиц; – определены полномочия технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов, а также комиссии по апелляциям;
– закреплена необходимость достижения консенсуса при разработке национальных стандартов.
Законом о стандартизации (статья 14) установлен исчерпывающий перечень видов документов по стандартизации, к числу которых относятся: – документы национальной системы стандартизации (собственно национальные стандарты); – общероссийские классификаторы (ОКВЭД, ОКПД); – стандарты организаций, в том числе технические условия; – своды правил (активно применяются в сфере строительства);
– документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении оборонной и секретной продукции, а также товаров, связанных с отраслью атомной энергетики.
Крайне важной нормой Закона о стандартизации является положение части 3 статьи 15, согласно которому при разработке национальных стандартов международные стандарты используются в качестве основы, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против утверждения международного стандарта или отдельного его положения.
Данная норма является прямым отрицательными ответом на предложения унифицировать применяемые в России стандарты на отопительные приборы со стандартами Европейского Союза (EN), которые, во-первых, не являются международными (не имеют статуса ISO/МЭК, а имеют статус региональных стандартов), а также не в полной мере соответствуют особенностям эксплуатации отопительных приборов в российских климатических условиях и в отечественной системе отопительной инфраструктуры ЖКХ.
Законом о стандартизации четко урегулирован статус знака национальной системы стандартизации и правила его использования: нанесения (маркирования продукции), указания в эксплуатационной и иной сопроводительной документации на товар.
Закон также подразумевает ответственность производителя в случае публичного заявления о соответствии продукции (товаров, работ, услуг) национальному стандарту (т.н.
маркирование ГОСТом) в случае выявления фактов несоответствия товара требованиям стандартов.
Важная роль в Законе стандартизации отведена работе по стимулированию бизнеса к участию в проведении работ в национальной и международной (межгосударственной) системах стандартизации, включая механизмы финансовой поддержки государства в форме субсидирования.
Среди главных целей принятия Закона о стандартизации – выведение качества отечественной промышленной продукции на новый, существенно более высокий уровень, развитие конкурентных преимуществ российских товаров, повышение уровня их конкурентоспособности на мировом рынке.
В недавнем интервью (3) Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров отметил: «Помимо финансовой поддержки мы оказываем предприятиям еще и нефинансовую поддержку за счет административных и регуляторных механизмов.
Я имею в виду меры стимулирования, особенно через закон о стандартизации, который принят и вступает в силу. Мы сейчас это будем активно применять с учетом внесения изменений в ФЗ-44 (4), который регламентирует госзакупки».
Действительно, одной из ключевых норм нового законодательства о стандартизации является обязательность ссылок на национальные стандарты при описании товара в документации о закупке.
Более подробно о Федеральном законе «О стандартизации в Российской Федерации» недавно рассказал Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов, который также акцентировал внимание на изменениях, внесенных в законодательство о закупках (5).
По словам Алексея Абрамова «мы ожидаем позитивных изменений в сфере закупок для государственных нужд, в том числе для социально-значимых объектов (детские сады, школы, больницы).
Речь идет о качественном улучшении регулирования в сфере закупок, повышении прозрачности конкурсных процедур и эффективности расходования бюджетных средств.
Заказчик сможет определить надежность будущих поставок и корректно оценить затраты на их осуществление» (6).
Следует отметить, что с 1 июля 2016 г. синхронно с Законом о стандартизации вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации» (Закон № 104).
Законом № 104 вносятся изменения в Закон № 44-ФЗ и в Федеральный закон от 18 июля 2011 г.
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», действие которого распространяется на организации с государственным участием, субъекты естественных монополий и организации жилищно-коммунального комплекса, доступ к закупкам которых особенно актуален для российских производителей отопительных приборов.
При осуществлении закупок по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ заказчики теперь обязаны при описании объекта закупки использовать документы национальной системы стандартизации, то есть закупать продукцию, соответствующую требованиям стандартов.
В целях активизации практического внедрения данных законодательных норм Ассоциация производителей радиаторов отопления «АПРО» обратилась в Минпромторг России с предложением о проведении с заказчиками закупок по ФЗ-44 и ФЗ-233 активной разъяснительной работы по вопросу о необходимости устанавливать в документации о закупке условия о соответствии закупаемой продукции требованиям документов национальной системы стандартизации (стандартов ГОСТ и ГОСТ Р).
Кроме того, учитывая высокий уровень актуальности тематики стандартизации, Ассоциация производителей радиаторов отопления «АПРО» представила в Минпромторг России и РСПП ряд предложений по внесению изменений в межгосударственный стандарт СНГ ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия», направленных на предотвращение введения потребителей в заблуждение относительно основных технических свойств товара, которое на рынке радиаторов отопления, к сожалению, систематически имеет место.
Об этом свидетельствуют организованные АПРО в июле-августе текущего года испытания образцов 17 моделей (торговых марок) алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления. По результатам проведения испытаний установлено, что 16 из 17 образцов имеют недостоверные сведения о теплоотдаче (номинальном тепловом потоке) и не соответствуют ГОСТ по данному показателю.
В связи с этим АПРО проинформировала центральный аппарат и территориальные органы Роспотребнадзора о фактах введения в заблуждение потенциальных покупателей отопительных приборов и о наличии в данных действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 «Обман потребителей» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также АПРО проинформировала Роспотребнадзор о наличии признаков нарушения требования Закона о стандартизации, согласно которому маркироваться знаком соответствия стандартам может исключительно продукция, действительно отвечающая всему комплексу требований соответствующего ГОСТа.
Предложения АПРО по внесению изменений в ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные.
Общие технические условия», в частности, касаются: – дополнения ГОСТ определением понятия «биметаллический радиатор отопления», предусматривающим, что биметаллическим радиатором отопления является исключительно отопительный прибор (радиатор отопления), в котором содержание алюминия по массе превышает содержание стали;
– установления требования об обязательности указания сведений о массе и теплоотдаче радиатора отопления не только в паспорте отопительного прибора, но и на его потребительской упаковке.
1 – https://www.rgtr.ru/ 2 – https://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_id=3790 3 – https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!denis_manturov_net_zadachi_vslepuyu_zamestit_vse_i_vsya 4 – Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 5 – Закон-«спутник» Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» был принят Государственной Думой ФС 25 марта 2016 г. и одобрен Советом Федерации 30 марта.
104-ФЗ и вступил в силу с 1 июля 2016 года, одновременно с Федеральным законом о стандартизации в России. Среди целей «спутника» также разделение сфер регулирования Федеральных законов «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ) и «О стандартизации в Российской Федерации» (от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ).
Помимо этого, нормы ряда федеральных законов приводятся в соответствие со 162-ФЗ в части деятельности по стандартизации.
6 – https://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_id=3348
Источник: https://aproea.ru/ru/uncategorized/novyj-zakon-o-standartizatsii-effektivnyj-barer-dlya-nedobrokachestvennoj-produktsii/