Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Электрические машины состоят из ротора и статора.  Статор представляет собой неподвижные обмотки, уложенные в корпус. Якорь — это подвижная часть, поэтому на нее как правило попадают частички грязи и смазки и под воздействием температуры образуется  окисленный налет.

Он может послужить причиной неисправной работы или выхода из строя ротора электрической машины. Обнаруживается он визуальным осмотром. Нагар может стать причиной межвиткового замыкания в якоре. Как таковой, ротор электродвигателя при  нормальных условиях эксплуатации не изнашивается.

Со временем подлежат замене только токосъемные щетки, если их длина уже не соответствует допустимому размеру. Однако длительные нагрузки становятся причиной нагрева обмоток статора, что в результате и способствует образованию нагара. Межвитковое замыкание якоря может случиться при механических повреждениях.

Недопустимо на трущихся поверхностях наличие сколов, вмятин, царапин и трещин. Замыкание между витками обмоток якоря происходит в случае выхода со строя подшипниковых узлов. Тогда якорь перекашивается, что приводит к повреждению ламелей. Еще одной причиной замыкания является воздействие влаги.

При попадании капель воды на металлические поверхности начинается процесс коррозии. Ржавчина затрудняет вращение якоря, токовые нагрузки растут, происходит нагрев в следствии чего может отслаиваться припой, что в свою очередь при длительной эксплуатации может привести к межвитковому замыканию.

Диагностировать эту неисправность возможно и в домашних условиях. Проводят эту процедуру при помощи катушки индуктивности, называемую дросселем.
Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

  • При помощи данного устройства, вам удастся узнать направление сброса, а также порядок, в котором катушки обмотки подключены к ламелям коллектора.
  • Таким образом, осуществляется проверка якоря на межвитковое замыкание.
  • Изготовить такой прибор своими руками совсем не трудно, достаточно ознакомится с содержанием нашей пошаговой инструкции.

Для сборки прибора, потребуется П—образное трансформаторное железо. Его можно извлечь из вибрационного насоса типа Малыш.

  1. Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит
  2. Шаг №1
  3. Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Разбираем  конструкцию и достаем П— образное трансформаторное железо.Для этого предварительно необходимо нагреть нижнюю часть насоса, чтобы полимер, которым залиты катушки, расплавился.

  • Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит
  • Шаг №2
  • Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Далее  при помощи подручного инструмента срезаем края на трансформаторном железе, как показано на фото. При обработке помните, что железо слоеное, поэтому все операции нужно выполнять внимательно, чтобы не образовались задиры. После на наждачном станке снимаем все острые кромки на изделии. Это необходимо для сохранения целостности эмаль-провода.

  1. Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит
  2. Соблюдать строгие размеры углов не обязательно, главное, чтобы якоря разных размеров легко располагались в приготовленом месте.
  3. Шаг №3

Следующим действием будет изготовление катушек. Чтобы выиграть в размере устройства и дроссель не оказался слишком громоздким, изготовим не одну, а две катушки, которые разместим по обеим сторонам П-образного железа. Для этого на понадобится:

  • картон;
  • мерительный инструмент;
  • карандаш;
  • острый нож;
  • ножницы.

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Измеряем все размеры П-образного трансформаторного железа по их максимальным значениям. Далее переносим их на картон и вычерчиваем развертку корпуса будущей катушки. При этом обязательно нужно учесть размер паза сердечника. Далее тупым концом ножниц проводим по всем линиям перегиба.

Это поможет изгибать картон без проблем. Вырезаем развертку. Таким же образом делаем выкройку на другую сторону. Теперь нам нужно подготовить крышки для катушек. Их понадобится 8 штук. Размечаем на картоне заготовки для крышек. Наружный контур вырезаем ножницами, внутренний острым ножом.

  • Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит
  • Далее склеиваем крышки с подготовленными развертками и получаем два остова будущих катушек.
  • Шаг №4
  • Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Теперь необходимо намотать провод на катушки. Для этого воспользуемся расчетом трансформатора. Сначала определяем площадь сечения сердечника путем перемножения его длины и ширины.  В нашем случае  площадь составила 3,7 см х 2,2 см = 8,14 см2. Далее делим 13200/8,14=1621 виток.

Это количество округляем до 1700 витков и поровну распределяем между двумя катушками, получается по 850 витков. Такое количество можно без проблем намотать в ручном режиме. При этом ошибка в 20-40 витков не повлияет на результат. Но все же лучше ошибиться в сторону увеличения.

Перед началом наматывания необходимо сделать отверстия, в которые будут выходить концы провода. На свободный конец провода надевается термоусадочный кембрик. Конец провода вставляется в отверстие и далее идет процесс наматывания.

 По его окончании на другой конец припаиваем проводок с кембриком и вставляем в другое отверстие.  Точно так наматываем вторую катушку.

Шаг№5

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

После того, как обе катушки готовы, надеваем их на П—образный сердечник, при этом выводы проводов должны располагаться внизу с одной стороны. Важно, чтобы катушки были накручены  идентично, витки направлены одинаково, а их окончания выведены в одну сторону.  Далее следует соединение начал индукционных катушек и подача сетевого напряжения (220В) на их концы.

Шаг №6

Для тестирования самодельного дросселя воспользуемся прибором заводского изготовления. Сначала проверим якорь на межвитковое замыкание промышленным устройством и места прилипания пластины пометим мелом. При проверке ротора нашим дросселем пластина будет примагничиваться в тех же местах. Подведем итоги, прибор выполнен правильно, результаты идентичны.

Шаг №7

Снимаем катушки с сердечника и изолируем изолентой. Ставим их обратно припаиваем питание. Дроссель готов к эксплуатации, можно приступать к проверке наличия межвиткового замыкания в якоре.

Для этого необходимо включить изготовленное нами устройство, в его вырез уложить якорь и не спеша повернуть его.

Проверка межвиткового замыкания при помощи аналогового тестера

Впрочем проверить якорь на межвитковое замыкание можно и при помощи мультимера.  В этом случае удастся только узнать есть обрыв в обмотках якоря или нет.  Более точным прибором будет аналоговый тестер.

 С его помощью замеряем сопротивление между каждыми двумя ламелями. Оно должно быть идентичным. После устанавливаем прибор на 200 кОм, Один щуп замыкаем на массу , а другой прикладываем к каждой ламели.

Если якорь не звонится на массу то он скорее всего исправен или его нужно проверить при помощи дросселя.

Индикатор для обнаружение межвиткового замыкания якоря

  1. Для обнаружение межвиткового замыкания якоря можно использовать нехитрый индикатор который можно собрать по приведенной ниже схеме.

  2. Для того чтобы спаять такой элементарный индикатор понадобится немного денежных средств, свободное время и ваши руки.

Приобретаем 5 транзисторов, 8 резисторов, 4 конденсатора, 2 светодиода и батарейку. Кроме того самостоятельно наматываем две катушки.

Подготавливаем печатную плату и собираем прибор. Выполнять проверку  межвиткового замыкания с помощью такого индикатора очень удобно. Весомым аргументом в пользу прибора является то, что ним можно без проблем находить межвитковое замыкание и на статорах как указано ниже в видео.

Если на якоре обнаружено межвитковое замыкание, что делать?

  • Нужно проверить все, если металлическая линейка притягивается в определенном пазу, это значит, что его катушках имеет место быть межвитковое замыкание.
  • Кроме того, внимательно просмотрите коллектор.
  • Если между его ламелями возникает замыкание, это также говорит о наличии межвиткового замыкания.
  • Чаще всего в таких ситуациях приходится полностью перематывать якорь, поскольку даже одна обмотка без нанесения повреждений остальным представляется весьма проблематичной.
  • Кроме того, узнать о наличии межвиткового замыкания можно, просто тщательно осмотрев провод и шинки якоря.
  • Например, при этом может быть обнаружено, что витки помяты или согнуты, а также что между ними виднеются различного рода частицы, проводящие ток, например, припой, протекший после пропайки.
  • В таком случае поломку можно ликвидировать, удалив инородные тела или исправив помятости на шинке.
  • Поэтому, якоря на межвитковое замыкание чинить намного проще, чем, кажется.
  • Кроме того, рекомендуется покрыть детали лаком после устранения замыкания.
  • Помимо всего прочего, еще одним признаком наличия межвиткового замыкания является искрение щеток.
  • Речь идет о ситуациях, когда наблюдаются местные нагревы обмотки.
  • Таковы основные признаки, по которым можно обнаружить межвитковое замыкание в якоре.

А так же вы можете посмотреть видео проверка якоря стартера

Подобрано для вас:

Источник: http://stroysvoy-dom.ru/proverka-yakorya-na-mezhvitkovoe-zamykanie/

Индикатор межвитковых замыканий ротора

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит Всем доброго времени суток. Предлагаю вашему вниманию свой вариант реализации довольно популярной и простой схемы индикатора межвитковых замыканий в роторах коллекторных электродвигателей.Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротитНа просторах интернета описано множество вариантов изготовления аналогичных схем собранных с использованием разных комбинаций транзисторов и одинаковым принципом работы.

Основные идеи были:

Читайте также:  Заземления: повторные, электролитические, модульные и глубинные

1. Собрать данное устройство из имевшихся после разборки разного электронного хлама деталей. 2. Сделать законченную конструкцию, т.е. включая корпус. 3. При изготовлении избавить себя от поиска или самостоятельной намотки катушек индуктивности, указанных в найденных схемах номиналов, а использовать те, которые имелись под рукой!4. Провести сравнительное тестирование конструкции с оборудованием заводского изготовления.В данной конструкции использовано:— Люминесцентные лампы «ЭРА».- Корпус от сгоревшего пускорегулятора от люминесцентной лампы. — Фольгированный стеклотекстолит односторонний 109х28мм.- Шурупы 3мм.- Кусочки пластика.- Радиодетали согласно схеме.Из инструментов использовалось:— МФИ типа «Dremel».- Паяльник.- Суперклей.- Отвертка, кусачки и т.д. Поскольку в найденных мною в интернете схемах используются катушки с разной индуктивностью, в идею эксперимента входило заставить нормально работать две катушки с одинаковыми номиналами. По этому для начала схема собиралась и тестировалась на макетной плате. Настраивалась с использованием оборудования времен еще СССР.Принципиальная схема устройства, согласно использованных деталей.Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротитВ схеме были использованы катушки от двух одинаковых люминесцентных лампочек «ЭРА» (давно валялись без дела, пользуюсь светодиодными). Т.к. у меня не было под рукой LC-метра, а вычислять параметры другими способами не было желания, то их индуктивность мне пока не известна.Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротитИндикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротитИндикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротитВ описаниях, найденных в интернете, аналогичных схем устройств указывались разные рабочие частоты от 30кГц до 120кГц. Подбором частотозадающего конденсатора C1 удалось добиться синусоиды относительно правильной формы на излучающей катушке L1. Рабочая частота получилась около 91кГц.Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротитНа приемной катушке L2 сигнал имел искажения в виде неравномерной синусоиды и «зюки» на ней. Или за счет взаимных наводок, или из-за появления гармоники (не стал глубоко вникать).Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротитИспользуя метод «научного тыка», параллельно приемной катушке был установлен конденсатор C5 (который отсутствует в аналогичных схемах), исходя из идеи C5=C1. Который откорректировал приемный LC контур под рабочую частоту. В результате на приемной катушке поднялась амплитуда сигнала и выровнялась форма синусоиды, что значительно повысило чувствительность прибора.Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротитРасстояние между катушками подбиралось минимальным, при котором нет сильной прямой наводки между катушками, при условии отсутствия рядом замкнутого проводника (для удобства проверки относительно коротких якорей).Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротитПечатная плата делалась с возможностью установки катушек на расстоянии 21мм и 27мм между их центрами (для удобства возможного эксперимента с разными катушками). Так же на плате оставлены свободные поля для удобства монтажа платы в корпусе.  Печатная плата выполнена на куске одностороннего фольгированного стеклотекстолита размерами 109х28мм.Монтаж на плате получился не очень презентабельного вида, т.к. использовался кусок стеклотекстолита, валявшийся у меня еще с советских времен. Видимо от времени, у него внутри образовались непонятные разводы и пятна бурого цвета, которые меня сильно смущали, но не повлияли на работоспособность приборчика.Корпус приборчика был изготовлен из корпуса сгоревшего пускорегулятора от люминесцентной лампы.

С помощью МФИ типа «Dremel» установленного в самодельный станок, верхняя часть корпуса была обрезана по краю отверстий для проводов. Сточены мешающиеся ребра. Надфилями подогнана нижняя часть корпуса.

Далее в корпус с помощью суперклея были вклеены пластиковые опоры для платы и вырезаны отверстия для переключателей, светодиодов и отверстия для доступа к подстроечным резисторам. Потом просверлены отверстия под саморезы 3мм для скрепления корпуса.В результате получился достаточно удобный корпус размерами 113х33х17мм. Который легко разбирается для замены батарейки.

Отверстия для регулировки можно заклеить кусочком изоленты.Для удобства эксплуатации приборчика стрелками на наклейке указаны местоположения центров катушек индуктивности. Красными точками на корпусе указаны центры катушек.Сначала приборчик проверялся дома на имевшемся якоре, где кусочком провода был имитирован замкнутый виток.

Так же устройство прекрасно реагирует на любой кусочек замкнутого провода (т.е. без наличия сердечника). Прибор очень чуствительный и реагирует на любой замкнутый проводник включая оправу очков, кольцо для ключей и т.д. По этому очень удобно иметь два заранее настроенных диапазона чуствительности.

Так же результаты проверки якорей этим приборчиком сравнивались с результатами полученными на специализированном оборудовании фирмы «Bosch» в условиях мастерской.Результатами сравнительной диагностики якорей на КЗ я остался очень доволен т.к. они полностью совпали. Приборчик уверенно показывал наличие КЗ на «убитых» якорях и не показывал ложных срабатываний на «здоровых».

Уже после тестирования в мастерской. Экспериментируя с уже готовым приборчиком, обнаружилась интересная возможность настройки не только двух режимов чувствительности приборчика, но и двух разные режимов работы:1.

При включении горит зеленый, при проверке «здорового» якоря продолжает гореть зеленый, при наличии КЗ на якоре загорается красный, при этом срабатывает на простой кусок замкнутого провода, не реагирует на металлическую поверхность.2.

При включении горит красный, при проверке «здорового» якоря загорается и горит зеленый, при наличии КЗ на якоре загорается красный, при этом не срабатывает на простой кусок замкнутого провода, реагирует на металлическую поверхность загорается зеленый.В мастерской приборчик тестировался в первом режиме.

Как оказалось, благодаря наличию переключателя и двух подстроечных резисторов, приборчик можно настроить либо на два уровня чувствительности или на два разных режима работы.Если что-то в описании упущено, надеюсь, эти нюансы можно рассмотреть на представленных фото. Заранее прошу прощения за возможные ошибки и опечатки.Если нужна дополнительная информация, пишите на почту, постараюсь обязательно ответить. Отзывы, идеи, предложения по улучшению конструкции и комментарии очень приветствуются.Январь 2020г.Станислав Шурупкин.

Email: st-shur@mail.ru

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

9.8

Идея

9.7

Описание

9.7

Исполнение

Итоговая оценка: 9.75

Источник: https://USamodelkina.ru/17000-indikator-mezhvitkovyh-zamykanij-rotora.html

Индикатор межвитковых замыканий ИКЗ (IKZ)

Схема устройства была найдена в сети и повторена. Трассировку платы пришлось произвести с нуля с учётом доступности SMD элементов. Данный вариант собран целиком на бескорпусных радиоэлементах для получения максимальной компактности. Питание осуществляется от батареи CR2032 (3 Вольта). Имеет два индикатора и кнопку.

 Порядок проверки таков: Устройство калибруется резистором во включенном состоянии. Зелёный светодиод — замыканий нет. Красный — замыкание. Для тестирования к примеру якоря, устройство располагается катушками перпендикулярно якорю на расстояние в 1-2  мм и производится вращение.

Если в поле попадает обмотка с замыканием — загорается красный светодиод. 

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит  Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Так выглядит устройство без корпуса. Удобный тестер и имеет право занимать место в гараже. При проверке генераторов экономит время. Для проверки того же якоря посредством мультиметра придётся проверять каждую обмотку по отдельности на сопротивление, а обмоток может быть N-ое количество.

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит  Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Простое тестирование на замкнутом кольце из куска провода. Попадая в поле, замкнутый проводник наводит ЭДС и рвёт связь контуров — загорается красный индикатор.

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит  Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит  

Компактно и надёжно. Очень пригодится для тестирования различных обмоток. Например в случае с ремонтом генератора. 

  • Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит  Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит
  • Схема и разводка платы.Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит
  • Файл в формате — Layout 6.0    ->  Скачать
  • Могу выслать готовый комплект для сборки самостоятельно (плата + компоненты) пишите в коментарии.
  • Пример проверки якоря и обнаружение замыкания в обмотке на видео ниже.

В результате того, что было получено не мало запросов на готовый прибор ИКЗ — изготовлена ограниченная партия в 8шт и 2 kit (комплекта)  для самостоятельной сборки. Дата сборки 08.02.2018

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит
— Стоимость готового устройства — 1К.  — Стоимость набора для самостоятельной сборки — 0,5К. — Цена без учёта доставки.

— Отправка либо ТК, либо почтой россии. Отправка из Челябинска.

Оплатить можно путём перевода на карту СБ. Пишите в личку VK по вопросу оплаты. Порядок таков, оплачиваете на карту, высылаю, скидываю трэк, за получение расчитываетесь с ТК или почтой.

Следующая партия будет по мере моего желания и свободного времени.

Итого: Партия приборов из 8 шт. и 2 комплекта  для самосбора проданы и разлетелись в разные города и сёла. На текущий момент приборов нет и комплектов  тоже. Будут? Не знаю.

Собрать партию и начать её распростронять меня побудили комментарии к статье. Опыт интересный. Но, во всём этом есть пару моментов, которые меня останавливают на организацию следующей: Первый, это то, что некоторые заказчики ожидали чудо-прибор, который явно и точно покажет такую неисправность как межвитковое КЗ.

Читайте также:  Розетка с wifi управлением: принцип работы, преимущества

Второй момент, это конечно почта россии, комментарии тут излишне.  По первому моменту, мне странно, что нет комментариев тех, кто получил прибор, о том как используют и с какими трудностями сталкиваются.

От себя могу добавить, лишь только то, что прибор аналоговый, требует калибровки перед использованием и есть некоторые факторы которые могут вносить не ясность в работу прибора, а именно конструкция проверяемого объекта. Некоторым из заказчиков высылал видео калибровки и примеры тестирования самого прибора на исправность.

В большинстве случаев о положительной работе никто не пишет и скорее всего потому, что прибор работает и всё устраивает.  Всем кто хотел, я выслал прибор и никого не кинул. Всем спасибо.

20.11.2019 Последние новости:

Стоимость готовый прибор — 1000 р. 

Стоимость комплекта для самостоятельной сборки — 500р.  Доставка оплачивается отдельно с ТК или почтой.

Отправка «Почта России» I-классом ~ 200р — 250р.

  1. Как выглядят отправления: После отправки у вас будет трек-номер отправления и фото отправки.
  2. Важные моменты:

1. Отзывов практически никто не оставляет здесь. Иногда пишут в ВК в личку. Сохраню здесь в виде скринов.

Лично я прибор использую крайне редко, так как не связан с подобными ремонтами где применялся бы индикатор, потому ориентироваться  могу только на отзывы.

2. Иногда всё же пишут в личку «Не работает, ты сам то проверял когда отправлял?» Да, конечно,  каждый прибор предварительно проверяю на куске замкнутого провода в кольцо.

  В начале калибрую прибор подстроечным резистором на плате, выставляю порог срабатывания и проверяю. Если прибор показывает замыкания в кольце провода, а вне его нет — считаю прибор работоспособным.

Ещё переодически тестирую на имеющемся у меня роторе с наличием межвиткового замыкания (тот что на видео.)

Обычно после того, как люди калибруют, то всё удаётся. И ещё хотелось бы отметить то, что этот прибор аналоговый, он вполне может что-то и не показать по ряду причин, таких как: отсутствие межвиткового КЗ,  замыкание не образовывает кольца где возможно наведение поля, не выставлена чувствительность, чувствительность выкручена на максимум.  

3.

Если вы не готовы самостоятельно собрать прибор, не заказывайте комплект для сборки! Монтаж имеет важное значение и если у вас нет опыта сборки и пайки, то не рекомендуется заниматься этим самостоятельно.

Если всё же вы на это решились, то ответственность за работу прибора вы несёте самостоятельно. Практика показывает, что не каждый с этим может справиться и в последствии могут возникнуть притензии.

Например как не следует выполнять монтаж:

Внимание, в даном ролике https://www.youtube.com/watch?v=18nyhuzWkks человек использовал  мои фото, но я о нём ничего не знаю.

Источник: http://irssy.ru/ikz

Индикатор межвиткового замыкания своими руками

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Людям, которые часто занимаются ремонтом двигателей и трансформаторов, а также других устройств, где используются обмотки или катушки индуктивности, постоянно сталкиваются с необходимостью проверки их состояния и целостности. Если обрыв можно определить с помощью даже самого примитивного тестера, то выявить межвитковое замыкание обмотки становится куда сложнее. Итак, сегодня у нас индикатор межвиткового замыкания своими руками и его реальные тесты, поехали!

Прибор для проверки межвиткового замыкания – схема

Для определения межвиткового замыкания существуют специальные тестеры-пробники, в основе которых лежат различные физические явления. Схему одного из таких приборов мы уже рассматривали ранее.

Но сегодня у нас более экзотическая схема, которая описывалась в журнале «Радиоконструктор 03/2007 стр. 17″.

Такой прибор способен автоматически определить, есть ли в обмотке обрыв, или выявить межвитковое замыкание.

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

В основе этого индикатора лежит принцип самоиндукции. На тестируемую катушку подаются импульсы звуковой частоты.

Генератор импульсов собран на VT1-VT2, а частота его зависит от C1-C2 (должна быть в звуковом диапазоне).

Транзисторы VT3-VT4 развязывают генератор от тестируемой катушки и обеспечивают необходимое значение импульсов тока, которые подаются на катушку.

Если катушка исправна, на ее выводах появятся импульсы обратной полярности. Диод D1 выделяет эти импульсы самоиндукции тестируемой катушки и подает их к базе VT5. Транзисторы VT5-VT6 усиливают импульсы самоиндукции и подают усиленный сигнал на динамик Гр.1.

Если в катушке есть межвитковое замыкание – ее индуктивность сильно падает, ЭДС самоиндукции будет иметь незначительную величину, недостаточную для открытия VT5 и звучания динамик Гр.1.

Транзисторы VT7-VT8 отвечают за работу светодиодов HL1 и HL2. Когда в катушке есть обрыв – горит HL2, если же обрыва нет – открываются транзисторы VT7VT8 и загорается HL1, а HL2 шунтируется и тухнет.

Как получить двуполярное питание из однополярного — искусственная средняя точка

Одним из самых больших недостатков данной схемы является двухполярное питание.

Более практично и удобно питать тестер межвиткового замыкания от батареи типа «Крона» (9 В) и сформировать искусственную среднюю точку.

Используя простую схему, работа которой описана в книге «Стабилизаторы напряжения и тока на ИМС (СИ)» Успенский Б. можно получить искусственную среднюю точку.

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Из применяемых деталей в схеме:

  • операционный усилитель: mc34072 (или любой другой аналог типа LM393)
  • транзисторы SS8050 и SS8550 (можно и более слабую пару, с рабочим током коллектора не менее 200-300 мА)
  • электролитические конденсаторы 22 мкФ с рабочим напряжением 16 В.

Внимание! При наладке схемы ни в коем случае не стоит устраивать КЗ со средней точкой, моментально выходит из строя один из транзисторов, а также выходит из строя ОУ.

Мы набросали эскиз платы, в которой уже учтено питание от кроны, размеры платы 45х70 мм.

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

  • pnp транзисторы — КТ209
  • npn транзисторы — BC239
  • диод D1 – германиевый AA119
  • C3 — пленочный конденсатор, 4.7 мкФ, 100 В
  • Гр.1 – динамическая головка 0,5 Вт, 8 Ом.

Данный тестер поместился в старый корпус от советского домофона. Ток, потребляемый при разомкнутых клеммах – 11 мА, при замкнутых клеммах – 38 мА, при тесте исправной катушки 65 мА. Частота генератора – 1 кГц.

  • Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит
  • При изготовлении платы, когда она была готова, заметили, что ее забыли отзеркалить, но оставили как есть, на функционал это не влияет.
  • Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит
  • На выход клемм подключена дополнительная кнопка с небольшой индуктивностью для проверки исправности прибора.
  • Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Тесты прибора для проверки межвиткового замыкания

Тестер включен, клеммы разомкнуты, горит HL2 «Обрыв ЕСТЬ».

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Подключена обмотка импульсного трансформатора, горит HL1 «Обрыва НЕТ», звучит Гр.1 на частоте 1 кГц.

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Минимальную индуктивность, которую определяет прибор — 100 мкГн. При подключении такой катушки звук на Гр.1 не громкий, на индуктивность значением менее 100 мкГн прибор реагирует только диодом HL1 «Обрыва НЕТ».

Если индикатор межвиткового замыкания не работает

Правильно собранная схема начинает работать сразу и не требует дополнительной наладки.

Если HL1 и HL2 работают корректно, но нет звучания Гр.1 при подключении исправной катушки – необходимо проверить работу генератора и его усилителя. Для этого необходимо подключить любой динамик к выводным клеммам. При работающем генераторе сразу можно услышать громкий и четкий звук на динамику, который подключен к клеммам.

Если HL1 и HL2 не работают корректно. При включении прибора загораются сразу оба, нет звучания Гр.1 при подключении исправной катушки – необходимо проверить полярность включения диода D1.

Индикатор межвиткового замыкания – демонстрация работы

Плату тестера межвиткового замыкания в формате lay, можно скачать по ссылке ниже.

Источник: http://diodnik.com/indikator-mezhvitkovogo-zamykaniya-svoimi-rukami/

Индикатор короткозамкнутых витков

Этой статьей я хочу начать рубрику полезных статей с других ресурсов, статьи которые во многом помогут нам радиолюбителям, надеюсь они будут для вас так же полезны как и для меня. Данный прибор станет отличным дополнением к измерителю индуктивности.

Людям, которые часто занимаются ремонтом двигателей и трансформаторов, а также других устройств, где используются обмотки или катушки индуктивности, постоянно сталкиваются с необходимостью проверки их состояния и целостности.

Читайте также:  Магнитная индукция: зависимость индуктивности в катушке от сердечника

Если обрыв можно определить с помощью даже самого примитивного тестера, то выявить межвитковое замыкание обмотки становится куда сложнее.

Итак, сегодня у нас индикатор межвиткового замыкания своими руками и его реальные тесты, поехали

Прибор для проверки межвиткового замыкания – схема
Для определения межвиткового замыкания существуют специальные тестеры-пробники, в основе которых лежат различные физические явления.

Схему одного из таких приборов мы уже рассматривали ранее. Но сегодня у нас более экзотическая схема, которая описывалась в журнале «Радиоконструктор 03/2007 стр. 17″. Такой прибор способен автоматически определить, есть ли в обмотке обрыв, или выявить межвитковое замыкание

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

В основе этого индикатора лежит принцип самоиндукции. На тестируемую катушку подаются импульсы звуковой частоты.

Генератор импульсов собран на VT1-VT2, а частота его зависит от C1-C2 (должна быть в звуковом диапазоне).

Транзисторы VT3-VT4 развязывают генератор от тестируемой катушки и обеспечивают необходимое значение импульсов тока, которые подаются на катушку.

Если катушка исправна, на ее выводах появятся импульсы обратной полярности. Диод D1 выделяет эти импульсы самоиндукции тестируемой катушки и подает их к базе VT5. Транзисторы VT5-VT6 усиливают импульсы самоиндукции и подают усиленный сигнал на динамик Гр.1.

Если в катушке есть межвитковое замыкание – ее индуктивность сильно падает, ЭДС самоиндукции будет иметь незначительную величину, недостаточную для открытия VT5и звучания динамик Гр.1.

Транзисторы VT7-VT8 отвечают за работу светодиодов HL1 и HL2. Когда в катушке есть обрыв – горит HL2, если же обрыва нет – открываются транзисторы VT7VT8 и загорается HL1, а HL2 шунтируется и тухнет.

Как получить двуполярное питание из однополярного — искусственная средняя точка
Одним из самых больших недостатков данной схемы является двухполярное питание.

Более практично и удобно питать тестер межвиткового замыкания от батареи типа «Крона» (9 В) и сформировать искусственную среднюю точку.

Используя простую схему, работа которой описана в книге «Стабилизаторы напряжения и тока на ИМС (СИ)» Успенский Б. можно получить искусственную среднюю точку.

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Из применяемых деталей в схеме:

  • операционный усилитель: mc34072 (или любой другой аналог типа LM393)
  • транзисторы SS8050 и SS8550 (можно и более слабую пару, с рабочим током коллектора не менее 200-300 мА)
  • электролитические конденсаторы 22 мкФ с рабочим напряжением 16 В.

Внимание! При наладке схемы ни в коем случае не стоит устраивать КЗ со средней точкой, моментально выходит из строя один из транзисторов, а также выходит из строя ОУ.

Индикатор межвиткового замыкания своими руками
Мы набросали эскиз платы, в которой уже учтено питание от кроны, размеры платы 45х70 мм.

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Источник: https://rustaste.ru/indikator-mezhvitkovogo-zamykaniya.html

Короткозамкнутые витки в трансформаторе: описание, схемы

Короткозамкнутые витки в трансформаторе — явление, вызывающее изменение магнитного потока, противодействующего или искривляющего постоянный поток. Это общая функция, но также он приводит к тому, что накопленная энергия рассеивается в магнитопровода. Для некоторых устройствах важно, чтоб явления были обнаружены и удалены.

Короткозамкнутый виток в трансформаторе: что это такое?

Короткозамкнутый дефект представляет собой нарастание потока магнитной энергии. Происходит это при включении электромагнита при средних показателях напряжения трансформатора. Падение потока наблюдается при отключении.

Находится на двух стержнях сердечника. Но в зависимости от конструктивных узлов и характеристик трансформатора изменяется.

Особенность его в том, что складываться основным энергетическим потоком. Устанавливается параметр в сторону отставания, при этом угол, наблюдаемый между первичным и вторичным токами, уменьшается. При этом изменяется не только величина потока, но фаза, что является важным показателем. В обязательном порядке используются специальные механизмы для определения этого угла.

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Механизм образования витков

Механизм образования завихрений в трансформаторе стандартный для любых типов оборудования.

Общий поток при прохождении делится на первый поток, который распределяется по плоскостям, которые не охвачены витками полюса. Второй поток электромагнита находится на плоскости, которая принадлежит кв.

На втором образуется ЭДС, приводящая к токовому импульсу. При этом возникает определенного значения угол, который определяется индуктивностью.

Одновременно с прохождением потока возникает сила притяжения. Она складывается из двух составляющих, которые сдвинуты во времени.

Пульсация (амплитудные соотношения) определяется сугубо углом сдвига, который возникает между двумя потоками в области действия. Угол никогда не превышает значение 90 градусов.

Обычно его значение лежит между 50 и 80 градусами. Объясняется это тем, что достигнуть сдвига потоков на прямой угол невозможно.

  Предназначение изолирующих трансформаторов

Чем опасно появления короткозамкнутых витков в обмотке трансформатора

Появление на обмотке считается дефектом оборудования, которое следует устранять. Электротехническая схема указывает, что подтвержденной частью обмотки является первичная. Та, на которой есть они, является вторичной. Для устранения дефектов используются методики, основанные на знании о параметрах возникающей магнитной связи между частями обмотки.

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Действие напряжения импульса неразрывно связно не только с поврежденной частью обмотки. Воздействие влияет на работу первичной части, которая дефектов не имеет. Проявляется действие короткозамкнутых контуров прежде всего в резких и ничем не обусловленных скачках напряжения. Обратите внимание, что:

  • для устранения проблемы необходим расчет параметров витка;
  • если характеристики первичного и вторичного витков похожи, то скачок напряжения будет максимальным;
  • идентичные характеристики витков приводят к увеличению рассеивающего коэффициента.

В результате наличия витков короткозамкнутого контура возникают скачки напряжения. Но это не единственная серьезная проблема, требующая рассмотрения и решения. Поражается вторичная обмотка из-за рассеивания магнитного потока, возникает короткое замыкание в этой части.

Явление грозит выходом их строя конструктивных узлов механизма и тех приборов, которые оно питает (по крайней мере одновременное их отключение от сети или переброс в атомический режим работы от аккумуляторов). Также возникает опасность поражения электрическим током.

Безусловно, диагностика трансформатора (обязательная визуальная и при помощи прибора) является обязательным методом безопасности на производстве.



Как обнаружить короткозамкнутые витки

Обнаружение должно стать первостепенной задачей. Эти негативные явления проявляются в половине случаев при самостоятельной сборке трансформатора, в большей части при изготовлении контурных катушек и дросселей.

Выявит и устранить дефект обязательно, так как имеющийся недостаток скажется отрицательным образом на эффективности устройства, приведет к поломке, которую тяжело починить, вызывает риск безопасности сотрудника, обслуживающего прибор.

Определение происходит по внешним признакам первоначально. Если наблюдаются видимые изменения технических показателей без причин на это, слышно потрескивание, то следует провести диагностику. Причинами возникновения являются дефекты катушки.

Например, наложение перекрестным, а не симметричным образом витков, пользование намотки низкого качества от непроверенного производителя, повреждение изоляции в ходе работ или при перемещении прибора, механических повреждениях. Но действенным способом нахождения витка является неиспользование электронных приборов.

Только с их помощью можно определить источник поражения обмотки, выявить его характеристики.

Какой прибор используют для обнаружения

Короткозамкнутый виток не обнаруживаются при помощи омметра в стандартных по комплектации трансформаторах. Используется осциллограф с большой точностью.

Специалист собирает компактное устройство самостоятельно или же выставляет необходимые характеристики на стандартном. Собирается по схеме с использованием резистора (сопротивление минимум 10 Ом), обмотки, которая подлежит исследованию.

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками: почему коротит

Прибор для определения короткозамкнутых витков по своей сути является генератором звуковой частоты, функционирующим беспрерывно. Отвечает за генерацию резистов, при этом если установить катушку трансформатора на основание прибора, то явление генерации по физическим причинам остановится. Устройство покажет, что есть дефекты тем, что отключит светодиод, перестанет работать.

Собрать прибор можно в домашних условиях. Понадобится ферритный стержень, провод (выбирается определенное число витков), карточная гильза, светодиод, несколько элементов для питания. В качестве плоскости сборки используют обычную плату.

Как проверить на короткозамкнутые витки тороидальный трансформатор

Тороидальный трансформатор проверить стандартным образом нельзя. Используется автомобильный генератор с частотой от 85 кГц (до 30 витков). Подключается конец провода в два входа, который отвечает тороид.

После установки проводов в клеммы и расположения резистора происходит установка амплитуды и измерение. Наличие короткозамкнутого витка констатируется по искажению напряжения.

Источник: https://OTransformatore.ru/vopros-otvet/opisanie-shemy-i-proverka-korotkozamknutogo-vitka-v-transformatore/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector