14.08.2017
Различные виды искусственного освещения должны полноценно компенсировать людям недостаток солнечного света в темное время суток и зимний период.
С другой стороны, слишком яркий свет раздражает сетчатку глаза, вредит зрению и негативно сказывается на психологическом комфорте.
От того, насколько правильно освещены места отдыха и работы человека, во многом зависят его здоровье, трудоспособность и общее самочувствие.
Стандарты и нормативы
Наиболее комфортным и здоровым для зрения является естественное, природное освещение. Лучи солнца необходимы для нормальной работы человеческого организма.
Они влияют на естественные обменные процессы и биологические ритмы тела, улучшают настроение и эмоциональное состояние, ускоряют регенерацию тканей.
Поэтому крайне важно при строительстве зданий с предполагаемым длительным нахождением в них людей обеспечить максимальное проникновение внутрь солнечных лучей, а их недостаток компенсировать грамотным искусственным освещением.
Человеческому глазу не подвластно отличить разницу насыщенности и яркости потока света в несколько сотен люксов (единица измерения освещенности), поэтому для измерения уровня видимых и ультрафиолетовых лучей используют специальные приборы: люксметр, фотометр, флэшметр.
Так, для жилых помещений норма света составляет от 200 до 500 лк, в офисах — от 500 до 5000 лк (в зависимости от вида деятельности).
Специалисты утверждают, что оптимальные условия для напряженного зрительного труда при низком отражении фона можно обеспечить только при световом потоке в 10 000-15 000 лк.
Нормы искусственного освещения жилых помещений
- Проектирование внутреннего и внешнего освещения, монтаж ламп в жилых строящихся и ремонтируемых помещениях, местах производственных работ, на промышленных предприятиях и улицах регулируются специальными строительными нормами и правилами (СНиП).
- Оценку уровня фактической искусственной освещенности проводят, используя выражение:
- Еф = (N x W) x P,
- где Еф — фактическое значение освещенности, N — количество источников света (ламп), W — удельная энергомощность лампы, Р — площадь помещения.
Люксметр для определения уровня искусственного освещения
- При наличии люксметра расчет освещения производят по другой формуле:
- Еф = К1 х К2 х Еизм,
- где К1 — параметр, зависящий от вида используемых ламп и модели люксметра, К2 — коэффициент, учитывающий сдвиг значения напряжения сети от номинального (используется при отклонении более 5 %), а Еизм — показания прибора в люксах.
Предъявляемые требования
Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению должны учитывать:
- вид работы человека;
- климатическую зону местонахождения помещения;
- архитектурные особенности постройки;
- вид остекления;
- требуемую равномерность и падение светопотока на рабочее место;
- расположение используемого оборудования;
- длительность использования того или иного вида светоисточника в течение суток.
На освещенность помещения влияет цветовое наполнение интерьера, площадь комнаты, контрастность окружающего фона, вид источников освещения (подразделяются на лампы накаливания, люминесцентные, светодиодные лампы).
Проектируя экспозицию света, необходимо четко знать специфику используемого пространства.
Санитарные нормативы естественного и искусственного освещения разработаны отдельно для:
- жилых помещений, производственных и общественных зданий;
- сельскохозяйственных предприятий;
- мест производства вне зданий;
- объектов железнодорожного транспорта;
- линий личного и общественного транспорта;
- улиц, дворов различных населенных пунктов (наружное освещение при градостроительстве);
- мест подземных работ;
- аэропортов и взлетных полос;
- причалов речных и морских портов;
- сооружений спортивного назначения;
- складов для хранения пищевой и промышленной продукции;
- помещений для животноводства, содержания домашних питомцев, растений, птиц.
Нормы электрического освещения спортивных сооружений
Для каждого случая предусмотрены отдельные нормативы освещения, рассматривающие целевое назначение спецсооружений, технологические особенности производственного процесса, строительные решения стройки. Эти данные регулируются соответствующей системой нормативных документов СНиП «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования».
Виды источников искусственного света
Основные приборы искусственного света — это лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные.
Привычные и простые электрические лампочки светят за счет разогрева электрическим током расположенной внутри стеклянной колбы вольфрамовой спирали. Они дешевы и дают яркий поток света, однако имеют ряд существенных недостатков:
- греются;
- энергозатратны (плохо переводят электрическую энергию в световую);
- не источают ультрафиолетового излучения, характерного для солнечных лучей;
- вызывают дискомфорт при взгляде на разогретую вольфрамовую нить;
- быстро перегорают.
Световая эффективность различных видов ламп
Люминесцентные лампы представляют собой закрытые трубки с аргоном и парами ртути внутри. Под действием тока лампы превращают электроэнергию в ультрафиолетовое излучение, вызывая видимое свечение молекул люминесцентных веществ.
Данные продукты освещения имеют длительный срок службы, высокую эффективность преобразования энергии, малое тепловое излучение.
Недостатки — микроколебания светового потока (эффект стробоскопа) и специальные условия для утилизации.
В зависимости от типа наполнения выпускают лампы:
- дневного света;
- белого света;
- теплого белого света;
- холодного белого света.
Светодиодные лампочки — наиболее экологичные источники света. Состоят из цоколя, металлического корпуса (радиатора), преобразователя энергии, платы со светодиодами и пластикового купола. Светодиодные лампы обладают наибольшими показателями эффективности и надежности. При малом потреблении электроэнергии они обеспечивают необходимый световой поток. Недостаток — высокая стоимость изделий.
Филаментная светодиодная лампа
Классификация освещения по исполнению
На сегодняшний день существуют 2 системы искусственного освещения:
Общее искусственное освещение обеспечивается за счет одинакового расположения светильников разного типа. Свет рассеивается по всей площади помещения.
Такого эффекта добиваются, распределяя лампы по потолку через равные расстояния.
В случае единичного точечного источника света, например, большой люстры, может наблюдаться разница в яркости освещения, однако без резких переходов, которые были бы заметны человеческому глазу.
Комбинированное освещение — это основное освещение, совмещаемое с добавочными источниками света. Второстепенное освещение подразделяется на:
- Локальное (местное). Монтируется с задачей выделения определенной части комнаты — зоны отдыха, рабочего стола, места приема пищи. Чаще всего светильники локального освещения имеют возможность изменять направленность светопотока, что выгодно отличает их от источников общего света.
- Акцентное. Позволяет выделить необходимый предмет интерьера в комнате. Успешно используется на выставках, в музеях, торговых залах.
Акцентное освещение на выставке
Природное и искусственное освещение могут сочетаться друг с другом, представляя совмещенный тип светового режима. Сочетание различных типов источников света также имеет свое нормирование. Однако компенсировать недостаток природного света искусственным образом разрешается только там, где этого требуют условия проживания и работы человека.
Классификация по направленности излучения и использованию
По направленности светового потока искусственное освещение может быть:
- прямым (лучи светового потока направлены на тот или иной объект, визуально выделяя и акцентируя на нем внимание);
- непрямым (освещение, обеспеченное большим количеством осветительных приборов, расположенных по всему периметру потолка помещения);
- рассеянным (достигается путем рассеивания прямых лучей через полупрозрачный плафон светильника);
- смешанным (сочетающим в себе разные направленности светового потока).
Приобретая лампы, светильники и другие источники света, следует четко представлять, для каких целей они будут использованы.
По своему функциональному назначению искусственное освещение подразделяется на:
- Рабочее — обязательное освещение, установленное по всем правилам и нормам. Монтируется в местах трудовой деятельности человека.
- Аварийное — освещение, включающееся при аварийных отключениях основных источников света и работающее на резервном энергообеспечении. Аварийный режим предполагает степень освещения рабочей зоны не менее 5 % нормального показателя освещенности.
- Сигнальное — лучи света используются для выделения особенных зон при экстренных ситуациях. Может быть использовано при пожарах, утечках опасных веществ на производстве.
- Эвакуационное — свет определенных ламп помогает людям быстро покинуть здание или опасную зону. Требования к минимальной освещенности при эвакуации: 0,5 лк в помещении и 0,2 лк на открытой местности.
- Охранное — обеспечивается источниками освещения, расположенными по периметру охраняемой территории. Предназначено для работы в темное время суток.
Соблюдение установленных норм, правильное проектирование искусственного освещения в помещениях сбережет зрение и здоровье проживающим или работающим в них людям.
Источник: https://cdelct.ru/baza/normy-iskusstvennogo-osveshheniya.html
Искусственное освещение, виды искусственного освещения
Комбинируя естественное и искусственное освещение, человек добивается продуктивной жизнедеятельности.
Искусственное освещение (далее ИО) придумано не как альтернатива, а скорее как дополнение естественному, которое, при всей благоприятности для зрения и физиологической необходимости, не в силах обеспечивать достаточное количество света для нормальной человеческой деятельности.
Хотя гигиенические требования к естественному свету, которые мы можем предъявить, как правило, удовлетворяются, функциональность природных источников света связана не только с временем суток, но и с погодой, и с сезоном, и с географическим положением.
В то время как показатели искусственного освещения абсолютно не зависят от этих параметров. Поэтому освещение естественное и искусственное в равной степени необходимы для нормальной жизнедеятельности.
Для оптимального результата нормирование естественного и искусственного освещения производится по разным критериям. Равно как и требования к естественному и искусственному освещению подразделяются на гигиенические и практические.
На первый тип освещения — солнечный — мы повлиять не можем, в отличие от второго. Разные виды искусственного освещения предполагают использование различных источников света, в то время как для естественного освещения источник всего один — солнце.
Сколько света нужно в идеале
Свет, негативно влияющий на сетчатку глаз, считается некачественным. Стоимость — не основной параметр в данном вопросе, так как дорогая лампа не всегда означает хорошая. Например, фитолампы: они недёшевы, но для людей неприменимы.
Освещение измеряют единицами, которые называются люкс или лк. Глаз человека разницы между 100 лк и 200 не чувствует, но организм её ощущает. В домашних условиях часто наблюдается нехватка света, количество которого зависит от функционального предназначения помещения.
Если исходить из общепринятых параметров, то ванные, кухни, гостиные и гардеробы должны освещаться на 200 лк, лестницы в подъездах — на 150, а коридоры, прихожие и спальни — на 100. Для чтения хватает 50. Стандарты для нормируемого помещения, в которых не находятся постоянно, различны — например, более 300 лк необходимо для спортзала, а на складе вполне можно обойтись 200.
В операционных уровень освещенности не должен быть менее 5000 лк, в КБ — не меньше 750 лк, а в офисах — от 300 до 500.
Приведенные выше нормы — это минимум, рассчитанный на экономный расход электричества. Не всем людям при искусственном освещении его хватает, и тогда приходится подбирать в индивидуальном порядке. Следует также учитывать то, насколько источники света далеки от объекта.
Помимо яркости, гигиеническая оценка искусственного освещения должна учитывать и другие параметры, а именно:
- направленность светового потока;
- цветовая гамма-излучения;
- контрастность и чёткость освещаемых объектов;
- мерцание и пульсация;
- отблески и тени.
По любому из этих параметров искусственное освещение может быть не соответствующим норме, что гарантированно утомит не только глаза, но и психику.
Какие бывают виды и системы искусственного освещения
Существует несколько критериев, по которым производится классификация искусственного освещения, а именно: по месторасположению источников света искусственное освещение подразделяется на типы, а по функциональному предназначению — на виды.
По дислокации источника света ИО делят на:
- общее;
- локальное;
- акцентное;
- комбинированное.
Общее ИО подразумевает равномерное распределение света по помещению. Стандарт — потолочная люстра чётко в центре комнаты. Тогда помещение освещено везде одинаково, лишь в точке возле источников света освещение немного ярче.
Тот же эффект может быть достигнут при помощи нескольких светильников, расположенных на одинаковом друг от друга расстоянии. Тогда источаемый ими свет равномерно рассеивается по комнате.
Этот вид, в свою очередь, подразделяется на два типа:
- равномерное общее;
- локализованное общее.
Для создания равномерного освещения источники одинаковой модификации располагаются симметрично.
Локализованному же виду свойственно несимметричное расположение — светильники ставятся в конкретных местах, над нуждающимся в повышенной освещённости оборудованием.
Преимущества общего освещения — равномерность в распределении яркости по территории и рентабельность в процессе устройства. Этот вид наиболее бюджетный.
Локальное (оно же местное) ИО используется для выделения конкретной зоны при помощи расположенного в ней светильника (как настольная лампа или ночник).
Такой тип освещения обеспечивает нужным количеством света особенно важный сектор, поэтому он применяется чаще всего в производственных помещениях, офисных, коммерческих, а также в лечебных учреждениях.
По мнению дизайнеров, в интерьере оно занимает немаловажное место — в частности, такой тип ИО идеально подходит для спален и кабинетов. В которых общее освещение даже не обязательно использовать.
Недостатки вышеназванных типов освещения заключаются в следующем: общее не даёт изменять направление главного потока излучения, а локальное, напротив, даёт возможность выделять только конкретный фрагмент помещения.
Комбинированное освещение достигается путём совмещения локального и общего. Так решается проблема освещённости в современных домах. Этот тип освещения, сочетающий в себе два вышеперечисленных, отвечает всем санитарно-гигиеническим требованиям. Поэтому он пользуется наибольшей на сегодняшний день популярностью.
Все виды искусственного освещения имеют свои достоинства и недостатки.
Системы ИО по функциональному назначению подразделяются на:
- жилое;
- коммерческое;
- промышленно-производственное;
- аварийное;
- охранное;
- дежурное;
- эвакуационное;
- сигнальное;
- бактерицидное;
- эритемное.
Для жилых помещений используется реже общее и местное ИО, чаще — комбинированное. Это связано с тем, что нормы освещённости для каждого помещения внутри дома или квартиры различны — соответственно, и тип его будет отличаться по мощности и локации источников.
В коммерческих зданиях (торговые комплексы, офисы, фитнес-клубы, парикмахерские, спа-салоны) применяется в основном комбинированное освещение, так как необычайно важно подсвечивать то, чем занимается данное предприятие.
Товары (если это магазин) и рабочие места (если речь идёт о салоне красоты) нужно освещать по максимуму. Чем ярче свет, тем выгоднее картинка, привлекающая потенциального потребителя.
Даже самый стильный дизайн интерьера визуально проигрывает при недостаточной освещённости.
Промышленно-производственные системы ИО используются в цехах. Там местами преобладает локальное освещение, необходимое для точной работы — например, над пультами управления.
Комбинированное освещение является гарантом безопасности рабочего процесса и повышает трудовую производительность. Обязательным условием является то, чтобы на рабочей поверхности светильник общего освещения предоставлял не меньше 10 процентов от нормы для комбинированного.
Общее же в чистом виде применяют в основном только для освещения пролётов и коридоров.
Аварийное освещение редко встречается в жилых домах. Хотя это было бы весьма актуально. Такая разновидность ИО предполагает использование аккумуляторов, автоматически включающихся при отключении основного источника света. Оно незаменимо там, где внезапно выключенный свет чреват серьёзными последствиями — в домах с травмоопасными лестницами или в больницах.
Дежурное освещение применяется в нерабочее время. Оно, как правило, бывает общим и не очень интенсивным — подразумевается, что при отсутствии людей в помещении оно не нуждается в интенсивной подсветке.
- Эвакуационное освещение применяется для того, чтобы обеспечить безопасность людей при эвакуации из мест с повышенной сложностью прохождения, связанной с риском травм.
- Сигнальное ИО используется для обозначения границ опасных зон.
- Бактерицидное создаётся в целях обеззараживания воздуха или питьевой воды.
- Эритемное освещение применяют в местах с нехваткой солнечного света (например, на севере).
- ИО в основном производится светильниками, состоящими из осветительной арматуры и источника света.
Подробнее о люминесцентных лампах
Люминесцентные лампы (далее ЛЛ) различаются по спектрам заметного на глаз излучения. Лампы дневного света приближены к естественному освещению, поэтому в наименьшей степени утомляют глаза.
Минус данного вида ламп в том, что в их свете преобладают голубые лучи, делающие человеческую кожу нездоровой на вид. В лампах белого света больше жёлтых лучей.
Лампы тёпло-белого света лучше передают розовый и жёлтый цвет, а холодно-белого — подчёркивают выразительность фиолетового, голубого и синего цветов.
ЛЛ являются источниками рассеянного и равномерного света, не дающего контрастную тень. Их светоотдача такова, что при одинаковой мощности превышает аналогичную светоотдачу ламп накаливания.
По этой причине они экономичны, но при условиях освещённости ниже 150 лк возникает «эффект сумерек» — по сути в помещении достаточно светло, но глазу не хватает.
Если дроссель неисправен, ЛЛ издают шум или излучаемый ими свет начинает пульсировать.
Лампы накаливания: плюсы и минусы
Лампы накаливания (далее ЛН) обладают спектром излучения с большим процентом жёлтого и красного цветов. Фиолетовый и синий в меньшинстве. С точки зрения психофизиологии их излучение приятнее, так как оно более тёплое. По параметру воздействия на психику ЛЛ в данном сравнении явно проигрывают. Излучение ЛН воспринимаются глазом как освещение естественное, приятное для зрения.
К недостаткам относится крайне низкая энергоэффективность.
Роль арматуры в ИО
С яркостью успешно борется осветительная арматура, защищающая от слепящих прямых лучей. Она делится на три типа:
- арматура для прямого света(направляет 90 процентов потока световых лучей на горизонтальную поверхность, используется в кухнях, прихожих, санузлах);
- арматура для отражённого света(основная часть светового потока направляется на верх стены и потолок, отражаясь от них и равномерно распределяясь);
- арматура для рассеянно-равномерного света(часть лучей отражается от стен и потолка и рассеивается по помещению, проходя через матовое стекло).
Нормы ИО для жилых помещений предполагают освещённость в 50 лк при наличии ламп накаливания, идеальную — 200. При этом показатели ЛЛ в жилом помещении превышают ЛН ровно в два раза.
Что стоит знать о плохом освещении
«Плохой свет» и «недостаток света» — не всегда одно и то же. Иногда, говоря «плохой свет», имеют в виду мерцающую ЛЛ. И далеко не все в курсе, что неровность — далеко не единственная характеристика плохого света. И что худшим считается свет, обладающий не комфортным для человеческого зрения спектром. При этом интенсивность его роли не играет.
Оптимально подходящий человеку спектр света — тот, что излучает солнце. Чем больше сходства с ним у искусственного источника, тем лучше. Солнечный спектр состоит из разной длины волн, подобных цветам радуги. В сочетании они дают цвет, именуемый по правилам светотехники «белым».
Нужно учитывать, что лампы имеют не только разную мощность, но и цветопередачу, и цветность, которые измеряются единицами Rа и К соответственно. ЛЛ излучают свет, который ближе к солнечному, чем у ЛН. Каждая из пяти люминофорных полос обладает своим спектром, что в результате даёт сходство со светом солнца.
Чтобы обзавестись правильной лампой (а не просто самой дорогостоящей), нужно ознакомиться с некоторой важной информацией. Опрометчиво просто схватить наименее бюджетный вариант и успокоиться. Например, специализированные лампы для растений весьма недёшевы, но для людей они не подходят категорически.
Сколько нужно светить, чтобы правильно жить
Недостаток света не только портит зрение, но и провоцирует усталость. Незнание элементарных азов по части освещённости создаёт нам неудобства. То, что наше зрение адаптируется и не особо ощущает разницу в лк, доходящую порой до тысячи единиц, часто приводит к ощущению дискомфорта, вызванного непонятно чем.
Чисто вымытая комната воспринимается как мрачная и грязная, если использовать ЛН в 25 ватт. И в то же время, применяя в грязном помещении очень яркую ЛЛ, мы добьёмся противоположного эффекта.
Часто в домах встречаются двух- и трёхрожковые люстры по 60–75 ватт на каждую лампочку. Между тем, потребность человеческого глаза примерно в 4 раза выше. Многие из нас даже не подозревают, что живут при недостаточном освещении, причиняя тем самым вред своему здоровью.
Существуют официальные нормы освещения, указанные в лк для различных помещений. Но следовать им буквально, во-первых, технически сложно, во-вторых, не обязательно — по нескольким причинам:
- разница в 100–200 лк не воспринимается на глаз;
- параметры рассчитаны на среднестатистическое зрение без учёта индивидуальности;
- нормы указаны минимальные по причине необходимости экономии электроэнергии.
Следовательно, нормы должны служить лишь ориентиром, а подбирать ИО стоит под свои личные нужды, подразделяя потребности и учитывая нюансы — методом проб и ошибок. Главное правило — со светом переборщить невозможно.
Это особенно актуально для людей, занимающихся точной работой, которая требует постоянного напряжения глаз (ювелиры, швеи, часовщики).
Даже покупая, на ваш взгляд, слишком яркий светильник, вы не достигнете уровня излучения, эквивалентного по мощности солнечному.
Как определить необходимое количество света самостоятельно
Освещённость конкретной локации связана с несколькими факторами. Это:
- насколько далеко расположен источник;
- сила света;
- отражающая способность потолка, пола и стен.
Равномерное распределение световых источников в большинстве случаев оптимально для достижения эффекта максимальной освещённости.
Уровень освещённости замеряют прибором, именуемым люксометром.
С его помощью производится гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения, то есть замер его пригодности к использованию.
Важная информация
Одно из непреложных требований к ИО любого типа — безопасность: наличие заземляющего эффекта, изоляции, отсутствия доступа для детей к источнику электроэнергии.
Эффект заземления достигается с помощью плотного контакта с почвой токопроводящего объекта. Бывают естественные и искусственные заземлители: первые созданы природой (деревья), вторые человеком (громоотвод, резина). В условиях грозы, сопровождающейся молниями, искусственное заземление не раз уберегало человека от электротравм.
ИО незаменимы для создания селфи, ставших за последнее время ультрамодным веянием. При естественном освещении создать качественное селфи возможно, но это технически сложнее — нужно учитывать, где находится солнце, чтобы лицо не оказалось в контражуре, что для селфи недопустимо.
ИО позволяет контролировать и регулировать степень освещённости, поэтому сделать селфи при искусственном освещении намного проще.
Данное явление настолько популярно в наше время, что не исключён вариант, что в недалёком будущем в гигиенические требования к искусственному освещению включат пригодность к качественным селфи.
Невозможно полностью отказаться от естественного освещения. Но и обойтись им одним тоже нереально для современного человека. Найденный оптимальный баланс естественного и искусственного освещения помещений создаст комфортную обстановку дома, способствующую продуктивному труду, настроение на работе и благоприятную для отдыха атмосферу в местах развлечений.
Видео
Источник: https://ProFazu.ru/svet/vidy/iskusstvennoe-osveshhenie.html
Виды освещения
Главная › БАЗА ЗНАНИЙ
Помещения производственного типа оснащаются освещением для облегчением работы сотрудников и устранения проблем со здоровьем из-за неудачно выбранного света.
Законодательство регламентирует нормы для освещения. Соблюдение норм требуется разбираться в классификации видов света. Главные виды освещения: естественное и искусственное.
Подробности и детальная классификация приведены ниже.
Естественное освещение
- через оконные проёмы в боковых частях здания (боковой тип);
- через оконные проёмы в верхних частях здания (верхний тип);
- комбинирование верхнего и бокового типа (комбинированный тип).
При первом и третьем варианте положительная сторона: в помещении свет распространяется равномерно, при втором же варианте распространение происходит неравномерно.
Искусственное освещение
За искусственное освещение принимается свет, распространяемый, когда освещённость недостаточная либо в ночное время суток в помещении. Организация света выполняется специальными приборами (лампы накаливания либо лампы газоразрядного типа).
Виды искусственного освещения: комбинированного и общего характера. Другие подвиды: рабочее, аварийное (такое освещение подразделяется на безопасное и эвакуационное), охранное и дежурное. Классификация искусственного света с деталями приведена ниже.
Общее освещение
Область применения: для внутренних помещений. Общее освещение: равномерное либо локализованное. Равномерный вариант приводит к результативной работе на участке освещаемой области. Локализованный вариант устанавливает осветительные приборы близ оборудования, благодаря чему больший участок территории становится пригодным для работы как в дневное, так и в ночное время суток.
Моменты, которые требуется соблюдать при организации такого варианта освещения:
- если в комнатах работают граждане, возраст которых свыше 40 лет, то СНиП 23-05-95 обязывает увеличить для них степень подаваемой яркости;
- при расчётах принимается во внимание степень отражения от стен.
Зональное и местное освещение
Местное освещение применяется для выделения объектов или участков. Источник света при таком подходе закрепляется на выбранной области (часть стены, стол, потолок или иной участок).
Местное освещение — фактор, который стоит учитывать в интерьерном дизайне. Важно учесть, что когда используется местное освещение, применение первого варианта исключается, так как при комбинировании вариантов результат не оправдает ожиданий.
Учитывайте минусы этих вариантов. Первый: нельзя изменить направление главного потока света, повышенная степень рассеянности. Второй: освещение только выбранной области, избыточно яркий свет.
При организации первого или второго варианта стоит помнить следующее:
- зональный тип предоставляет расширенную степень освещённости. Рекомендуется задействовать такой типа на кухне, рабочем месте либо в комнате, предназначенной для отдыха от работы;
- в зависимости от специфики помещения, а также назначения, требуется определять светильники, которые будут применяться в комнате;
- местный тип подойдёт для отдельного участка рабочего места, комнаты для чтения либо места с компьютерным устройством;
- местный тип будет результативен, если использовать для него осветительные приборы направленного варианта действия.
Декоративное освещение
Дополнительные типы освещения декоративного характера: статичное (вкл.-выкл.) либо динамичное (проводное или беспроводное управление), монохромное либо цветное.
При выборе этого варианта требуется помнить следующее:
- поскольку такой вариант направлен на улучшение внешнего вида объекта, специфичных требований по яркости или насыщенности к нему нет, исходить рекомендуется из специфики объекта, чтобы добиться для него лицеприятных параметров;
- распределять свет стоит с учётом того, как это скажется на здоровье человека. Зоны распределения не требуется делать слишком агрессивными по пульсации.
Аварийное освещение
При организации рекомендуется учитывать следующее:
- такой вариант обязательная мера для помещений производственного типа, для которых отсутствие света станет критичным для нормального функционирования и приведёт к потери прибыли,а также риску возникновения пожара или иного негативного явления;
- минимальная освещённость не меньше 5 % и не меньше 10 лк для ламп накаливания, 30 лк — для ламп люминесцентного типа;
- лампы рекомендуется подбирать рассеянного типа;
- источники питания по характеру требуется подбирать независимые, так как только они обеспечат аварийную работу при критической ситуации, а не будут отключены с остальными приборами, если в здании произойдёт сбой;
- степень освещённости в комнатах требуется организовывать не меньше 0,5 лк. Такое значение позволяет устанавливать приборы на расстоянии не меньше 25 м по отношению друг к другу. При этом часть приборов устанавливается на поворотах, это исключает образование зон «слепого» типа;
- рекомендуется задействовать светильники с рассеянным типом света. Кроме того, рекомендуется наносить специальные указатели, которые будут направлять к ближайшему выходу из помещения.
Наружное и охранное освещение
Наружный тип используется для освещения внешнего периметра территории объекта, которому требуется обеспечивать защиту. При этом используются те же приборы для выполнения задачи, что работают и во внутренних помещениях. Это позволяет уменьшить уровень энергопотребления.
Охранное освещение представляет собой сложную структуру, в его случае осветительные приборы выстраиваются так, чтобы в помещении не было «слепых» участков. Это важно соблюдать, так как от этого зависят жизни и здоровье людей, сохранность имущества на предприятии. При организации такого варианта требуется учитывать следующее:
- степень яркости, которую потребуется обеспечить, во многом зависит от загруженности дорог и количества жителей в городе. К примеру, магистрали центрального типа с движением более 500 машин требуют освещения не меньше 20 лк, дороги местного назначения с движением менее 500 машин на дорогах — не меньше 4 лк;
- объекты, которые сильно расположены в тени, должны получать не меньше 0,35 от общего света;
- важно учитывать, что при освещении переходов и дорог для пешеходов, оказывает влияние также и время суток. В дневное время суток освещенность выше, в ночное время суток — ниже;
- оптимальнее всего использовать светильники рассеянного типа. Они обеспечивают достаточную яркость и не бьют по глазам людей, также такой тип света позволяет увеличить дистанцию между приборами;
- дежурный режим в помещении должен функционировать на постоянной основе, так как от этого зависят жизни и здоровье граждан. Оно должно обеспечивать не меньше 0,5 лк (точная цифра зависит от особенностей предприятия, на котором проводятся данные работы);
- допускается применение как светильников рассеянного, так и направленного типа. Решение должно обуславливаться целесообразностью применения, а также решения поставленных задач в рамках конкретного предприятия, с учётом его особенностей.
Архитектурное, рекламное и витринное освещение
Задача для такого вида: создать объекту привлекательный внешний вид. Поэтому требования определяются по специфике объекта в большем, в меньшем — нормативными показателями. Из общих требований стоит отметить следующее:
- такой вариант не должен сильно отличаться от общего городского освещения. По городу средний показатель яркости = 8 кд/м2, для деревни — не свыше 3 кд/м2;
- если работы проводятся с фасадной частью объекта, то учитывается и коэффициент отражения (определяется по СНиП 23–05–95);
- распределение светового потока от витрин не должно слепить людей. Норма для габаритных улиц — 300 лк, для малых — не свыше 100 лк. При этом, если на витрине расположены светлые предметы, то параметр может быть снижен на 100 лк, при тёмных — увеличен на 100 лк.
Стандартное разделение
Ещё одно разделение типов источников светавыполняется по направлению луча:
- общего плана — когда направление равномерно по пространству;
- направленного плана — когда направление задаётся искусственным путём для освещение выбранной области, лучи распределяются равномерным образом;
- непрямого (отражённого) плана — когда направление идёт на стену и потолок, а равномерность распределения получается за счёт происходящего отражения;
- рассеянного плана — когда направление проходит через плафон, выполненный из материала полупрозрачного оттенка;
- смешанного плана — когда реализуется несколько из представленных выше типов одновременно.
В качестве заключения
Теперь вы знаете, какое освещение бывает, какими характеристиками оно отличается и какие нормативные требования учитываются во избежание штрафов и обеспечения сотрудников предприятия ненадлежащим освещением.
От корректного определения вида света зависит насколько правильно будут проведены остальные работы, требуемые для создания безопасного и комфортного рабочего пространства для сотрудников.
Если вы испытываете затруднения с определение типа света или проведением работ для соответствия нормативам, устанавливаемым законодательством, вы всегда можете обратиться к профессиональным сотрудникам за консультациями и помощью в организации.
Не стоит также забывать, что помимо нормативных значений, многие детали определяются по специфике объекта, для которого требуется установить свет. Изучение специфики также требует подключения профессиональных сотрудников либо со стороны предприятия, либо со стороны третьих лиц.
Виды освещения Ссылка на основную публикацию
Источник: https://obosveschenii.ru/baza-znanij/vidy-osveshheniya
Искусственное освещение
Искусственное
освещение предусматривается в помещениях,
в которых испытывается недостаток
естественного света, а также для освещения
помещения в те часы суток, когда
естественная освещенность отсутствует.
По принципу
организации искусственное освещение
можно разделить на два вида: общее и
комбинированное.
Общее освещение
предназначено для освещения всего
помещения, оно может быть равномерным
или локализованным. Общее равномерное
освещение создает условия для выполнения
работ в любом месте освещаемого
пространства. При общем локализованном
освещении светильника размещают в
соответствии с расположением оборудования,
что позволяет создавать повышенную
освещенность на рабочих местах.
Комбинированное
освещение состоит из общего и местного.
Его целесообразно устраивать при работах
высокой точности, а также при необходимости
создания в процессе работы определенной
направленности светового потока.
Местное
освещение предназначено для освещения
только рабочих поверхностей и не создает
необходимой освещенности даже на
прилегающих к ним участкам. Оно не может
быть стационарным и переносным.
Применение
только местного освещения в производственных
помещениях запрещается, так как резкий
контраст между ярко освещенными и
неосвещенными местами утомляет зрение,
замедляет скорость работы и нередко
является причиной несчастных случаев.
По функциональному
назначению искусственное освещение
подразделяется на рабочее, аварийное,
эвакуационное и охранное.
Рабочее освещение
предусматривается для всех помещений
производственных зданий, а также участков
открытых пространств, предназначенных
для работы, прохода людей и движения
транспорта.
Аварийное освещение
в помещениях и на местах производства
работ необходимо предусматривать, если
отключение рабочего освещения и связанное
с этим нарушение технологического
процесса или работы объектов
жизнеобеспечения. Наименьшая освещенность,
создаваемая аварийным освещением,
должна составлять 5% освещенности,
нормируемой для рабочего освещения, но
не менее 2 лк внутри зданий и не менее 1
лк для территорий предприятий.
Эвакуационное
освещение следует предусматривать в
местах, отведенных для прохода людей,
в проходах и на лестницах, служащих для
эвакуации людей в количестве более 50
человек. Это освещение должно обеспечивать
на полу основных проходов (или на земле)
и на ступенях лестниц освещенность не
менее 0,5 лк в помещениях и 0,2 лк на открытой
территории.
Охранное освещение
предусматривается вдоль границ
территории, охраняемой в ночное время.
Охранное освещение должно обеспечивать
освещенность не менее 0,5 лк на уровне
земли.
Источники
искусственного освещения
В качестве источников
искусственного освещения применяются
лампы накаливания и газоразрядные
лампы.
В лампах накаливания
источником света является раскаленная
вольфрамовая проволока. Эти лампы дают
непрерывный спектр излучения с повышенной
(по сравнению с естественным светом)
интенсивностью в желто-красной области
спектра. По конструкции лампы накаливания
бывают вакуумные, газонаполненные,
бесспиральные
(галогенные).
Общим недостатком
ламп накаливания является сравнительно
небольшой срок службы (менее 2000 часов)
и малая световая отдача (отношение
создаваемого лампой светового потока
к потребляемой электрической мощности)
(8-20 лм/Вт). В промышленности они находят
применение для организации местного
освещения.
Наибольшее
применение в промышленности находят
газоразрядные лампы низкого и высокого
давления. Газоразрядные лампы низкого
давления, называемые люминесцентными,
содержат стеклянную трубку, внутренняя
поверхность которой покрыта люминофором,
наполненную дозированным количеством
ртути (30-80 мг) и смесью инертных газов
под давлением около 400 Па.
На противоположных
концах трубки размещаются электроды,
между которыми, при включении лампы в
сеть, возникает газовый разряд,
сопровождающийся излучением преимущественно
в ультрафиолетовой области спектра.
Это излучение, в свою очередь, преобразуется
люминофором в видимое световое излучение.
В зависимости от состава люминофора
люминесцентные лампы обладают различной
цветностью.
В последние годы
появились газоразрядные лампы низкого
давления со встроенным высокочастотным
преобразователем. Газовый разряд в
таких лампах (называемый вихревым)
возбуждается на высоких частотах
(десятки кГц) за счет чего обеспечивается
очень высокая светоотдача.
К газоразрядным
лампам высокого давления (0,03-0,08 МПа)
относят дуговые ртутные лампы (ДРЛ). В
спектре излучения этих ламп преобладают
составляющие зелено-голубой области
спектра.
Основным достоинством
газоразрядных ламп является их
долговечность (свыше 10000 часов),
экономичность, малая себестоимость
изготовления, благоприятный спектр
излучения, обеспечивающий высокое
качество цветопередачи, низкая температура
поверхности. Светоотдача этих ламп
колеблется в пределах от 30 до 105 лм/Вт,
что в несколько раз превышает светоотдачу
ламп накаливания.
-
Нормирование
искусственного освещения
Источник: https://studfile.net/preview/3939756/page:2/
Основные принципы освещения в интерьере
Для того чтобы выполнить дизайн-проект жилого интерьера, необходимо четко разграничивать и определять все этапы, необходимые для грамотного проектирования помещения.
Любая работа дизайнера начинается с заполнения технического задания на проектирование, в котором на первой встрече с заказчиком указываются его личные данные и данные его семьи: их увлечения, цветовые предпочтения, режим дня и так далее, а так же параметры проектируемого помещения — высота помещения, несущие конструкции, площадь. Затем дизайнер (или его помощник) выполняет обмерочный чертеж помещения с указанием всех несущих и не несущих конструкций, оконных и дверных проемов, колонн, коммуникаций с привязками к стенам, указанием мокрых зон. Далее дизайнер выполняет несколько вариантов расстановки мебели с учетом предпочтения заказчика. На этом этапе начинает формироваться концепция всего интерьера: после утверждения расстановки мебели можно приступить к выбору цветового направления и текстур с фактурами, которые наполнят данный интерьер. Одним из последних этапов дизайн-проектирования является световой дизайн. Не смотря на то, что к нему приступают в конце, без этого этапа невозможно сформировать красивое и интересное пространство. От светового решения зависит, каким образом мы будем видеть проект в жизни [1].
Сфера светового дизайна — далеко не только жилые помещения. Это относится как квартирам, так и к сложным коммерческим пространствам. Известно, наше зрение это 80 % восприятия пространства, а соответственно и 80 % восприятия всей нашей жизни.
И то, насколько хорошо мы будем видеть, зависит от работы светового дизайнера, учитывающего факторы влияния освещения на жизнедеятельность человека, а также от специалистов по освещению (светотехников).
Правильно подобранное освещение способно не только корректировать геометрию пространства, но и маскировать то, что нужно оставить в тени, высвечивая те или иные зоны, а так же расставляя необходимые акценты в интерьере.
Стоит понимать различие между световым дизайнером и светотехником. Светотехник помогает рассчитать мощность лампочек, их количество и диалюксы.
Также помогает воплотить проект в жизнь благодаря соответствию ГОСТам, СанПИНам и другим стандартам. Другими словами светотехника — это светотехнический расчет.
Светодизайн — отрасль дизайна, позволяющая создавать световые сценарии в помещении, подчеркивать отдельные зоны в интерьере и скрывать архитектурные недостатки [2].
Для того чтобы заниматься световым дизайном, необходимо знать все особенности зонирования пространства и знать некоторые принципы освещения интерьера, которые мы затронем в данной статье.
Любое жилое помещение, будь то квартира или загородный дом, можно условно разделить на несколько типовых пространств: прихожая, спальня, кабинет, детская, ванная, гостиная. Для каждого из этих помещений мы выявили особенности освещения.
Особенности освещения прихожей, лестницы и коридора. Первое, что нас встречает, когда мы попадаем домой — это прихожая. Прихожая — это место, где у наших гостей формируется первое впечатление о внутреннем пространстве.
Поэтому общий свет в прихожей должен быть ярким (как минимум таким же, как в соседних помещениях), но с возможностью диммирования (при использовании его для ориентации в пространстве). Для поддержания функции ориентирующего освещения хорошо подходят проходные схемы включения и выключения.
Автоматически системы управления (датчики движения, звука) не только увеличивают комфорт, но и сокращают потребление электроэнергии.
Прихожая и коридоры чаще всего имеют узкую форму — в них уместно использовать освещение для визуального изменения геометрии. Для этой цели хорошо подходит вертикальное освещение одной из стены.
Подсветка потолка отраженным светом не подходит для узких помещений, так как делает его визуально выше, а следовательно уже.
В коридорах сложной конфигурации повороты и «закоулки», освещенные с разных ракурсов направленными источниками света, становятся интерьерными декоративными островками на пути в глубину жилого пространства.
Если есть лестница, то логично подсветить элементы безопасности (перила) и ступени. Для ступеней подойдет светодиодная лента, а для перил можно выбрать отдельные точечные встраиваемые светильники или линейные встраиваемые светильники.
Так же можно использовать комбинирование освещения ступеней и перил. Если при помощи света выделить декоративные элементы лестницы, например пилястры, такая лестница станет намного интереснее.
При этом, с помощью одной лестницы можно красиво обыграть лестничный пролет, не прибегая к стандартному подходу в виде свисающей каскадной люстры.
В большинстве прихожих наших квартир можно наблюдать наличие зеркала, и уходя из дома, мы непременно смотримся в него. Зеркало — это место, где мы должны себе понравиться. Если такого не происходит, то настроение на целый день может быть испорчено.
Чтобы этого не допустить, к освещению зеркальной группы следует подходить очень детально и грамотно: необходимо создать эффект «без теневого освещения» нашего лица. Для этого недостаточно одного источника света над зеркалом, их должно быть как минимум два и желательно по обе стороны от него. Свет должен быть рассеянным.
Это правило можно отнести ко всем местам, где пользуются зеркалом (дом, салон красоты, примерочная и так далее).
Особенности освещения гостиной. Гостиная — это самая многофункциональная зона в интерьере: здесь смотрят телевизор, отдыхают, читают, играют, многие дети делают домашние задания. Также гостиная может играть роль спальни или кабинета. На этапе зонирования и расстановки мебели становится ясно, что это многофункциональная помещение, требующая несколько сценариев освещения.
Гостиная — это место, куда мы приглашаем гостей, поэтому освещение здесь должно быть особенно продуманным. Одного светильника на потолке не достаточно. Секрет хорошего освещения в гостиной прост: для каждой функциональной зоны свое освещение.
Равномерное рассеянное освещение помогут создать напольные светильники с абажуром в виде направленной вверх чаши. Если в гостиной есть обеденный стол, то над ним уместен теплый свет, так как он придает пище более «аппетитный» вид.
В зоне отдыха у кресла или журнального столика имеет смысл расположить мобильные торшеры или настольные лампы, которые подчеркнут обособленность этого уголка. Отдельные зоны гостиной помогут осветить встроенные в потолок точечные светильники. В качестве ориентирующего света может быть кессонная подсветка.
Архитектурные элементы (колонны, арки или открытая кирпичная кладка) будут выглядеть эффектно и таинственно, если их подсветить снизу вверх. Для такого варианта подсветки следует выбирать источники света с низкой цветовой температурой.
Кабинет. В этом помещении приоритетным будет местное освещение стола и рабочей зоны. Основная функция человека в кабинете — работа за письменным столом, требующая особой концентрации и зрительного напряжения вне зависимости от времени суток. Поэтому необходимо создать комфортные условия работы с помощью синтеза различных типов освещения воедино.
Общее освещение комнаты не обязательно. При его отсутствии вся нагрузка по световому оформлению пространства ложится на местное освещение. Настольные лампы, бра и потолочные светильники с абажурами отлично высветят необходимый объект, оставив остальную часть помещения в полумраке. Для этой цели хорошо подойдут торшеры.
Стоит обратить внимание на модели, в которых есть изменяющееся положение кронштейна и регулятор угла поворота светового элемента. При правильном освещении вы сможете работать дольше, не уставая, и не будете рисковать испортить себе зрение. Местное освещение — самый рациональный способ создания яркого освещения на рабочей поверхности.
Настольная лампа должна свободно перемещаться. При отсутствии естественного света настольная лампа должна находиться со стороны противоположной рабочей руке хозяина стола (для правшей лампа должна стоять слева).
Если в кабинете вы много работаете за компьютером, лучше использовать отраженный или смешанный свет, который помогает сблизить яркость окружающего пространства и яркость монитора.
Спальня. В этой комнате мы начинаем и заканчиваем день, отдыхаем в течение дня, смотрим телевизор, читаем. Поэтому свет должен быть в каждой функциональной зоне. Прежде всего, необходимо понимать, для кого делается спальня — для холостяка, супружеской пары, пенсионеров.
Так как спальня обычно рассчитана на двух человек, то и прикроватные источники света, и управление ими должны быть продублированы.
Органы управления светом должны быть логичными и удобными (например, переключатель общего освещения в комнате логично сделать при входе и около кровати, чтобы перед сном не вставать).
Общее ориентирующее освещение можно выполнить с помощью отраженного или рассеянного света, либо с помощью ритмично расположенных локальных источников — торшеров, бра или спотов. Но бывают случаи, когда заказчики просят не делать потолочное освещение в зоне кровати — оно может светить в глаза.
Местное освещение — играет в спальне главную роль. Торшер, благодаря своей мобильности, один из самых удобных способов освещения спальни. Свет для чтения должен быть прямым, ярким и ограниченным по площади воздействия.
К примеру, освещение для чтения удобно расположить на тумбах около кровати или в виде подвесов. В последнем случае удастся освободить рабочую поверхность прикроватного столика. Если спальня содержит зеркальные поверхности, следует избегать бликов.
Декоративное освещение очень важно для спальни, но такой свет не должен вызывать резких эмоций.
Детская комната. Детская комната — одно из наиболее многофункциональных помещений в доме. В ней ребенок не только спит и играет, но и занимается досугом. Здесь ребенок должен чувствовать себя как в сказке. В зависимости от возраста в детской сменяются доминирующие поверхности: сначала это пол, позже это письменный стол.
Особое внимание уделяют именно освещению рабочего места ребенка, ведь от этого зависит его здоровье. Оно обязательно должно обеспечиваться и общим, и местным освещением.
В детской комнате необходимо максимально использовать естественное освещение, а в качестве искусственного освещения желательно использовать теплый свет, так как холодный увеличивает активность детей, что в вечернее время нежелательно.
Общее освещение рекомендовано выполнять с помощью рассеянного света. Такой тип освещения не будет напрягать мышцы глаз. Возможность регулировать яркость — еще одна полезная функция для детской комнаты, помогающая изменить функциональную задачу освещения.
Переносные светильники будут полезны ночью: ребенок может взять с собой этот светильник, который будет играть роль ориентирующего освещения. Если ребенок любит почитать перед сном, то светильник в виде бра лучше располагать в изголовье постели. Такое освещение у кровати создаст ощущение покоя и безопасности.
Декоративное освещение легко поможет окунуть в сказочную атмосферу, а такие эффекты, как «звездное небо» будь интересны даже взрослому.
Ванна. Ванная это помещение для утреннего умывания, бритья для мужчин и макияжа женщин, душа после спортивных занятий, мытья головы и укладки феном — список того, что мы делаем в ванне огромный. Здесь свет должен дать нам возможность хорошо разглядеть себя.
Если в ванной комнате есть окно, то общее освещение не понадобится. Достаточно будет местного освещения отдельных зон — ванны, душа, стиральной машины, зеркала и умывальника.
При отсутствии естественного света необходимо иметь освещение двух типов: общее — с рассеянным светом, и местное в зависимости от назначения зоны или требуемого эффекта [4].
Зеркало — самая важная зона в ванной. Оно должно иметь боковое равномерное освещение без теней и слепящего эффекта бликов, которые искажают изображение.
Источник света для подсветки зеркала должны иметь высокий индекс цветопередачи и теплую или нейтральную цветовую температуру.
Светильники, которые можно двигать, поворачивать, направлять в разные стороны, меняя его интенсивность и даже цвет, помогают моделировать световую среду. Для того, чтобы удобно было искать нужный предмет, в шкафчики и открытые полки встраиваются небольшие светильники.
Кухня. Кухня — это сердце дома, где можно подготовиться к приходу гостей. От того, насколько она будет удобна зависит скорость приготовлении еды, и настрой хозяйки. Освещение в этой зоне квартиры достаточно сложное — на кухне должны быть представлены все типы освещения. Прежде всего, это касается рабочего места.
В рабочей зоне для качественной готовки недостаточно общего освещения — встав около столешницы вы будете прикрывать рабочую поверхность своей тенью. Здесь требуется интенсивное освещение — предпочтителен нейтральный спектр ламп и высокий индекс цветопередачи, не искажающий естественного вида пищи.
При этом освещение под навесным шкафчиком наиболее эффективно [3].
Если речь идет о столовой, то здесь важно помнить, что свет предназначен для создания спокойной, непринужденной атмосферы и наилучшей сервировки стола. При теплом освещении еда на столе выглядит «вкусно». Для общего освещения хорошо подходит верхний прямой или комбинированный яркий свет.
За обеденным столом освещение должно быть таким, чтобы блюдо выглядело приятно и аппетитно. Для создания праздничной атмосферы — удачно подойдут яркие галогенные лампы. Для ужина «тет-а-тет» хорошо подходит приглушенное освещение с ограниченным световым пятном.
Это может быть местное освещение над обеденным столом в виде подвеса или на столе в виде свечей.
В данной статье мы рассмотрели лишь некоторые принципы в работе светодизайнера в различных помещениях квартиры. Без консультации специалиста сложно предположить, каким будет освещение.
С помощью программ по 3-д моделированию можно построить сцену, расставить объекты освещения, задать им примерные параметры световых приборов, но итогом может быть немного другой результат.
Чтобы этого избежать, необходимо изучать светодизайн как дисциплину и применять знания на практике.
Литература:
- Паршина Е. С., Ажгихин С. Г. Световой дизайн: три главных принципа // Дизайн-образование: проблемы и перспективы. — Краснодар: Кубанский государственный университет, 2016. — С. 298–302.
- Щепетков Н. И. Световой дизайн города. — М.: Архитектура-С, 2006. — 320 с.
- Виды и типы освещения в интерьере (Цепелев К.) // Вебинар по световому дизайну. URL: https://yadi.sk/i/jAL_IVTf3GWXDb (дата обращения: 24.03.2017).
Источник: https://moluch.ru/archive/147/41421/