Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах и обзор правил их заправки

Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах и обзор правил их заправки

В предыдущей статье, посвященной роли углекислого газа, мы рассмотрели возможные варианты подачи углекислого газа в пресноводный аквариум.Напомним, в статье были рассмотрены плюсы и минусы самых распространенных способов подачи СО2 в аквариум и выяснили, что самый лучший способ подачи является механический, а именно баллонные системы СО2. В этой статье мы более детально расскажем о параметрах баллонов СО2, требованиях безопасности в процессе эксплуатации, основные моменты при проведении заправки баллонов.

Если вы еще не решились каким способом подавать газ в свой аквариум, мы рекомендуем остановится на выборе именно баллонной системы.

Общая информация о баллонах

Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах и обзор правил их заправки

Баллон — сосуд, имеющий одну или две горловины для установки вентилей, фланцев или штуцеров, предназначенный для транспортировки, хранения и использования сжатых, сжиженных или растворенных под давлением газов.

  • К эксплуатации допускаются только исправные и освидетельствованные газовые баллоны.
  • Вентиль газового баллона должен быть плотно ввернут в отверстие горловины или в расходно-наполнительные штуцера у специальных баллонов, не имеющих горловины.
  • Стенки баллона не должны иметь вмятин, трещин, вздутий, сильной коррозии и иных деформаций.
  • Баллон должен быть окрашен и маркирован соответственно ГОСТ. Остаточная окраска баллона должна быть не менее 70%.
  • Баллон должен иметь остаточное давление не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см2).
  • Паспорт баллона должен читаться.
  • Баллон должен быть освидетельствован.

Ремонт вентиля и освидетельствование баллонов, может проводить только специализированная организация, имеющая специальное разрешение на ремонт сосудов работающих под  давлением.Баллоны могут храниться как в специальных помещениях, так и на открытом воздухе, при условии, что они защищены от атмосферных осадков и солнечных лучей.

Новый баллон или переосвидетельствованный (б/у) какой баллон купить?

Попробуем разобраться поэтапно. Преимущества новых баллонов:

  • Приобретая новый баллон, вы получаете баллон на полный срок эксплуатации (40 лет). Это, несомненно, является большим плюсом.
  • Помимо этого используя новый баллон вы можете быть уверенны, что ближайшие 5 лет, переосвидетельствовать баллон Вам не придется.
  • Новый газовый баллон исключает возможность наличия в нем всевозможных загрязняющих веществ: влаги, пор и неровностей, грязи и ржавчины.

Переосвидетельствование газового баллона

Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах и обзор правил их заправки

Срок технического переосвидетельствования баллонов СО2 в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 11 июня 2003 г. N 91) — 5 лет.

Перечень проводимых работ при переосвидетельствовании баллонов:

  1. Внешний осмотр поверхности баллона.
  2. Дегазация (после удаления остатков газа из баллона выполняется промывка негорючим (инертным) газом или водой)
  3. Контроль состояния вентиля.
  4. Взвешивание и расчет износа стенки баллона.
  5. Проведение гидравлических испытаний и промывка.
  6. Сушка внутренней поверхности баллона потоком теплого воздуха.
  7. Установка нового вентиля.
  8. Окраска баллона.
  9. Клеймление на поверхности баллона зарегистрированным в органах Госгортехнадзора клеймом, с указанием проведенного и следующего срока освидетельствования.

Паспорт баллона

Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах и обзор правил их заправки

На корпусе нанесены сведения о баллоне (масса корпуса, дата производства, даты аттестаций и прочее), позволяющие сделать вывод о пригодности баллона к дальнейшей эксплуатации. Ниже приведены наиболее типичные записи и дается их расшифровка.

Надписи выбиты непосредственно на корпусе баллона в районе горловины. Иногда (особенно у старых баллонов) частично закрыты слоями краски и не видны.

  1. Только для ацетиленовых баллонов. Символы «ЛМ» или «ПМ» — тип наполнителя баллонов (ЛМ — литая масса, ПМ — пористая масса). Запись «ПМ» не всегда соответствует действительности, т.к. случается, что завод заменил наполнитель не сделав об этом отметки на корпусе.
  2. Заводской номер баллона.
  3. Фактическая вместимость баллона по воде при изготовлении в литрах. При превышении мерной вместимости балона над заводской более чем на 1.5% баллон к дальнейшей эксплуатации не допускается (нарушение геометрии корпуса, риск образования микротрещин).
  4. Фактическая масса корпуса баллона при изготовлении. При уменьшении массы корпуса против номинальной более чем на 7.5% баллон к дальнейшей эксплуатации не допускается (унос массы, коррозия и истончение стенки).
  5. Рабочее («Р») и проверочное («П») давления баллона в атмосферах.
  6. Дата изготовления и следующей переаттестации в формате «MM.ГГ.АААА», где «MM» — номер месяца изготовления, «ГГ» — две последние цифры года изготовления, «АААА» — год следующей переаттестации (либо «АА» — две последние цифры года следующей переаттестации). Буква «N» — клеймо завода, свидетельствующее о том, что запись относится к сведениям об изготовлении баллона.
  7. Буквенно-цифровой шифр, обведенный в круг — клеймо завода или лаборатории, где проводилась переаттестация.
  8. Сведения о дальнейшей переаттестации баллона в формате «MM.ГГ.АААА», где «MM» — номер месяца переаттестации, «ГГ» — две последние цифры года переаттестации, «АААА» — год следующей переаттестации (либо «АА» — две последние цифры года следующей переаттестации). Если баллон проходил несколько переаттестаций, то сведения о них, как правило, выбиваются друг под другом или, что реже, к существующей записи добавляется год следующей переаттестации в формате «.АА» и эта запись заверяется клеймом. При этом надпись приобретает следующий, например, вид: «R 1.92.97.02 R», что следует читать так: баллон переаттестовывался в январе 1992 года и, затем, в январе 1997 года снова прошел переаттестацию, которая будет действительна до января 2002. (символ «R» изображает здесь клеймо участка переаттестации.)

Надписи на приведенном на рисунке баллоне следует читать так: баллон № 36847 изготовлен в феврале 1990 года. Масса корпуса 63.4 кг, вместимость 40.1 литра. Проведены гидравлические испытания корпуса на 225 атм, разрешенное номинальное (рабочее) давление 150 атм. В марте 1995 года баллон прошел очередную переаттестацию на участке «Ц4», дата следующей переаттестации — март 2000 года.

Паспорт углекислотного баллона

Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах и обзор правил их заправки

Надписи на приведенном фото баллона следует читать так: баллон № 5445, изготовлен в сентябре 2018 года, год следующего освидетельствования 2023, масса корпуса 3,8 кг, вместимость 2 литра. Проведены гидравлические испытания корпуса на 225 атм, разрешенное номинальное (рабочее) давление 150 атм.

Важная информация. Масса баллона на паспорте, указывается без учета веса вентиля. На наших баллонах применяются вентили весом 0,45 кг. Исходя из этого, пустой баллон будет весить немного больше указанного на его паспорте. В итоге общая масса баллона, приведенного на фото будет равняться сумме 3,8 кг + 0,45 кг = 4,25 кг.

Существенные дополнения:

  • Запрещается эксплуатация баллонов, имеющих нарушения геометрии (вмятины, вздутия, общую бочкообразность и т.п.);
  • баллоны не должны иметь следов повреждения краски огнем;
  • Баллоны с поражением ржавчиной свыше 30% поверхности баллона к обмену также не принимаются.
  • Покупая баллон всегда проверяйте дату поверки баллона — выбитое клеймо с указанием даты теста под давлением в несколько раз больше номинального.

    Это делается для того чтобы предупредить разрушение баллона по причине появления усталостных трещин в металле, перегрева, или перенаполнения.

    На баллоне должен быть выбит вес пустого (нетто) и заправленного CO2 (брутто) баллона — по этим данным вы будете проверять полноту заправки и контролировать чтобы баллон не перенаполнили, что очень опасно.

    https://www.youtube.com/watch?v=uKJrlf8CQJY

    Надписи выбиты непосредственно на корпусе баллона в районе горловины. Иногда (особенно у старых баллонов) частично закрыты слоями краски и не видны.

    • Требования, предъявляемые к газовым баллонам при наполнении их газами.
    • Запрещается наполнять газом баллоны, у которых:
    • истек срок назначенного освидетельствования;
    • истек срок проверки пористой массы;
    • поврежден корпус баллона;
    • неисправны вентили;
    • отсутствуют надлежащая окраска или надписи;
    • отсутствует избыточное давление газа;
    • отсутствуют установленные клейма.
    1. Вопрос: Сколько углекислого газа надо заправлять в баллон? 
    2. Ответ: На паспорте, выбитом на баллоне есть буква «Е» и рядом с ней выбита цифра, обозначающая емкость баллона, к примеру: на баллоне выбито Е2, это означает, что емкость баллона 2 литра.

    При заправке пустого баллона, значение «Е» ВСЕГДА УМНОЖАЕМ НА 0,6 (любое значение «Е»). По нашему примеру, Е2 * 0,6 = 1,2. 

    Полученная цифра обозначает количество углекислоты, измеряемое в килограммах, которое нужно заправить в данный баллон с учетом, что он аттестован, не имеет внешних повреждений и соответствует ГОСТ.

    Важно!: после того, как Вы перед заправкой поставили на весы пустой баллон, необходимо, чтобы работник заправочной станции «обнулил» весы при Вас, значение весов перед заправкой должно быть 0 кг.

    В случае если количество заправленной углекислоты было заправлено больше нормы, ее необходимо «стравить». 

    После заправки баллона на станции, желательно выполнить контрольное взвешивание баллона проверенными весами.

    Вопрос: При какой температуре безопасно эксплуатировать заправленную систему СО2 для аквариума? Дома летом жара, 33-35 градусов, не опасно ли держать в квартире заправленный баллон с СО2? Начитался, что критическая температура 31.5, хочу поставить, но боязно. 

    Ответ: При эксплуатации баллона в помещении не следует размещать баллон ближе чем 1 метра от источников обогрева.Температурный диапазон эксплуатации баллона Со2 от -40°C до +50°C.

    Немаловажную роль играет количество углекислоты заправленной на заправочной станции. Выше нормы заправлять баллоны категорически запрещается, мы рекомендуем придерживаться цифры 600 грамм углекислоты на один литр пустого баллона.

    Если эти параметры при заправке выдержаны, то повышенная температура в летнее время не окажет никакого влияния на безопасную эксплуатацию. Также хотим отметить, что безопасно эксплуатировать баллонные системы и оборудование СО2 прошедшие аттестацию в соответствии с действующими нормативами.

    Вопрос: Какое минимальное количество углекислого газа должно остаться в баллоне?

    Знакомые мне сказали если газ из баллона выйдет до конца, то давление поднимется до критического. 

    Ответ: Не волнуйтесь по этому поводу, это заблуждение. Мы рекомендуем не спускать газ полностью, а приостановить подачу при давлении 0,5  и отвезти его на заправочную станцию. 

    Примечание. Согласно требований нормативных документов по хранению и эксплуатации газовых баллонов запрещается выбирать полностью находящийся  в них газ. Остаточное давление газа в баллоне должно быть не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см).

    В таком состоянии сотрудники заправочной станции обычно сами спускают остатки газа из баллонов СО2, а после приступают к их заправке.

    Вопрос: Мой знакомый заправляет свои баллоны в гараже методом перелива из баллона большей емкости.

    Читайте также:  Узип (молниезащита) - принцип действия, классификация

    Говорит что стоимость литра углекислоты намного дешевле. Можно ли таким образом заправлять баллоны?

    Ответ: Данный способ заправки баллонов крайне опасная процедура. Мы рекомендуем заправлять баллоны на сертифицированных заправочных станциях, на которых работают квалифицированные сотрудники, и на которых есть необходимое оборудование для заправок сосудов под давлением.

    Вопрос: У меня  дома стоит аквариум на 120 литров, на какое время хватит 4-л баллонной СО2 системы? 

    Ответ: Расход  углекислого газа при подачи в аквариум зависит от способа подачи газа, промежутка времени и количества подаваемого углекислого газа.

    Также хотели отметить, что при круглосуточной подаче газа количество дней в среднем сокращается в 2 раза.

    Если рассматривать среднее количество подаваемого газа с учетом того, что газ будет отключаться электромагнитным клапаном (ЭМК), то такого баллона хватит примерно на 7-12 месяцев.

    Вопрос: Подскажите пожалуйста, можно ли эксплуатировать баллон в горизонтальном положении? Просто в аквариумной тумбе нет возможности установить его вертикально.  

    Ответ: Транспортировка заправленного баллона в таком положении возможна. Эксплуатировать баллон в таком положении нельзя. Углекислый газ в баллоне находится под давлением в жидком состоянии, в таком положении углекислота в жидком виде обязательно попадет в редуктор, что в свою очередь может вызвать его неисправность.

    Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах и обзор правил их заправки

    Сегодня на рынке большое разнообразие баллонов для аквариумных систем СО2. Обращайте внимание на информацию приведенную в этой статье.

    • Не покупайте баллоны на таких торговых площадках как Авито или подобных, вы можете приобрести неисправные, не новые, перекрашенные и/или не прошедшие аттестацию баллоны. 
    • Также хотим отметить, некоторые «производители/продавцы» реализуют шовные баллоны, такие баллоны не соответствуют требований ГОСТа, будьте внимательны при покупке.
    • Всегда требуйте у продавцов паспорт и сертификат на реализуемую продукцию.
    • Компания Co2 Aqua предлагает на выбор большой выбор баллонов СО2 и готовых баллонных систем СО2 для природных аквариумов. 

    Все реализуемые баллоны изготовлены из стали на территории РФ, не имеют швов (безшовные), нижняя часть с плоским дном, изготовлены и прошедшие аттестацию на территории России согласно ГОСТ 949-73. После покупки мы предоставляем все необходимые документы.

    Более подробно с ассортиментом товаров можно ознакомиться на нашем сайте.

    Если Вы хотите собрать баллонную систему СО2 для аквариума собственными силами, то мы рады предложить Комплектующие СО2 для самостоятельной сборки.

    Все комплектующие, реализуемые в нашем интернет-магазине изготавливаются итальянской фирмой Camozzi. 

    Также мы предлагаем приобрести Редуктора, ЭМК и Регуляторы СО2.

    Если вам понравилась статья, то сделайте репост или поделитесь знаниями с вашими друзьями!

    © Копирование представленных на данном сайте материалов разрешается только при наличии активной обратной ссылки.

    Сжиженный и сжатый природный газ

    Главная / Блог директора /

    03 Апреля 2020 г.

    Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах и обзор правил их заправки

    Газ — как много в этом слове, и как много физических состояний он может иметь.

    В этой статье мы подробно остановимся на сжиженном и сжатом газе, способах его получения, хранения и транспортировки.

    Сжиженный природный vs сжатый природный газ

    Газ является природным естественным ресурсом, который добывается из недр Земли, обрабатывается специальным образом и доставляется до потребителя.

    Вне зависимости от способа обработки, газ необходимо где-то и как-то хранить, а затем транспортировать до места эксплуатации. Не всегда, а практически никогда, газовое месторождение располагается рядом с потребителем, когда можно было бы всего лишь построить магистральный трубопровод и пустить газ по трубе. Приходится искать пути и способы безопасной и экономически выгодной доставки газа.

    И вот тут появляется два термина: сжиженный газ и сжатый газ. Оба типа газа представляют собой жидкую фазу, полученную различными технологиями:

    • сжиженный газ искусственно доводится до жидкого состояния путем его охлаждения до приблизительно -160ºС (температуры сжижения)
    • сжатый газ сжижается путем увеличения давления его хранения и транспортировки

    Сжиженный газ (природный)

    Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах и обзор правил их заправки Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах и обзор правил их заправки

    Сжиженный природный газ СПГ относится к криогенным жидкостям, то есть к жидкостям, температура хранения которых ниже -100ºС. Плотность СПГ в 2 раза меньше плотности воды. СПГ- это прозрачная жидкость, не имеющая запаха.

    Получение сжиженного природного газа СПГ происходит в специальных установках, где газ последовательно проходит несколько стадий охлаждения до температуры -158…-163°С и сжатия в 5-12 раз. Из-за сложности процесса сжижение газа считается высокоэнергозатратным производством, на которое расходуется до 10-25% конечного продукта.

    Природный газ сжижается исключительно только для удобства его транспортировки, так как занимает значительно (почти в 600 раз) меньше объема, чем в газовом состоянии. Для потребления СПГ преобразуется обратно в газовое состояние, для чего используется специальное оборудование — регазификационные установки, в которых происходит испарение газа без участия воздуха.

    Хранение осуществляется при температуре кипения в изотермических резервуарах и емкостях наземного и подземного размещения. Нужная температура поддерживается благодаря испарению газа. Да-да, именно испарению, когда давление насыщенных паров близко к атмосферному.

    Наземные емкости могут иметь цилиндрическую и шарообразную форму. Подземные и обвалованные емкости изготавливаются цилиндрическими.

    Их особенностью является наличие двух стенок, между которыми находится криогенные жидкости, которые поддерживают необходимую минусовую температуру.

    Из-за свойств хранимого газа резервуары изготавливаются из специальных металлов, имеющих низкий коэффициент теплового расширения и высокой степенью сопротивляемости к охрупчиванию при низких температурах хранения. Дополнительно резервуары тепло- и гидроизолируются.

    Транспортировка СПГ до регазификационных заводов происходит в специальных изотермических сосудах и криоцистернах наземным или водным транспортом. До непосредственного потребителя газ поставляется по трубопроводам.

    Физические свойства сжиженного природного газа позволяют получать из него широкие фракции легких углеводородов (этан, пропан, бутан, пентан и др.), которые, в свою очередь, потом выступают в качестве нефтехимического сырья и газомоторного топлива.

    Сжатый (компримированный) газ

    Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах и обзор правил их заправки Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах и обзор правил их заправки

    Особенностью сжатого природного газа КПГ является то, что он может использоваться в том же состоянии, что и транспортируется и хранится. Объясним почему.

    Компримированный газ получается за счет увеличения его давления до 20 МПа, позволяющим уменьшить его в объеме до 200 раз. Сжатие газа осуществляется на специальных компрессорных установках или непосредственно на станциях АГНКС (если речь идет о газомоторном сжатом топливе).

    Кроме использования в качестве топлива, КПГ заливается в межпластовое пространство для поддержания давления, а также является промежуточным этапом при производстве сжиженного природного газа.

    При необходимости сжатый газ может также транспортироваться до потребителя посредством магистральных трубопроводов.

    На заводах и установках по компримированию природного газа он (газ) осушается и под высоким давлением, то есть сжатый, подается для хранения в резервуары цилиндрической или шаровой формы.

    Получение, транспортировка и хранение сжатого природного газа является менее энергозатратным, так как технологический процесс сжатия проще, нежели процесс сжижения при критических температурах.

    К тому же, емкости для хранения КПГ не такие технические сложные изделия по сравнению с криогенными резервуарами, хотя тоже имеют свою специфику.

    А получение паровой фазы достигается путем «выпуска» газа из емкости, в то время как, для эксплуатации сжиженного газа необходимы регазификационные установки.

    Правила безопасности при работе с газовыми баллонами

    Работа с баллонами со сжатыми, сжиженными или растворенными техническими газами требует неукоснительного соблюдения техники безопасности. Правильная перевозка, хранение и эксплуатация газовых баллонов позволяет исключить вероятность возникновения чрезвычайной ситуации и делает работу с оборудованием максимально эффективной.

    Требования безопасности, предъявляемые к транспортировке, размещению, эксплуатации и обмену баллонов с азотом и другими техническими газами, направлены на:

    • недопущение утечки газа и образования взрывоопасных смесей;
    • предотвращение теплового воздействия на стальные емкости;
    • предупреждение любых механических воздействий, ведущих к повреждению стенок сосуда.

    Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах и обзор правил их заправки

    Транспортировка, размещение и хранение емкостей с техническими газами

    Для перевозки баллонов с газом требуются предохранительные колпаки и заглушки, а сама доставка емкостей производится специализированным транспортом. При транспортировке стальных сосудов в автомобилях, автокарах и иных видах рессорного транспорта баллоны размещают:

    • горизонтально, обеспечивая деревянную или резиновую прокладку между каждой емкостью;
    • вертикально, с применением специальных контейнеров или ограждений от падения.

    Хранение емкостей с техническими газами осуществляется в вертикальном положении в оборудованных гнездах. Сосуды должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей, температурных перепадов, источников воспламенения. Недопустимо совместное хранение веществ, образующих взрывоопасные смеси – например, баллон 40 л с кислородом не может размещаться рядом с горючими газами.

    Подготовка к работе с баллонами

    Непосредственно перед эксплуатацией газового баллона пользователь должен:

    • убедиться в исправности емкостей, измерительных приборов, оборудования;
    • удостовериться в достаточной вентиляции рабочей области;
    • проверить устойчивость размещения сосудов и надежность их закрепления;
    • исключить пожароопасные материалы на рабочем месте.

    Правила эксплуатации баллонов

    Безопасная работа с газобаллонным оборудованием возможна при выполнении ряда требований:

    • к эксплуатации не допускаются сосуды с истекшим сроком испытания, без соответствующей маркировки, с поврежденным корпусом, неисправным вентилем и т. д.;
    • во время работы запрещено производить окраску или ремонт емкостей, их арматуры;
    • отогревание редукторов и вентилей осуществляется только теплой водой, применение огня недопустимо;
    • при работе с кислородом запрещается применение промасленной одежды и рукавиц;
    • дальнейшая эксплуатация газа ацетилена в баллонах невозможна, если давление в сосуде поднялось выше допустимого показателя.

    Использование сжиженных и сжатых газов в качестве автомобильного горючего

    Горючие газы, используемые в газобаллонных автомобилях, могут быть естественными и искусственными. Естественные (природные) газы добываются из газовых или нефтяных скважин. Искусственные газы являются побочными продуктами, получаемыми на химических или металлургических заводах.

    • Газовые топливные системы (ГТС)могут работать на сжиженном (пропан-бутан, С3Н8 — С4Н10) и сжатом (метан, СН4) газе, обеспечивают экономию топлива, более чистый выхлоп, увеличение ресурса двигателя.
    • Газобаллонные автомобили имеют также и недостатки:
    • § расход газа выше, чем традиционного топлива (в городе на 15%, на загородных дорогах на 10%);
    • § уменьшается мощность двигателя;
    • § снижается грузоподъемность;
    • § более трудоемко ТО.
    Читайте также:  Как установить кондиционер на лоджии и застекленном балконе: руководство по монтажу и подключению

    Сжатыми (сжимаемыми) называют газы, которые при обычной температуре окружающей среды и высоком давлении (до 20 МПа) сохраняют газообразное состояние. Кроме метана, к сжатым относятся и промышленные газы: светильный, коксовый и синтез-газ, но они содержат окись углерода (СО) и поэтому ядовиты.

    Сжиженными (сжижаемыми) газами называют такие, которые переходят из газообразного состояния в жидкое при нормальной температуре и небольшом давлении до 1,6 МПа. Их получают при переработке нефти и, соответственно, их запасы ограничены.

    1. Газобаллонные автомобили, работающие на сжиженных газах, по сравнению с автомобилями, работающими на сжатых газах, имеют следующие преимущества:
    2. § у них больше грузоподъемность, так как баллоны легче и их число меньше;
    3. § меньше рабочее давление в газобаллонной установке, а следовательно, надежнее и безопаснее работа на таком автомобиле;
    4. § выше теплотворная способность газовоздушной смеси, что способствует увеличению мощности двигателя;
    5. § больше концентрация тепловой энергии в единице объема, что позволяет увеличить радиус действия автомобиля;
    6. § перевозка сжиженных газов проще.
    7. Установлены следующие марки газов:
    8. · СПБТЗ — смесь пропана и бутана техническая зимняя;
    9. · СПБТ Л — смесь пропана и бутана техническая летняя;

    · БТ — бутан технический.

    Сжиженный пропан — бутановый газ согласно стандарту должен содержать пропана зимой не менее 90 %, а летом — не менее 70 %. Газ не должен содержать механических примесей, воды, водорастворимых кислот, щелочей, смол и других загрязняющих веществ. Гарантийный срок хранения сжиженного газа три месяца со дня изготовления.

    УСТРОЙСТВО ГАЗОБАЛЛОННЫХ УСТАНОВОК

    Ус­тановка газовой аппаратуры возможна на любых двигате­лях со степенью сжатия от 8,2 до 12 и мощностью до 300 л.с. При этом ГТС не ис­ключает питания двигателя бензином, а лишь подменяет его.

    Так, пуск двигателя в холодное время лучше осу­ществлять на бензине.

    Переход двигателя после пуска на работу на га­зе происходит тем быстрее, чем выше температура охла­ждающей жидкости, обогре­вающей редуктор-испари­тель.

    Основное различие ГТС — принцип управления: ваку­умный пли электронный. Применение автоматики на карбюраторных двигателях не оправдывает себя, в то время как на моторах с впрыском подобные систе­мы более желательны. По­добные системы могут ра­ботать незави­симо от водителя, по задан­ной программе отключая и возобновляя подачу бензи­на.

    В установку для сжатого газа входят: баллоны; наполнительный, расходный и магистральный вентили; подогреватель сжатого газа; редуктор с фильтром и дозирующим устройством; газопроводы высокого и низкого давления; карбюратор-смеситель.

    Газобаллонная установка для сжиженного газа включает: баллон для сжиженного газа; магистральный, паровой, наполнительный, контрольный вентили; испаритель сжиженного газа; газовый редуктор; смеситель газа; резервную бензиновую топливную систему.

    Баллоны для сжатого газа изготовляют из бесшовных труб (материал — легированная сталь), подвергают термической обработке для повышения прочности и обеспечения безосколочности при разрушении.

    На баллоне выбиты клейма с указанием завода, массы, объема, даты (месяц и год) изготовления, давлений — рабочего и при испытании, года следующего испытания, а также клеймо контролера ОТК (отдела технического контроля) завода.

    При открытом магистральном вентиле газ поступает в редуктор, который уменьшает его давление, автоматически изменяет количество газа, поступающего к смесителю (в зависимости от режима работы двигателя), и быстро выключает подачу газа при любой остановке двигателя.

    При эксплуатации автомобиля на сжиженном газе обязательна регулярная, тщательная проверка герметичности газовой установки и немедленное устранение причин, вызывающих утечки газа.

    Значительные утечки обнаруживают на слух или по обмерзанию соединения, пропускающего газ. Жидкие газы, выходя на воздух, интенсивно испаряются и отбирают теплоту из окружающей среды.

    Небольшие утечки определяют при помощи мыльного раствора или масла.

    Ремонт ГТС обычно сво­дится к устранению неплот­ностей в соединениях при утечке газа, а также чистке приборов (прежде всего газового фильтра и его отстой­ника) и замене поврежден­ных диафрагм в редукторе-испарителе.

    Обслуживание: один раз в месяц сливать конден­сат из редуктора-испарите­ля, в тех случаях, когда слив его не производится автома­тически. Переосвидетель­ствовать газовый баллон один раз в два года, при этом его необходимо демонтиро­вать.

    СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕ В ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ

    Экономические и экологические показатели автомобильного дизельного двигателя (ДД) в первую очередь зависят от особенностей рабочего процесса и, в частности, от типа камеры сгорания, системы впрыскивания топлива. Камеры сгорания ДД делятся на разделенные (вихрекамерные и форкамерные), полуразделенные и неразделенные. ДД с неразделенной камерой иногда называют двигателями с непосредственным впрыском.

    ДД с разделенной камерой сгорания обычно устанавливаются на грузовики малой грузоподъемности и легковые автомобили. Они имеют низкий уровень шума и меньшую жесткость работы.

    При подходе поршня к ВМТ воздух из основного объема камеры сгорания вытесняется в дополнительный, создавая в нем интенсивную турбулизацию заряда, что способствует лучшему перемешиванию капель топлива с воздухом.

    Недостатком ДД с разделенной камерой сгорания являются: некоторое увеличение расхода топлива вследствие повышения потерь в охлаждающую среду из-за увеличенной поверхности камеры сгорания, больших потерь на перетекание воздушного заряда в дополнительную камеру и горящей смеси обратно в цилиндр.

    Кроме того, ухудшаются пусковые качества. Для облегчения пуска ДД с разделенной камерой оснащаются электрическими свечами накаливания, устанавливаемыми в форкамеру или вихревую камеру. Реже свечи устанавливаются в ДД с непосредственным впрыском.

    ДД с неразделенной камерой сгорания имеют низкие расходы топлива и легче запускаются. Недостатком их является повышенная жесткость работы и соответственно — высокий уровень шума.

    ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА

    Дизельные топлива (ДТ) предназначены для дви­гателей внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Представляют собой смесь углеводо­родов с температурой кипения 180—3600С.

    ДТ, впрыснутое в сжатый и нагретый в цилиндре воздух (500-7000С), должно распылиться, частично испариться и самовос­пламениться за очень короткий (0,002-0,003 с) промежуток времени, называемый периодом задержки самовоспламенения (ПЗС).

    Цетановое число (ЦЧ) характеризует воспла­меняемость ДТ (чем оно больше, тем мень­ше ПЗС). При ЦЧ менее 40 (большом ПЗС) топливо в цилиндре успевает хорошо прогреться, поэтому воспламенение носит взрывной характер и рез­ко повышает давление в цилиндре.

    Такую рабо­ту дизеля называют «жесткой», она вызывает ударные нагрузки на поршень, подшипники ко­ленвала, приводит к их ускоренному износу. ДТ с ЦЧ выше 55 (малым ПЗС), поступив в цилиндр, не успевает хорошо прогреться, поэтому давление в цилиндре нарастает равно­мерно, дизель работает «мягко».

    Однако при этом ухудшается процесс смесеобразования, что приводит к неполному сгоранию топлива, падению мощности и экономичности двигателя, повышению дымности отработавших газов.

    ЦЧ связано с низкотемператур­ными характеристиками топлива — чем оно меньше, тем ниже температура застывания. Поэтому летние и зимние ДТ имеют разные ЦЧ. У арктического ДТ оно находится на грани «жесткой» работы дизе­ля. «Мягкой» работой двигателя «жертвуют» для обеспечения возможности его пуска, прохожде­ния топлива через фильтры, прокачиваемости по топливной системы и т.д.

    Прокачиваемость ДТ долж­на обеспечивать бесперебойную подачу его в цилиндры в необходимом количестве. Опреде­ляется вязкостью, низкотемпературными ха­рактеристиками, содержанием механических примесей, смол и других загрязнений, влияю­щих на прохождение топлива через фильтр.

    Вязкость ДТ должна находиться в определенных пределах. Если она чрезмерно высокая, ухудшается прокачиваемость по системе и процесс смесеобразования из-за неудовлетворительной тонкости распыления.

    Это снижает экономичность двигателя и повышает дымность отработавших газов.

    Топливо с низкой вязкостью хуже обеспечивает смазку и герметизирует зазор плунжерных пар топливного насоса высокого давления, что может привести к выходу его из строя.

    Низкотемпературные свойства ДТ — температура помутнения (кристаллизации парафинов), застывания (полная потеря текучести) и предельной фильтруемости (температура, при которой топливо еще способно проходить через фильтр). Они определяют способность топлива проходить через фильтр и обеспечивать прокачку по трубопроводам в условиях низких температур.

    Таблица 1. Цетановые числа дизельных топлив различных марок

    Марка ДТ Летнее Зимнее (-350С) Зимнее (-450С) Арктическое
    ЦЧ 47 — 51 45 — 49 40 — 42 38 — 40

    Для обеспечения низкотемпературных свойств зимнее и арктическое ДТ получают из бо­лее легких фракций, чем летнее, или проводят его депарафинизацию (извлечение парафинов), а в то­пливо марки ДЗп вводят депрессорные присадки.

    В арктическое ДТ для повышения ЦЧ вводят специальные присадки, повышающие его с 38 до 40.

    Гидроочисткой получают экологи­чески чистые топлива летних (ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ) и зимней марок (ДЗЭЧ), которые обладают по­ниженным содержанием серы.

    Введением в экологически чистое топливо присадок (летом антидымной, зимой еще и депрессорной) получают городское ДТ.

    Зимнее ДТ дороже летнего, поэтому недобросовестные производители для сниже­ния температуры застывании добавляют зимой в летнюю марку бензины или керосины.

    У них низкое цетановое число (у керосина — 20-40, у бензина — 14-24), что приводит к жест­кой работе дизеля, соответственно к повыше­нию износа и т.д.

    Добавление в ДТ некачественных депрессорных присадок, понижающих только температуру застывания и не влияющих на пре­дельную температуру фильтруемости, вызыва­ет забивание фильтров.

    Баллоны под сжатый воздух: способы применения, разновидности

    Для обеспечения работы многих приборов необходим сжатый воздух. Постоянно задействовать для этой цели компрессор является очень затратным способом поддержания функционирования таких установок. Намного проще аккумулировать кислородно-азотную смесь в специальном резервуаре под большим давлением.

    Где применяются баллоны для сжатого воздуха

    Баллоны для сжатого воздуха могут использоваться для различных целей, например, в компрессорных установках в шиноремонтных мастерских. Также такие изделия можно встретить на:

    • Установках пневмоприводов.
    • Заправочных станциях оборудования для подводного плавания.
    • Транспортерных установках, предназначенных для перемещения сыпучих грузов.
    • На стартерных установках дизельных двигателей большой мощности.
    • Специальном оборудовании для чистки печатных плат от пыли.
    • Пескоструйных устройствах.

    Кроме этого, такие баллоны могут использоваться для заправки спортивного оружия, и баллонов для дыхания пожарных. В газовых сварочных аппаратах вместо кислородного оборудования могут также использоваться баллоны со сжатым воздухом. Такая замена способна повысить безопасность использования аппарата, но одновременно снижается и мощность пламени горелки.

    Читайте также:  Расчет на прочность и устойчивость газопровода пример

    Обозначение и маркировка

    Чтобы можно было визуально определить баллон заполненный сжатым воздухом его окрашивают в чёрный цвет. Стандартными считаются изделия объёмом 40 литров.

    Такие изделия имеют массу в заправленном состоянии 77 кг с максимальным давлением внутри ёмкости 19,6 мПа.

    Все газовые баллоны этого типа изготавливаются по ГОСТу, поэтому если изделие подбирается по этому показателю, то следует искать цифровое обозначение 949.

    Если объёма большого баллона со сжатым воздухом слишком много, то можно использовать небольшие изделия на 5, 10, или 20 литров.

    Транспортировка

    Баллоны для сжатого воздуха изготавливаются удлиненной формы (длина — 1,46 м, диаметр – 0,22 м). Благодаря этому, удаётся установить значительное количество таких изделий на относительно небольшой площадке. Если необходима транспортировка баллонов со сжатым воздухом, то эта операция может выполняться различным видом транспорта:

    • Железнодорожными вагонами – по 600 шт.
    • Контейнерами – по 30, 50 или 200 шт.

    Учитывая тот факт, что внутри ёмкости находится обычный воздух, то и каких-либо особых правил к транспортировки таких изделий не предъявляется. Главное обеспечить качественную фиксацию изделий во время перемещений, ведь при падении довольно тяжёлого изделия с высоты на людей может быть причинён значительный ущерб здоровью.

    Заправка и аттестация баллонов со сжатым воздухом

    Баллоны, заправленные сжатым воздухом, только в том случае будут безопасны в эксплуатации, если при заправке не будут допущены грубые ошибки. Если внутрь баллона попадёт, по ошибке, даже небольшое количество горючего газа, то такая смесь может взорваться, при определённых условиях.

    К эксплуатации таких изделий допускается как новые изделия, так и прошедшие переаттестацию. В результате периодических испытаний баллоны подвергаются воздействиям большего давления, чем обычно. Также осматривается корпус ёмкости на наличие механических повреждений.

    Особенности эксплуатации

    В баллоны этого типа нагнетается воздух давлением более 19 мПа, но для многих приборов и устройств этот показатель является слишком большим для нормальной работы. В этом случае не обойтись без применения редуктора. Установка этого изделия позволит уменьшить давление до требуемых показателей.

    Медицинский кислород: его отличие и перевозка без свидетельства ДОПОГ

    Транспортировка баллонов, содержащих сжатый воздух или сжиженный газ, согласно законодательным актам, является опасным перевозимым грузом. Перевозка баллонов с кислородом требует осуществление всех предписанных требований.

    В первую очередь, это связано с размещением и креплением опасного груза. Транспорт, на котором будет перевозиться кислород, также должен иметь все необходимое оснащение.

    Основные правила перевозки

    Емкости с кислородом содержат в себе сжатый газ, являющийся взрывоопасным веществом.

    Поэтому прежде чем совершить перевозку, каждый водитель обязательно проходит медицинское обследование и получает инструктаж, от руководителя автотранспортного предприятия.

    Необходимо соблюдать не только правила перевозки кислородных баллонов автомобильным транспортом, но и правила хранения, эксплуатации.

    Этот момент предусмотрен 91 постановлением Госгортехнадзора правилами транспортировки инертных газов и кислорода. Водитель, транспортирующий груз, должен иметь соответствующий квалификационный уровень. Сами емкости, в которых перевозится сжиженный газ, маркируются категорией опасного груза.

    Вышеперечисленные требования представляют собой предварительную подготовку к транспортировке. Существуют нормы, касающиеся самой перевозки кислородных баллонов.

    К ним относятся ниже приведенные требования:

    1. В ходе погрузки газовых баллонов, необходимо убедиться в том, что двигатель автотранспортного средства выключен.
    2. При погрузке следует избегать встряхивания баллонов, а также неаккуратного обращения с ними;
    3. Для большей наглядности кликните на картинку.

      Номинальное напряжение электрического оборудования в автотранспортном средстве не должно быть выше 24 В.

  • Необходимо соблюдать прочное фиксирование опасного груза.
  • Вентили баллонов должны быть направлены в одном направлении. Проверяется в момент погрузки взрывоопасного груза.
  • В случае перевозки баллонов, диаметр которых, превышает тридцать сантиметров, погрузка производится со строгим соблюдением поворота всех защитных клапанов в сторону водительской кабины.
  • Транспортировка автотранспортом кислородных и газовых баллонов производится при соблюдении скоростного режима, не превышающего шестьдесят километров в час. Во время плохих погодных условий, выше установленный скоростной показатель снижается в несколько раз;
  • Строго запрещается дополнительно перевозить другой груз или людей.
  • Кислородные баллоны, транспортируемые грузовым автомобилем в летние месяцы, оснащаются специальной защитой от попадания прямых солнечных лучей.
  • Этот перечень правил относится к основным требованиям транспортировки емкостей содержащих сжатый воздух или сжиженный газ. Остальные нормы прописываются в правилах перевозки опасного груза, утвержденных Минтрансом РФ 08.08.95.

    Доставка кислорода в баллонах

    Жидкий кислород разрешено перевозить различными видами транспорта в баллонах специального типа. Баллоны размещаются в транспортном средстве горизонтально и должны быть надежно закреплены. Между баллонами обязательно наличие амортизационных прокладок. Баллоны с кислородом, размещенные в контейнере специальной конструкции, разрешено перевозить в вертикальном положении.

    Конструкция баллона для перевозки и хранения сжиженного кислорода(сосуд дьюара):

    • конструкция из двух колб, изготовленных из алюминия или стали;
    • горловина, соединяющая колбы – прочный стеклопластик, выдерживающий повышенные нагрузки и давление;
    • внутренняя поверхность малой колбы покрыта адсорбентом;
    • промежуточный слой – низкомолекулярная среда (вакуум);
    • сосуд снабжен запирающим вентилем, колпаком, обязательно наличие предохранительного клапана для стравления избыточного давления.

    Сосуды дьюара, предназначенные для хранения и перемещения кислорода окрашены в голубой цвет, промаркированы согласно классу опасности и дополнительным свойствам вещества.

    Исключения

    Отдельные ситуации не требуют строгого выполнения всех выше предписанных норм.

    К примеру, это относится к моменту, когда температурный показатель в транспортируемых емкостях не превышает двадцати градусов по Цельсию, а внутреннее давление не более двух бар.

    Эти нормы касаются всех емкостей, содержащих сжатый и сжиженный газ, а также к баллонам, входящим в основную комплектацию автотранспортного средства. К упрощённым правилам перевозки причисляются продукты питания и напитки, содержащие кислород.

    Стоит также отметить, что при номинальном уровне вместимости груза, не превышающем тысячи литров, транспортировка производится по упрощённым нормам.

    В этом случае на груз не обязательно маркировать и оформлять свидетельства ДОПОГ, разрешения и рассчитывать траекторию пути. Исходя из этого многие предприятия совершают мелкие транспортировки, не требующие оформления дополнительной документации, по сравнению крупным грузом.

    Конструктивные особенности изотермической цистерны для транспортировки жидкого кислорода:

    1. цистерна для перевозки сжиженного охлаждением кислорода имеет цилиндрическую форму, сварную многослойную конструкцию с вакуумной или объемной термоизоляцией;
    2. внешний кожух выполнен из стали, промежуточный слой составляют вакуум и огнеупорные изоляционные материалы, внутри размещен сосуд для перевозимого вещества;
    3. для дополнительной защиты от прямых солнечных лучей внешняя поверхность резервуара окрашивается в светлые тона, накрывается специальным чехлом;
    4. внутренний сосуд рассчитан на эксплуатацию при избыточном давлении;
    5. манометры, датчики температуры, запорная арматура, предохранительный клапан давления размещены в специальном люке в задней части цистерны;
    6. арматура для налива/слива предусмотрена в нижней части цистерны;
    7. цистерна снабжена уровнемером поплавкового типа.

    Специальные требования к резервуарам для перевозки криогенных веществ – наличие техпаспорта, обязательная регистрация в Ростехнадзоре.

    Важные моменты

    Погрузочные и разгрузочные работы опасного груза производятся непосредственно грузоотправителем и грузополучателем, с обязательным соблюдением правил перевозки. Ответственность несет не только человек перевозящий опасный груз, но также транспортная компания, осуществляющая перевозку.

    Важно! Совместная транспортировка кислорода и пропана, не рекомендована, особенно если кузов автомобиля закрыт.

    Транспортное средство может перевести столько груза, сколько позволит грузоподъемность. Расчет предельной загрузки производиться в зависимости от состояния дорог.

    Транспортировка углекислоты

    Емкости для перевозки углекислого газа окрашивают черной краской и наносят желтую надпись. Автоцистерны маркируются горизонтальной чертой и надписью желтого цвета. Знаки опасности устанавливаются на автотранспорт согласно маркировке опасных грузов в полном соответствии с правилами перевозки опасных грузов.

    Транспортировка баллонов с углекислотой должна выполняться компаниями, специализирующимися на перевозке опасных грузов, а также имеющими в своем распоряжении транспорт для перевозки опасных грузов.

    Размещение и крепление

    Ёмкости размещаются горизонтально, с дополнительно установленным предохранительными прокладками. Предохранительными прокладками могут служить, бруски из дерева, в которых вырезаются отверстия, соответствующие размерным параметрам баллона.

    Они удерживают груз, препятствуя перемещению во время перевозки. Для прокладок также используют веревки и резину, толщина которых не должна быть меньше двадцати пяти миллиметров.

    Прокладки предохранят баллоны от возможных соприкосновений и ударов друг об друга. Вентили баллонов оснащаются защитными колпачками.

    Перевозка углекислоты автотранспортом

    Процесс перевозки углекислоты автотранспортом выполняется с применением баллонов и в специальных автомобильных цистернах.

    Внутренняя часть таких автоцистерн покрыта легированной сталью, имеющей дополнительное полиуретановое покрытие. Чтобы осуществлять оперативную загрузку и выгрузку углекислоты, транспорт оборудуют шлангом и насосом.

    Для контроля давления в цистерне устанавливаются специальные датчики, работающие при полной исправности запорных вентилей.

    Какие документы должны иметься у водителя

    У человека, совершающего транспортировку опасного груза обязательно должна быть при себе следующая сопроводительная документация:

    • лицензионная карточка, выдаваемая на транспорт с пометкой «Перевозка ОГ».
    • свидетельство, подтверждающее допуск транспортного средства для перевозки опасного груза;
    • путевой бланк, на котором указывается маршрут, товарно-транспортная накладная;
    • свидетельство, подтверждающее подготовку водителя, для перевозки опасного груза.

    Важно! Транспортное средство допускается к перевозке опасного груза, только после прохождения технического освидетельствования, выдаваемого по месту регистрации.

    Предусмотрен ли штраф за нарушение правил перевозки

    Согласно статье 12.21.2 КоАП РФ, несоблюдение правил перевозки опасного груза влечет к административному штрафу, как для водителя, так и для должностных лиц.

    В частности:

    • водитель должен уплатить 1-1,5 тыс. руб;
    • должностные лица, ответственные за перевозку — от 5-10 тыс. рублей;
    • юридические лица — от 150-250 тыс. рублей.

    Также возможно лишение прав от четырех месяцев до полугода. Размер административного штрафа зависит от конкретной ситуации, прописанной в статье.

    логистика россии

    Вне зависимости от того, что по этому поводу думают сотрудники ДПС, есть ЗАКОН, и судебные решения [, ] это подтверждают.

    Перевозка опасных грузов в Российской Федерации регламентируется следующими документами:

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]