Сертификация электроэнергии: права для поставщика и потребителя электричества

Сертификация электроэнергии: права для поставщика и потребителя электричества

Источник: www.elektrikhaber.com

    Наследие прошлого

Необходимость сертифицировать электроэнергию досталась энергосистеме в наследство от РАО «ЕЭС России». После реформы 2005–2008 годов сертифицировать электроэнергию законодательство обязало сетевые организации.

Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения были закреплены ГОСТом 32144–2013, который соответствует европейскому региональному стандарту ЕN 50160:2010.

Несмотря на то что в России все ГОСТы носят необязательный характер, обязанность получать подтверждение качества электроэнергии предусмотрена законом «О техническом регулировании», принятым в 2002 году незадолго до начала реформы отечественной энергетики.

Всё это «нормативное наследие» определяло качество электроэнергии как заданные параметры частоты и напряжения в определённой точке электрической системы. Соответствие этим критериям подтверждается сертификатом качества электроэнергии.

Этот сертификат выдаётся сроком на три года, но при этом требует ежегодного подтверждения в форме обязательного инспекционного контроля. В случае жалоб потребителей на некачественную электроэнергию Росстандарт может изымать сертификаты, что вынуждает энергетиков в срочном порядке повторно проводить дорогостоящую процедуру. Такой механизм устанавливает жёсткие правила игры, но на самом деле, по мнению экспертов, не позволяет эффективно оценивать качество электроэнергии во всей энергосистеме.

Размытая ответственность

В технологическом процессе производства, передачи и поставки электроэнергии конечному потребителю сегодня участвуют различные субъекты отрасли.

На такие параметры работы сети, как частота и напряжение, непосредственное влияние оказывают не только генерирующие компании и «Системный оператор ЕЭС», но и сами потребители.

Даниэль Дмитриев, директор филиала ООО «Казанская энергетическая компания», полагает, что после разделения в ходе реформы сбытовой и сетевой деятельности сети по факту не обязаны сертифицировать электрическую энергию, поскольку занимаются услугами по её передаче, которые не подлежат сертификации.

При этом непосредственные обязанности продажи электрической энергии как товара возлагаются, по его мнению, на энергосбытовые организации, которые во взаимодействии с сетевыми компаниями и производителями электрической энергии должны обеспечивать поставку электроэнергии соответствующего качества и нести за это ответственность. Но сертификаты сейчас получают именно сетевые организации, хотя и являются, по сути, только одним звеном энергетической цепочки.

— Мы рачительно относимся к своим издержкам и считаем нецелесообразным нести многомиллионные затраты на проведение сертификации.

Сами сетевые организации считают, что наличие или отсутствие сертификации не влияет на качество электрической энергии, так как они проводят собственные замеры и мероприятия по обеспечению качества в рамках технологической зоны своей ответственности.

«Когда мы видим, что электроэнергия близка к границам допустимого, мы начинаем планировать мероприятия, задумываться о реконструкции, – рассказал начальник отдела управления качеством электрической энергии ПАО «МОЭСК» Илья Аксютин. – Особый случай – когда приходят жалобы, тут уже приходится работать в авральном режиме.

Плюс к этому у нас есть программные комплексы, которые позволяют по параметрам сети просчитывать падение напряжения и включать энергообъекты в многолетние программы реконструкции с опережением, не позволяя качеству электрической энергии выходить за требуемые рамки.

Недавно появилась система, которая мониторит напряжение на трансформаторных подстанциях в режиме реального времени».

Дорогой сертификат

4 млрд рублей потратили, по данным «Россетей», компании группы в 2006–2015 годах на сертификацию

Деньги, которые компании тратят на сертификацию, в итоге через тарифы вынуждены выплачивать потребители электроэнергии – как те, кто доволен, так и те, кто совсем недоволен качеством электроснабжения. При этом для последних ситуация никоим образом не меняется, поскольку сертификация не влияет на инвестиционные или ремонтные программы энергетиков.

«Мы рачительно относимся к своим издержкам и считаем нецелесообразным нести многомиллионные затраты на проведение подобной сертификации.

Они также не должны находить своё отражение в тарифах на передачу электрической энергии и ложиться дополнительным финансовым бременем на наших потребителей», – пояснил заместитель генерального директора по правовым вопросам ПАО «МОЭСК» Александр Панин.

Действующий в настоящее время порядок определяет только процедуру сертификации электроэнергии для населения. «В отношении промышленных потребителей порядок сертификации законодательством не определён», – отмечает зампредправления Ассоциации ГП и ЭСК по юридическим вопросам Рустам Гайфутдинов.

При этом, продолжает он, обязательной сертификации подлежит электроэнергия, поставляемая любым потребителям – как промышленности, так и населению. Таким образом, промышленность, по сути, также платит за услугу, которая никак не влияет на качество электроснабжения предприятий.

«В целом по стране программ по повышению качества электроэнергии недостаточно. Надёжность электроснабжения и качество поставляемой электроэнергии на невысоком уровне особенно на низких уровнях напряжения, поэтому их нужно планомерно улучшать. Однако существующий механизм сертификации неэффективен.

Нужно искать новые механизмы экономического стимулирования», – отмечает Рустам Гайфутдинов.

Чем заменить сертификат?

По мнению Александра Панина, сегодня уже назрела необходимость пересмотреть действующее законодательство, вплоть до исключения электрической энергии из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Вместо этого, по словам Даниэля Дмитриева, нужно повышать ответственность за качество электроэнергии путём введения понижающих коэффициентов к её стоимости в случае несоответствия по качеству параметрам ГОСТа.

Потребители будут сами заинтересованы в установке приборов учёта либо в том, чтобы нанимать специализированные организации, которые помогут им составить заключение о качестве электроснабжения. Предполагается, что относительно дорогие приборы будут окупаться за счёт скидок.

Впрочем, по словам эксперта, взыскать потери потребители сегодня могут лишь в случае нанесения реального ущерба, например, бытовой технике.

Отмена сертификации качества электроэнергии – совершенно правильный и логичный шаг, считает ведущий эксперт Института энергетики НИУ ВШЭ Игорь Ряпин.

Заменить её должна система монетизации качества электроснабжения, которая предоставит возможность потребителю самостоятельно выбирать тот уровень качества электроснабжения, который ему необходим, с учётом соответствующего уровня оплаты, и вводить штрафы для поставщиков электроэнергии за отклонения от установленных в договорах параметров. Поставщики же смогут потребовать компенсации выплаченных потребителям штрафов от тех субъектов отрасли, по вине которых произошли такие отклонения.

Как заметил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, наиболее сложным вопросом является мониторинг качества в отношении наиболее изношенных энергетических объектов, например, бесхозных сетей в отдалённых сельских поселениях.

Эксперт считает, что должен быть независимый арбитр по вопросам качества электроснабжения, в роли которого мог бы выступить Ростехнадзор, обладающий достаточным количеством территориальных отделений и соответствующими компетенциями.

Так или иначе, эксперты сходятся во мнении, что в сегодняшних условиях любые нововведения не должны сопровождаться дополнительной тарифной нагрузкой на потребителей электроэнергии.

Источник: https://peretok.ru/articles/nets/13306/

Сертификация качества электрической энергии: схемы сертификации

В соответствии с действующим законодательством1 РФ обязательной сертификации подлежит электроэнергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее потребителей).

Объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях центров питания энергоснабжающих организаций, от которых электроэнергия может подаваться:

  • потребителям;
  • потребителям одновременно с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или юридическими лицами, включая промышленные предприятия.

При сертификации подтверждается соответствие электрической энергии требованиям ГОСТ 13109—97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах энергоснабжения общего назначения» для показателей качества электрической энергии в соответствии с «Номенклатурой продукции и услуг (работ)»:

  • установившееся отклонение напряжения (п. 5.2 ГОСТ 13109—97 в части предельно допускаемых значений);
  • отклонение частоты (п. 5.6 ГОСТ 13109—97).

Сертификация электроэнергии проводится по заявкам «электросетевых» организаций, направленным в аккредитованные органы по сертификации электроэнергии, имеющие выданные в установленном порядке аттестаты аккредитации на право осуществления работ по сертификации электроэнергии.

При положительных результатах сертификации электроэнергии заявителю выдается сертификат соответствия (далее — сертификат) на электрическую энергию, поставляемую потребителям, из электрических сетей (центров питания ).

Обязательная сертификация электроэнергии производится по схемам 3, За, 5,10,10а, установленным в «Порядке проведения сертификации продукции в Российской Федерации» с Изменением № 1.

Особенности применения схем сертификации установлены в «Изменениях и дополнениях к Правилам проведения сертификации электрооборудования», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 3 января 2001 г.

№ 1 (регистрационный номер Министерства юстиции России № 2576 от 14 февраля 2001 г.).

В связи с тем, что электроэнергия внесена только в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г.

№ 982), и не внесена в перечень продукции, подлежащей декларированию, то на сегодняшний день для обязательного подтверждения соответствия возможно использование только схем 3, За и 5, так как схемы 10 и 10а являются схемами декларирования.

Схему сертификации электронергии выбирает заявитель, опираясь на исходные данные и объемы заявляемых на сертификацию центров питания распределительных электрических сетей, и указывает ее в заявке на проведение сертификации.

Орган по сертификации, опираясь на анализ представленных заявителем (приложения к заявке) материалов, согласовывает или не согласовывает выбранную заявителем схему сертификации (ФЗ «О техническом регулировании» № 184ФЗ ст. 28 ч. 1).

Если схема сертификации, указанная в заявке, не может быть применена для заявляемого вида продукции, то орган по сертификации обязан указать в решении по заявке принятый им на основании анализа приложенных документов номер схемы с разъяснением причин невозможности выбора схемы, указанной заявителем.

Схема сертификации

3 основывается на проведении: экспертизы протоколов периодического или непрерывного контроля качества электроэнергии, проводимых заявителем в центрах питания и (или) контрольных пунктах электрических сетей, заявляемых на сертификацию; экспертизы организационно-методических и технических документов, подтверждающих способность заявителя обеспечить соответствие электроэнергии установленным требованиям к ее качеству; испытаний электроэнергии аккредитованной испытательной лабораторией (центром) в выбранных органом по сертификации и испытательной лабораторией контрольных пунктах, а также на осуществлении инспекционного контроля сертифицированной электроэнергии, проводимого путем испытаний в контрольных точках с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

К организационно-методическим документам, представляемым электросетевой компанией на экспертизу в орган по сертификации электроэнергии, относятся:

  • Инструкция о порядке присоединения потребителей к электрическим сетям по условиям обеспечения требований к качеству электроэнергии;
  • Инструкция по классификации характера присоединяемой нагрузки потребителя;
  • Инструкция о порядке заключения договоров на передачу (транспорт) электрической энергии по условиям обеспечения требований к качеству электроэнергии;
  • Инструкция по определению минимального допускаемого, расчетного и максимального допускаемого вклада, вносимого искажающим потребителем, по условиям обеспечения качества электроэнергии;
  • Инструкция о порядке регистрации и рассмотрения жалоб потребителей на качество электроэнергии;
  • Инструкция по регулированию напряжения в распределительных электрических сетях;
  • Инструкция по определению пунктов контроля качества электрической энергии и допустимого диапазона установившегося отклонения напряжения в этих пунктах;
  • Инструкция по распределению ответственности за качество электрической энергии между структурными подразделениями электросетевой компании (предприятия). Контроль качества электроэнергии;
  • распорядительный документ, подписанный первым лицом электросетевой компании (предприятия), о выполнении Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982;
  • организационная структура компании (предприятия);
  • данные по повышению квалификации (обучению) ответственного персонала в области управления качеством электроэнергии;
  • данные о разработке программ для проведения мероприятий по улучшению качества электрической энергии по результатам периодического контроля качества электроэнергии;
  • журнал регистрации обращений потребителей, энергосбытовых компаний с жалобами на качество передаваемой электроэнергии.
Читайте также:  Нормы освещенности уличного освещения: особенности, правила

К техническим документам, представляемым электросетевой компанией (предприятием) на экспертизу в орган по сертификации электроэнергии, относятся:

  • схемы распределительных электрических сетей, заявляемых на сертификацию электроэнергии, с указанием их параметров (в том числе данные по электрическим нагрузкам потребителей);
  • сезонные данные по электрическим нагрузкам (фидера СН и НН) распределительных электрических сетей;
  • данные по замерам нагрузок и уровней напряжения на шинах центров питания распределительных электрических сетей;
  • сезонные графики поддержания уровней напряжения на шинах центров питания распределительных электрических сетей;
  • данные по сезонному переключению РПН и ПБВ на трансформаторах 110/35/10 — 6/0,4 кВ;
  • журналы учета положений ПБВ трансформаторов 10 6/0,4 кВ;
  • результаты расчетов потерь напряжения, выбора пунктов контроля в распределительных электрических сетях заявителя и определения допустимых диапазонов установившегося отклонения напряжения в этих пунктах;
  • результаты периодического контроля качества электроэнергии (комплексные протоколы измерений);
  • данные об оснащенности электросетевой компании (предприятия) приборами (измерителями) контроля качества электроэнергии;
  • графики проведения периодического контроля качества электроэнергии;
  • данные, подтверждающие проведение корректирующих мероприятий, проведенных по поступившим жалобам на качество электроэнергии от потребителей;
  • данные, подтверждающие проведение корректирующих мероприятий по результатам проведения периодического контроля качества электроэнергии (при фиксации отклонений от требований ГОСТ 1310997);
  • данные о проведении поверки (калибровки) трансформаторов напряжения.

Схема сертификации

За предусматривает дополнение к схеме 3 — процедуры анализа состояния производства сертифицируемой продукции, как на этапе проведения процедуры сертификации, так и на этапе инспекционного контроля.

При этом при положительных результатах анализа состояния производства в процессе проведения инспекционного контроля допускается рассматривать протоколы инспекционных испытаний, проведенных на испытательной базе изготовителя (в том случае если испытательная лаборатория способна подтвердить свою компетентность аттестатом аккредитации, выданным уполномоченным органом, а независимость результатов — присутствием эксперта).

Схема сертификации 5 подразумевает наличие сертифицированной производственной системы электросетевой компании (предприятия) или системы качества, либо сертификация производственной системы компании или системы качества должна осуществляться совместно с измерениями показателей качества электроэнергии.

При отсутствии у заявителя данных сертификатов проведение сертификации электроэнергии по схеме 5 невозможно. Измерения должны проводиться аккредитованной на техническую компетентность и независимость испытательной лабораторией.

Выбор контрольных точек для проведения измерений производится совместно органом по сертификации электроэнергии и испытательной лабораторией.

Орган по сертификации совместно с аккредитованной испытательной лабораторией в соответствии с Правилами проведения сертификации электрооборудования и электроэнергии, а также с письмом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (исх. № 13019/787 от 15.03.07) определяют пункты контроля в следующем порядке:

  1. Методом случайного отбора выбирают центры питания для проведения сертификационных испытаний электрической энергии.
  2. По результатам выбора центров питания оформляется «Акт отбора образцов», где указываются центры питания, в которых будут проводиться измерения.
  3. «Акт отбора образцов» направляется в адрес заявителя.
  4. Методом случайного отбора для ранее выбранных центров питания выбирают точки установки средств измерения.
  5. Результаты выбора точек установки средств измерений оформляют в виде «Акта выбора пунктов контроля», где указывается следующая информация: точки установки средств измерений, интервалы времени режимов наибольших и наименьших нагрузок, допускаемые значения отклонения напряжения в выбранных точках контроля.
  6. Орган по сертификации направляет «Акт выбора пунктов контроля» в адрес испытательной лаборатории перед началом (за 7 — 5 рабочих дней) сертификационных испытаний.
  7. Испытательная лаборатория на основании «Акта выбора пунктов контроля» разрабатывает программу проведения испытаний и согласовывает ее с заявителем на техническую возможность проведения измерений ПКЭ в выбранных пунктах контроля.

При подтверждении заявителем технической возможности проведения измерений в данных пунктах испытательная лаборатория в соответствующем порядке приступает к проведению измерений ПКЭ.

При отсутствии технической возможности проведения измерений в пунктах, указанных в акте выбора, заявитель информирует об этом орган по сертификации и испытательную лабораторию.

В этом случае представители заявителя, органа по сертификации и испытательной лаборатории совместно выбирают пункты контроля для проведения измерений.

Данный принцип выбора контрольных точек для проведения измерений обязателен при всех схемах проведения сертификации электрической энергии, если схема по сертификации предусматривает проведение измерений показателей качества электроэнергии.

Инспекционный контроль при сертификации электроэнергии по схеме 5 проводится путем контроля сертифицированного производства по передаче электроэнергии или сертифицированной системы качества и экспертизы протоколов периодического или непрерывного контроля качества электроэнергии, проводимых заявителем в контрольных точках центров питания электрических сетей.

Сертификацию и инспекционный контроль сертифицированной системы качества или сертифицированного производства электроэнергии осуществляет орган по сертификации систем качества.

Орган по сертификации продукции (электроэнергии) проводит следующие мероприятия:

  1. согласование программы инспекционного контроля;
  2. отбор образцов (выбор центров питания и пунктов контроля) для инспекционных испытаний;
  3. экспертизу: • организационно-методических документов электросетевой организации по управлению системой обеспечения качества поставляемой потребителям электроэнергии; • схем распределительных электрических сетей; • расчетов потерь напряжения и выбора допускаемых диапазонов изменения установившегося отклонения напряжения для всех центров питания, указанных в сертификате соответствия;

    • протоколов периодического контроля;

  4. анализ:
    1. решения по инспекционному контролю за сертифицированным производством или системой качества на передачу (транспорт) и распределение электроэнергии;
    2. протоколов инспекционных испытаний;
  5. принятие решения о подтверждении (приостановке или аннулировании) сертификата соответствия.

При этом необходимо отметить следующие особенности.

  1. Срок действия сертификата на продукцию (электроэнергию) всегда будет ограничиваться сроком действия сертификата соответствия производства или системы качества на передачу (транспорт) и распределение электроэнергии.
  2. В случае аннулирования (приостановки) действия сертификата соответствия производства или системы качества, действие сертификата соответствия на продукцию (электроэнергию) также будет аннулировано либо приостановлено.
  3. Необходимость и объем испытаний определяет орган по сертификации продукции исходя из результатов инспекционного контроля за сертифицированной системой качества (производством).

Схема сертификации основывается на использовании декларации электросетевой компании (предприятия) о соответствии и проведении экспертизы:

  • организационно-методических документов, подтверждающих способность заявителя обеспечить соответствие электроэнергии установленным требованиям к ее качеству;
  • протоколов испытаний электроэнергии, проведенных заявителем в центре питания и (или) контрольных точках распределительных сетей центров питания, заявляемых на сертификацию.

Инспекционный контроль за сертифицированной электрической энергией в данном случае проводится путем измерений показателей качества электроэнергии в контрольных точках с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории.

Схема сертификации 10а также основывается на использовании декларации электросетевой компании (предприятия) о соответствии и проведении тех же экспертиз плюс экспертизы состояния производства электроэнергии в электросетевой компании (предприятии).

  • Инспекционный контроль за сертифицированной электроэнергией в данном случае проводится путем проведения: анализа состояния производства электроэнергии в электросетевой компании (предприятии);
  • измерений ПКЭ в контрольных точках с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории.

При выборе схемы сертификации необходимо руководствоваться тем, что:

  • схема сертификации 3 применяется при условии стабильного качества электрической энергии, отпускаемой потребителям;

Сертификация электроэнергии: права для поставщика и потребителя электричества

  • схема сертификации За применяется для подтверждения способности электросетевой компании (предприятия) обеспечить стабильность качества электроэнергии в течение срока действия сертификата соответствия, для этого необходимо проведение анализа состояния производства электроэнергии;
  • схема сертификации 5 применяется при наличии у электросетевой компании (предприятия) сертификата на производство по передаче электроэнергии или сертификата системы качества;
  • схема сертификации 10 применяется при условии, что объем передачи электроэнергии является небольшим и качество электроэнергии, передаваемой электросетевой компанией (предприятием), практически определяется качеством электроэнергии, поступившей от электросетевой компании (предприятия) более высокого уровня;
  • схема сертификации 10а применяется при условии, что объем передачи электроэнергии является небольшим и производственная структура электросетевой компании (предприятия) оказывает влияние на качество передаваемой потребителям электроэнергии.

Сравнительный анализ схем проведения обязательной сертификации электроэнергии приведен в табл. 11.

Источник: https://pue8.ru/kachestvo-elektroenergii/sertifikaciya-kachestva-elektricheskoj-energii.html

Сертификация обязательная электрической энергии

АТТЕСТАТ АККРЕДИТАЦИИ

117418, г. Москва, Нахимовский проспект, 31

Руководитель ОС ЭЭ ФБУ «Ростест-Москва»

Деев Роман Вадимович тел. +7 (495) 668-27-08

е-mail: [email protected]

Заместитель руководителя ОС ЭЭ ФБУ «Ростест-Москва»

Тернов Евгений Владимирович тел. +7 (495) 668-27-40

  • е-mail: [email protected] 
  • Сотрудники ОС ЭЭ ФБУ «Ростест-Москва»
  • Объектом обязательной сертификации является электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, включенная в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и поставляемая потребителям на территории Российской Федерации.

Обязательная сертификация электрической энергии проводится на соответствие ГОСТ 32144-2013  (пункты 4.2.1, 4.2.2).

СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ

Обязательная сертификация электрической энергии проводится по схемам 3с, 4с по ГОСТ Р 53603-2009  «Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации» с учетом особенностей, присущих данному виду продукции.

Схема 3с предусматривает проведение испытаний электрической энергии и последующий инспекционный контроль сертифицированной продукции путем проведения испытаний электрической энергии в электрических сетях, где проводилась сертификация.

Схема сертификации 3с применяется, как правило, для небольших сетевых организаций, распределительная сеть которых состоит из одной или нескольких трансформаторных подстанций (не более десяти), питающих сеть напряжением 220/380 В, или распределительная сеть представляет собой сеть напряжением 220/380 В, присоединенную к одной или нескольким трансформаторным подстанциям, принадлежащим другой сетевой организации. Кроме этого, при повторной сертификации электрической энергии орган по сертификации, с учетом положительных результатов предыдущей сертификации, может выбрать менее жесткую схему сертификации 3с. Схема 4с предусматривает проведение испытаний электрической энергии по требованиям к качеству, анализ состояния производства и последующий инспекционный контроль сертифицированной продукции, при котором проводятся испытания электрической энергии и анализ состояния производства. Данная схема применяется при первичной сертификации, когда орган по сертификации не располагает данными о системе управления качеством электрической энергии в сетевой организации и о надежности поддержания качества электрической энергии в течение длительного времени.

Выбор схемы сертификации осуществляет орган по сертификации, руководствуясь степенью достаточности информации о возможности заявителя обеспечить стабильность характеристик электрической энергии, подтвержденных испытаниями, сведениями об управлении качеством электрической энергии, сроками проведения испытаний в целях подготовки к сертификации электрической энергии.

ПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Правила сертификации электрической энергии установлены ГОСТ Р 58289-2018  «Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии». Стандарт содержит следующие процедуры и порядок проведения работ по сертификации электрической энергии:

  • участники работ по сертификации электрической энергии и их функции;
  • порядок проведения сертификации:

— подача заявки на сертификацию; — рассмотрение и принятие органом по сертификации решения по заявке; — экспертизу организационно-методических и технических документов, представленных заявителем; — идентификацию электрических сетей и пунктов контроля качества электрической энергии в них для проведения испытаний; — проведение сертификационных испытаний в отобранных пунктах контроля качества электрической энергии; — анализ состояния производства у заявителя (для схемы 4с); — анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) сертификата соответствия; — оформление, регистрацию и выдачу сертификата соответствия при положительных результатах; — осуществление инспекционного контроля сертифицированной продукции в соответствии с применяемой схемой сертификации; — согласование с органом по сертификации плана корректирующих мероприятий при нарушении соответствия продукции установленным требованиям; — информирование заявителя о результатах сертификации;

  • инспекционный контроль сертифицированной продукции;
  • прекращение действия сертификата соответствия.
Читайте также:  В чем отличие кабеля от провода: разница характеристик и сфер применения

Формы заявки на проведение сертификации и  решения по заявке приведены в приложениях к ГОСТ Р 58289-2018.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАЯВИТЕЛЕЙ

Заявителем на сертификацию электрической энергии может быть юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации, которое обращается за получением сертификата соответствия и получает сертификат соответствия. Заявителем является сетевая организация. Заявитель имеет право:

  • обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на электрическую энергию;
  • обращаться в ФБУ «Ростест-Москва» и Росаккредитацию с жалобами на неправомерные действия органа по сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Заявитель обязан:

  • обеспечивать соответствие электрической энергии установленным требованиям;
  • выполнять правила сертификации;
  • обеспечивать доступ на объекты для проведения испытаний электрической энергии по показателям качества;
  • извещать орган по сертификации об изменениях в технической документации, в схемах электрических сетей и др. процессах передачи и распределения электрической энергии, которые могут повлиять на соответствие качества электрической энергии требованиям нормативных документов;
  • сообщать потребителю сведения о проведенной сертификации электрической энергии (регистрационный номер сертификата, срок его действия и реквизиты органа по сертификации, выдавшего сертификат).

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ПЕРЕЧЕНЬ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ (ЦЕНТРОВ), С КОТОРЫМИ ОС ЭЭ ФБУ «РОСТЕСТ-МОСКВА» ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ

Стоимость работ Сос рассчитывается по методике, приведенной в разделе IV Постановления Госстандарта РФ от 23.08.99 г. № 44 «Об утверждении Правил по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг» . 

Сос = tос ∙Т∙(1+(Кнз + Кнр )/100∙(1+Р/100),

где tос – трудозатраты ОС ЭЭ; tос= t1+ t2∙NЦП + t3∙Nисп, t1- трудоемкость работ по анализу исходной информации и анализу производства и составлению экспертных заключений, t2- трудоемкость работ по проверке расчетов потерь напряжения и выбору пунктов периодического контроля, t3- трудоемкость работ по отбору сетей на сертификационные испытания и выбору пунктов для проведения их, NЦП – суммарное количество центров питания по заявке, Nисп – количество электрических сетей (ЦП), отобранных на испытания; Т – дневная ставка эксперта, руб.; Кнз – установленный законодательством норматив начислений на зарплату,%; Кнр – коэффициент накладных или прочих расходов, %; Р – коэффициент рентабельности, %.

Ориентировочная стоимость работ по сертификации электрической энергии составляет 60 тысяч рублей с учетом НДС за один центр питания.

РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ, ПРЕТЕНЗИЙ И АПЕЛЛЯЦИЙ

Для рассмотрения и принятия решения по апелляциям, связанным с деятельностью органов по сертификации ФБУ «Ростест-Москва» функционирует Апелляционный совет Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве и Московской области».

В своей работе Апелляционный совет руководствуется законами Российской Федерации, действующими нормативными правовыми актами Федеральной службы по аккредитации, Госстандарта России, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и других органов исполнительной власти, Уставом и локальными нормативными актами ФБУ «Ростест-Москва».

Апелляционный совет выполняет следующие функции: —   регистрацию поступающих апелляций; —   рассмотрение апелляций и принятие по ним решений; —   доведение решений до заинтересованных сторон; —   ведение документации по всем вопросам своей деятельности; —   подготовку отчетов для руководства ФБУ «Ростест-Москва». Апелляционный совет рассматривает апелляции, поданные в письменном виде и содержащие: — сведения о заявителе, подавшем апелляцию: • наименование и адрес (для юридических лиц); • фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес (для физических лиц);

— требования заявителя и основания, по которым он считает решение, принятое органом по сертификации, неправильным.

Апелляция подписывается заявителем (для юридических лиц — руководителем или его представителем на основании надлежаще оформленной доверенности).

Рассмотрение проводится в присутствии заявителя или его представителя и руководителя органа по сертификации – члена совета, а также, при необходимости, других привлеченных лиц. При этом руководитель органа по сертификации, на действия которого подана апелляция, не принимает участие в принятии решения по апелляции.

Источник: https://www.rostest.ru/services/sert_elektro_energii/

Сертифицируй это!

              В далеком 2001 году – ещё до реформы электроэнергетики – в Правила проведения сертификации электрооборудования[1] была включена глава VIII «Особенности обязательной сертификации электрической энергии, отпускаемой потребителям». Как не сложно догадаться по названию, новая глава устанавливала обязательную сертификацию электрической энергии.

Обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и статьей 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

             Это дало начало истории, о которой хорошо сказал ФАС ЗСО в постановлении по делу А46-8111/2009: «обязанность по сертификации электрической энергии в сетях общего назначения установлена, однако порядок такой сертификации не определен… отсутствие установленного порядка вносит неопределенность в правоотношения по сертификации электрической энергии в сетях общего назначения: не позволяет установить лицо, обязанное получить такой сертификат, орган его выдающий, лицо на которое будут возложены обязанности по проведению испытаний качества электрической энергии, документы, которые должны быть предоставлены органу по сертификации, сроки проведения сертификации, а также другие вопросы, возникающие при сертификации». Но мы забегаем вперёд.

           Из буквального толкования приведённой нормы следует, что сертификации подлежит сама электрическая энергия.

Не объекты электросетевого хозяйства, а энергия! Житейского опыта достаточно для того, чтобы утверждать – электроэнергия в значимом для потребителя виде не существует вне её носителей: кабелей, проводов, энергопринимающих устройств.

Невозможно взять пробу электроэнергии – любые замеры будут свидетельствовать лишь о состоянии электросетей и количестве потребления в данный момент.

Пункт 4 статьи 7 Закона «О защите прав потребителей»[2], на которую ссылается Госстандарт, требует подтверждения безопасности «для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя» товара, работы или услуги. Электроэнергия является товаром (ст. 539 ГК РФ).

Но товаром, который сам по себе является угрозой для жизни и здоровья потребителя. Исключение этой угрозы возможно только соблюдением требований к объектам электросетевого хозяйства и энергопринимающим устройствам.

Документальное подтверждение безопасности электричества как такового могло бы выглядеть смешной затеей, если бы не выглядело очередной «кормушкой».

Круг заявителей по обязательной сертификации устанавливается соответствующим техническим регламентом (п. 1 ст. 25 Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»). Технический регламент в отношении электрической энергии не принят.

Статьи 4 и 7 Закона «О защите прав потребителей» возлагают именно на продавца ответственность за качество товара и за наличие информации о соответствии товара обязательным требованиям.

Действующая структура рынка электрической энергии (как оптового, так и розничного) предполагает, что единственным лицом, подходящим под требования указанных норм закона о защите прав потребителей являются энергосбытовые организации.

Иные субъекты (за некоторыми малосущественными исключениями) или не имеют права продавать электроэнергию (сетевые организации), или не продают её потребителям для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (генерация).

В начале своих рассуждений я не зря подчеркнул, что соответствующая поправка в постановление Госстандарта появилась до реформы электроэнергетики, а значит до разделения субъектов по видам деятельности. С точки зрения действовавшего на тот момент законодательства, смешение понятий «сертификация электроэнергии» и «сертификация электрооборудования» было не настолько вредным и абсурдным как сейчас.

Судебная практика показывает, что контролирующие органы с большим энтузиазмом, хотя и без внятной правовой позиции пытаются заставить сертифицировать электроэнергию то сетевые, то сбытовые организации.

Апофеозом стало недавно завершившееся дело об обжаловании предписания антимонопольного (sic!) органа, обязывающего сетевую организацию сертифицировать передаваемую электроэнергию и постановления, которым эта организация привлекается к ответственности за отсутствие сертификата (А40-191207/14). Верховный суд в постановлении от 13.05.2016 по делу высказался опять невнятно:

«конкретной  нормы  действующего  законодательства,  в  соответствии  с которой  сетевая  организация  обязана  получить  сертификат  соответствия качества  электрической  энергии,  антимонопольным  органом  в  жалобе  не приведено.

  Тот  факт,  что  объектом  сертификации  является  электрическая энергия в распределительных сетях, не свидетельствует о том, что сетевая организация  является  субъектом,  на  которого  законодательством  возложена обязанность  по  подтверждению  соответствия  продукции  требованиям технических регламентов».

Формулировки «в жалобе не приведено», «не свидетельствует о том» категоричностью не отличаются и оставляют пространство для фантазии и экспериментов со стороны государственных органов.

И это при том, что в свое время постановлением ФАС Московского округа по делу N А40-111961/12-2-566 признана обоснованной позиция контролирующего органа и нижестоящих судов о возложении именно на сетевую организацию обязанности осуществить сертификацию электрической энергии.

Зато ВАС РФ в определении от 20 ноября 2012 г.

N ВАС-12064/12 был более строг, но уже по отношению к сбытовой организации, поддержав следующу позицию кассации: «По  смыслу  названных  правовых  норм  сбытовая  организация  обязана  иметь сертификат соответствия реализуемой населению энергии требованиям ГОСТа 13109-97 «Электрическая энергия.

Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего пользования». Такой же позиции придерживаются ФАС СЗО (дела N А05-8112/2010, № А05-13105/2010) и ФАС СКО (дела № А31-5682/2012, А63-6383/2014, А63-12321/2011).

На этом фоне поистине иезуитской выглядит позиция ФАС Волго-Вятского округа в деле № А82-9912/2013 «С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что субъектом на которого возлагается обязанность по проведению сертификации электрической энергии, может являться не только энергоснабжающая (энергосбытовая) организация, а более широкий круг лиц, участвующих в электроснабжении потребителей…. В силу изложенного довод МУП «Горэлектросеть» о том, что Предприятие, являясь сетевой организацией, оказывающей только услуги по передаче, транспортировке электрической энергии, не является субъектом, на которого может быть возложена обязанность по проведению сертификации электрической энергии, подлежит отклонению». Перефразируя классика можно прокомментировать – не только лишь каждый может понять, что имел в виду суд, мало, кто может это сделать.

Мой вывод прост – сертификация электроэнергии абсурдна и бессмысленна. Государство должно осуществлять контроль за состоянием объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств.

Но смиряясь с суровой действительностью добавлю, что если уж надо накормить голодных сертификаторов, то делать это надо, исходя из логики действующего законодательства, исключительно за счёт энергосбытовых организаций.

[1] Постановление Госстандарта РФ от 16.07.1999 N 36

Источник: https://zakon.ru/Blogs/OneBlog/43440

Сертификация электроэнергии ГОСТ 32144-2013

Мы проводим сертификацию электроэнергии в соответствии с требованиями ГОСТ 32144-2013. В компании работают опытные эксперты, которые проанализируют документацию заявителя и проведут тестирование центров питания в аккредитованной лаборатории.

Использование электроэнергии для личных нужд регулируется ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей». Как товару ей свойственна не только серия специфических характеристик, но и особое понятие качества, показатели которого на месте производства и в точке потребления могут быть достаточно разными.

Читайте также:  Датчики движения для включения освещения: инфракрасные, наружные, порядок установки

Качественные параметры и нормативы электроэнергии определяет ГОСТ 32144-2013. Соблюдение его требований обеспечивает электромагнитную совместимость электросетей общего и индивидуального назначения.

Чтобы оценить соответствие отпускаемой потребителям электроэнергии нормативам данного государственного стандарта, Постановлением Правительства № 982 от 01.12.2009 была введена обязательная сертификация.

Особенности сертификации качества электроэнергии

Проведение сертификационных процедур совпадает с плановыми работами электросетевых организаций и выполняется по двум направлениям:

  • частотное отклонение;
  • плюсовое и минусовое отклонение напряжения.

Регламент проведения

  1. Оплата госпошлины;
  2. Подача заявки;
  3. Оформление заявки-декларации, в которой указываются объекты сертификации (центры питания) и содержится заключение о техническом состоянии установок, влияющих на качество электроэнергии;
  4. Регистрация заявки с последующим рассмотрением и принятием решения, направляемым заявителю в течение 2-х недель;
  5. Экспертиза, подразумевающая проверку организационно-методической документации, схем заявленных центров питания с обозначенными пунктами контроля, запротоколированных результатов качественного контроля электроэнергии;
  6. Отбор и тестирование центров питания и контроля в аккредитованной лаборатории;
  7. Документирование и обработка полученных результатов для принятия решения об отказе или выдаче сертификата.

Кто проводит сертификацию?

Подтверждение соответствия электроэнергии проводят специализированные органы по сертификации, работающие в соответствии с Правилами сертификации электрической энергии. Для исключения любого давления, способного повлиять на объективность итогов выполненных работ, органы по сертификации должны быть независимыми как для поставщиков, так и для потребителей электроэнергии.

Независимый статус органов по сертификации обеспечивается:

  • отсутствием общих коммерческо-финансовых интересов с энергокомпаниями;
  • финансово-административной независимостью от энергопоставщиков и потребителей электричества;
  • штатными экспертами, не имеющими права на занятие любой другой деятельностью несогласованной с руководством;
  • сторонние специалисты и консультанты не должны быть работниками организаций, заинтересованных в результатах сертификации;
  • эксперты, оказывавшие подготовительную и консультационную поддержку, не могут участвовать в проведении аккредитации органа по сертификации;
  • полное исключение любого внешнего влияния на результаты сертификации.

Оформление заявки

Заявка на сертификацию электроэнергии и список распределительных электросетей заполняются в соответствии с формой утвержденной постановлением Госстандарта РФ 17.03.98 г. № 12. В заявке указывается выбранная схема сертификационных мероприятий, данные о закупочных и поставляемых объемах электроэнергии как в целом по организации, так и отдельно на производство.

Сертификационный орган может запрашивать доказательные материалы (протоколы, расчеты потерь сетевого напряжения), удостоверяющие способность заявителя поставлять бытовым потребителям электроэнергию должного качества.

Схемы сертификации электроэнергии

Источник: https://www.serconsrus.ru/services/sertifikatsiya-elektroenergii-gost-32144-2013/

Сертификация электрической энергии Главный специалист Департамента правового обеспечения НП ГП и ЭСК И. Н. Бахмутский. — презентация

1 Сертификация электрической энергии Главный специалист Департамента правового обеспечения НП ГП и ЭСК И. Н. Бахмутский

2 2 Основные понятия в сфере сертификации электрической энергии Основные понятия в области сертификации: сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом; орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации; сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров Сертификация электрической энергии тесно связана с обеспечением снабжения потребителей качественной электрической энергией, так как система сертификации направлена на подтверждение соответствия электроэнергии, поставляемой потребителям, установленным требованиям.

3 3 Система нормативно-правого регулирования сертификации электроэнергии ФЗ РФ от г. 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ; ФЗ РФ от г.

184-ФЗ «О техническом регулировании»; Постановление Правительства РФ 982 от г. Постановление Госстандарта России 36 от г.

(в редакции Постановления Госстандарта России 1 от ), Раздел VIII «Особенности обязательной сертификации электрической энергии, отпускаемой потребителям»; Гост

4 4 Электрическая энергия, подлежащая обязательной сертификации Федеральным законом «О техническом регулировании» в п. 3 ст. 46 предусмотрено, что перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от г.

982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» установлено, что обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц. Из содержания Постановления Правительства РФ 982 можно сделать вывод, что сертификации подлежит вся, отпускаемая потребителями электрическая энергия.

5 5 Ответственность за реализацию электрической энергии без сертификатов Федеральным законом от г «О защите прав потребителей» в п. 5 ст. 4 и п. 4 ст.

7 прямо запрещена реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации, без соответствующих сертификатов. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 14.

4 установлена административная ответственность за реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации без соответствующих сертификатов.

6 6 Кто должен получать сертификаты? Генераторы не получают сертификаты качества на электрическую энергию так как не отпускают электроэнергию непосредственно потребителям. Сетевые компании не занимаются продажей электроэнергии и не несут ответственности за ее продажу без сертификатов.

Соответственно, у них отсутствует заинтересованность в получении сертификатов на электрическую энергию.

Сбытовые компании заинтересованы в получении сертификатов на отпускаемую потребителям электроэнергию, однако не могут получить сертификат качества электрической энергии, в связи с отсутствием объектов электросетевого хозяйства и непосредственной технической возможности регулирования электрической энергии в центрах питания.

7 7 Сбытовые компании и сертификация электроэнергии Сбытовые компании, не имеют права реализовывать электроэнергию, в отношении которой установлены требования об обязательной сертификации, без соответствующих сертификатов.

Сбытовые компании регулярно подвергаются риску наложения санкций в связи с отпуском потребителям электроэнергии без сертификатов.

Сбытовые компании не имеют возможности непосредственно влиять на качество электроэнергии, поскольку не имеют непосредственного доступа к центрам питания и распределительным сетям.

8 8 Судебная практика по спорам, связанным с сертификацией электроэнергии ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА по делу А /2010 от 28 февраля 2011 года: — Акты отбора образцов поставляемой потребителям энергии были составлены в отсутствие понятых; — Протокол о взятии образцов Административным органом не составлялся; — Не соблюдена и процедура назначения и проведения экспертизы, поскольку ОАО «Архэнергосбыт» не было ознакомлено с определением от о назначении экспертизы и ему не разъяснялись его права. Акты отбора образцов и инспекционных испытаний, как и экспертное заключение, составленные с нарушением процедур – не надлежащие доказательства. Суды отказали Управлению в удовлетворении заявления о привлечении ОАО «Архэнергосбыт» к административной ответственности.

9 9 Судебная практика по спорам, связанным с сертификацией электроэнергии ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Северо-Западного округа по делу А /2010 от 28 февраля 2011 года.

Общество является непосредственным поставщиком электроэнергии для потребителя, именно на нем лежит обязанность поставлять потребителю электрическую энергию, соответствующую установленным требованиям.

Доводы об отсутствии правовых механизмов влияния на сетевые и энергосберегающие организации, не свидетельствуют о законности действий по реализации несертифицированного товара. Вместе с тем, судами сделан вывод о недоказанности Управлением фактов реализации потребителям …. электроэнергии без сертификатов соответствия.

Обществом в материалы дела представлены сертификаты на электрическую энергию, поставляемую потребителям от центров питания ОАО электроэнергетики и электрификации «Архэнерго», от распределительных сетей ряда сетевых организаций.Поскольку часть сертификатов у Общества имеется, Управлением не доказано, что гражданам … поставлялась электроэнергия без сертификата соответствия.

10 10 Сетевые компании и сертификация электроэнергии Сетевые компании владеют объектами электросетевого хозяйства, в том числе сетями и центрами питания электроэнергии, имеют непосредственную возможность регулировать работу центров питания.

Отсутствует заинтересованность сетевых компаний в сертификации, поскольку оказание услуг по передаче электроэнергии не требует наличия сертификата. У сбытовых компаний нет права требовать от сетевых компаний сертификатов на электрическую энергию.

Ответственность сетевых компаний перед сбытовыми ограничивается только ответственностью за качество электроэнергии.

11 11 Существующие проблемы сертификации электроэнергии Терминология, использованная в Постановлении Правительства РФ 982 соответствует существующим Гост в сфере электроэнергетики, но не соответствует терминологии, использованной в ФЗ РФ «Об электроэнергетике».

Порядок обязательной сертификации электрической энергии установлен Постановлением Госстандарта России от г. 36. (в редакции Постановления Госстандарта России от г. 1) Согласно указанному постановлению Госстандарта объектом обязательной сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций.

Однако данный порядок применяется только в отношении сертификации электроэнергии, отпускаемой из электрических сетей гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В отношении электроэнергии, поставляемой другим потребителям, какой-либо порядок ее сертификации нормативными правовыми актами не установлен. Техническое состояние электросетевого хозяйства.

12 12 Противоречия нормативно- правовых актов Нормативно-правовые акты, устанавливающие обязательность сертификации электрической энергии и порядок ее проведения, не соответствуют актуальной модели электроэнергетики в России.

Основные нормативно-правовые акты в сфере электроэнергетики предполагают разделение субъектов электроэнергетики по видам деятельности, в том числе на осуществляемые на конкурентной основе и монополистические.

В действующих правилах сертификации электрической энергии в качестве заявителя предполагается энергоснабжающая организация, совмещающая деятельность по производству, передаче и сбыту электрической энергии.

Имеются многочисленные терминологические несоответствия между нормативно-правовыми актами в сфере сертификации электрической энергии и основополагающими нормативно- правовыми актами в сфере электроэнергетики.

13 13 Изменение системы технического регулирования в России ФЗ РФ «Об электроэнергетике» – в ст. 28 предусматривает принятие технического регламента по качеству электроэнергии.

Госты действуют до принятия соответствующих технических регламентов За 7-летний период реформы технического регулирования с 2002 по 2009 годы было принято всего лишь 11 технических регламентов.

Механизм принятия технических регламентов неэффективен согласование документов на межведомственном уровне затягивается на годы. Принятие регламентов осложнено тем, что требуется межгосударственное согласование технических регламентов.

14 14 Возможные пути изменения порядка сертификации электрической энергии Внесение изменений в Постановление Госстандарта России 36 от г. (в редакции Постановления Госстандарта России 1 от ); Принятие нового нормативного акта, устанавливающего порядок проведения сертификации. Принятие такого акта тесно связано с принятием регламента по качеству электроэнергии.

15 15 Межгосударственное техническое регулирование Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г.

Комиссия Таможенного союза функционирует на основании Договора О комиссии Таможенного союза от г. Решение Комиссии Таможенного союза 453 от 18 ноября 2010 г. О проектах документов в сфере технического регулирования таможенного союза.

Соглашение от 18 ноября 2010 года о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан И Российской Федерации.

16 16 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Ваше НП ГП и ЭСК Тел./факс: (495)

Источник: https://www.myshared.ru/slide/398567/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]