Метан: свойства и все характеристики
Температура его кипения равна -161,5oС, температура затвердевания -182,5oС. Смесь метана с воздухом крайне взрывоопасна (особенно в соотношении 1:10).
Рис. 1. Строение молекулы метана.
Получение метана
Метан довольно часто встречается в природе. Он является основной составной частью природного газа газовых месторождений (до 97%), в значительном количестве содержится в попутном нефтяном газе (выделяющемся при добыче нефти), а также в коксовом газе.
Выделяется со дна болот, прудов и стоячих вод, где он образуется при разложении растительных остатков без доступа воздуха, почему метан получил также название болотного газа.
Наконец, метан постоянно скапливается в каменноугольных шахтах, где его называют рудничным газом.
Синтетические способы получения метана показывают взаимосвязь неорганических веществ с органическими. Можно выделить промышленные (1, 2, 3) и лабораторные (4, 5) способы его получения:
C + 2H2→CH4 (kat = Ni, t0) (1);
CO + 3H2→ CH4 + H2O (kat = Ni, t = 200 – 300oC) (2);
CO2 + 4H2→ CH4↑ + 2H2O (kat, t0) (3);
Al4C3 + 12H2O → CH4↑ + 4Al(OH)3 (4);
CH3COONa + NaOH→ CH4↑ + Na2CO3 (5).
Химические свойства метана
Метанпредставляет собой малореакционноспособное органическое соединение. Так, в обычных условиях он не реагирует с концентрированными кислотами, расплавленными и концентрированными щелочами, щелочными металлами, галогенами (кроме фтора), перманганатом калия и дихроматом калия в кислой среде.
Все химические превращения, характерныедля метана протекают с расщеплением cвязейC-H:
CH4 + Cl2→ CH3Cl + HCl (hν);
CH4 + HONO2 (dilute)→ CH3-NO2 + H2O (t0);
CH4 + SO2 + Cl2→ CH3-SO2Cl + HCl↑ (hν);
Различают каталитическое (в качестве катализаторов применяют соли меди и марганца) (1, 2, 3) и полное (сгорание) (4) окисление метана:
2CH4 + O2→ 2CH3OH (p, t0) (1);
CH4 + O2→ HC(O)H + H2O (NO, t0) (2);
2CH4 + 3O2→ 2HCOOH + 2H2O (kat = Pt, t0) (3);
CH4 + 2O2→CO2 + 2H2O + Q (4).
Конверсию метана водяным паром и диоксидом углерода также можно отнести к способам его окисления:
CH4 + H2O →CO + 3H2 (kat = Ni, t = 800oC);
CH4 + CO2→ 2CO + 2H2.
Крекинг метана – важнейший метод химической переработки нефти и её фракций с целью получения продуктов меньшей молекулярной массы – смазочных масел, моторных топлив и т.д., а также сырья для химической и нефтехимической промышленности:
2CH4→ HC≡CH + 3H2 (t = 1500oC).
Применение метана
Метан составляет сырьевую основу важнейших химических промышленных процессов получения углерода и водорода, ацетилена, кислородсодержащих органических соединений – спиртов, альдегидов, кислот.
Примеры решения задач
Понравился сайт? Расскажи друзьям! |
Источник: https://ru.solverbook.com/spravochnik/ximiya/soedineniya/metan/
Газ народа: перевод автомобилей частников на ГБО оплатит государство
Перевод частных автомобилей россиян на газомоторное топливо (метан) будет субсидироваться государством. Соответствующее положение содержится в проекте федеральной подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива», с которой ознакомились «Известия».
Субсидироваться также будут производство и разработка газовых автомобилей автокомпаниями, закупки битопливных автомобилей для государственных и муниципальных нужд, а также перевод с бензинового на газобаллонное оборудование (ГБО) таксистов, пассажирских и грузовых перевозчиков. Автовладельцы смогут получить 27 тыс.
рублей при переводе на ГБО легкового автомобиля и максимальные 147 тыс. рублей при переводе на газ магистрального тягача. Это поможет существенно улучшить экологию городов, отмечают эксперты.
Газ рубль экономит
Документ разработан Минэнерго России совместно с компанией «Газпром газомоторное топливо». Подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива» является частью более масштабного госпроекта «Энергоэффективность и развитие энергетики».
Значительная часть задания уделена «стимулированию переоборудования автотранспортных средств и техники специального назначения для использования газомоторного топлива». Речь идет о государственном и муниципальном транспорте, а также легковых и коммерческих автомобилях частных физических и юридических лиц.
Под субсидии попадают как личные автомобили граждан, так и коммерческие частные машины, официально занятые в доставке грузов и перевозке людей. Возраст машин при этом не должен превышать пяти лет.
Так, для легковых автомобилей предварительный размер максимальной субсидии составляет 27 тыс. рублей при эталонной стоимости переоборудования 90 тыс. рублей.
Для легкого коммерческого транспорта (LCV) госдотация на переоборудование определена в размере 48 тыс. рублей, автобусов до 8 м — 63 тыс. рублей, свыше 8 м — 111 тыс. рублей, грузовиков — 114 тыс.
рублей, магистральных тягачей — 147 тыс. рублей.
— Никакого различия по владельцам не делается. И мы ожидаем, что основной объем транспортных средств, переоборудованных по программе, составит именно личный транспорт, принадлежащий гражданам, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Министерства энергетики.
Субсидироваться также будет часть затрат на строительство и закупку коммунальной, дорожно-строительной, сельхозтехники, судов и железнодорожных локомотивов, работающих на метане.
В документе отдельно оговорено, что переоборудование на сжиженные углеводородные газы, а проще говоря более грязный пропан-бутан, финансироваться не будет. В финальной версии программы указан предполагаемый суммарный размер субсидии на все пять лет работы и на все направления проекта — 187 млрд рублей.
Эти деньги должны форсировать задачу по активному развитию в России рынка газомоторного топлива, поставленную федеральным министерствам и ведомствам президентом Владимиром Путиным.
— Программа будет распространяться на всех владельцев транспортных средств, независимо от того, кто является собственником, на равных условиях для всех видов собственников.
С учетом опыта реализации аналогичных программ в субъектах РФ мы ожидаем, что не менее 80% переоборудованных транспортных средств — это будут транспортные средства частных собственников. При этом финансирование в 2019 году планируется за счет федерального бюджета, а вот организацией будут заниматься регионы.
Поэтому она будет реализовываться только на территории тех субъектов, которые подали заявку на получение финансирования, — уточнили в Минэнерго.
Такую проблему, как малочисленная, сильно фрагментированная сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), предлагается решать с помощью компенсации части затрат предпринимателей на строительство этих заправок.
Требуемый объем возмещения затрат определен в размере одной трети от общего объема инвестиций, но не более 40 млн рублей. Сейчас в России возведение одной АГНКС обходится примерно в 120–180 млн рублей, реконструкция уже существующей газовой заправки — около 90 млн рублей.
Задача состоит в том, чтобы на 200 автомобилей на метане была минимум одна заправка.
За период 2019–2024 годов российский парк транспорта на метане, согласно целевому показателю программы, должен достичь уровня минимум в 274 тыс. единиц. Ожидается, что из этих машин примерно одна треть будет изначально газовыми автомобилями, а остальные — переоборудованными из бензиновых.
Сейчас в России около 155 тыс. машин работает на газомоторном топливе. Для примера, в одной только Италии на газе передвигается свыше 1 млн транспортных средств. При этом в Италии насчитывается 1,3 тыс.
заправок, объединенных в единую сеть, а на всей территории России число газовых заправок не превышает 400.
Экономическая выгода газа по сравнению с бензином и соляркой очевидна: в марте этого года цена одного кубометра метана на АГНКС «Газпрома» составила 13–20 рублей в зависимости от региона.
Средняя цена метана — 15,76 рублей за кубометр, в то же время средняя цена бензинов и дизельного топлива в три раза выше — около 45 рублей за литр.
Помимо экономии денег работа на газе увеличивает ресурс двигателя: газ, в отличие от бензинов, практически не взаимодействует с моторным маслом, сохраняя его диспергирующие свойства.
Газовый — значит экологичный
В ближайшее время проект программы «Развитие рынка газомоторного топлива» будет опубликован для публичного обсуждения. Правительство делает очередной шаг по развитию газомоторного топлива как более перспективного по запасам, нежели топлива, получаемого из нефти.
Предыдущая попытка была предпринята в 1981 году: указом Совета Министров в СССР было построено около 500 АГНКС.
Автомобильная промышленность Советского Союза создала такие автомобили, как КАМАЗ на метане, газовые ЗИЛы — седельные тягачи, автобусы ЛиАЗ-677 и «Волги» с пропановыми баллонами.
Субсидии для автомобилистов-частников помогут малоимущим гражданам сэкономить на топливе, а также улучшить экологичность их автомобилей и атмосферу в городах, считает автомобильный правозащитник Сергей Ифанов.
— Сейчас цены на топливо как никогда мощно упираются в социальную повестку. Крупные сети постепенно, но упорно двигают цены вверх, желая зарабатывать дома не меньше, чем на экспортных рынках.
Газ в три раза дешевле, и массовый переход на него может стать хорошим конкурентным фактором давления на бензиновых гигантов. Кроме того, более экологичные газовые автомобили улучшат жизненную среду человека.
Только потребуется оформить все документы надлежащим образом, — заметил Ифанов.
ГОСТы стеной
Как раз официальное оформление документов на ГБО сейчас больше всего угрожает масштабному проекту Минэнерго. С 1 июля этого года в России вступает в силу ГОСТ «Автомобильные транспортные средства единичные.
Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». Он определяет новые процедуры проверки соответствия (требованиям регламента «О безопасности колесных транспортных средств») для автомобилей, у которых вносятся изменения в конструкцию.
Теперь автомобили, оборудуемые ГБО, необходимо в обязательном порядке предоставлять в аккредитованные испытательные лаборатории — таких организаций в России всего около 20.
Грядущий ажиотаж, вызванный субсидиями на переоборудование автомобилей, породит огромные очереди в этих немногочисленных испытательных центрах, куда придется свозить автомобили со всей страны.
Чрезвычайно затянута и сама процедура получения разрешения на оборудование в этих лабораториях. Автомобилист обязан предоставить в испытательный орган 10 различных документов и уплатить взнос 8–20 тыс. рублей. Ожидание согласования составляет 15–20 дней.
После нужно снова предоставить автомобиль на техосмотр и зарегистрировать внесенные изменения в ГИБДД.
Решить эту проблему поможет перевод процедуры и документооборота в цифровой формат, полагает независимый эксперт и консультант в области автопрома Сергей Бургазлиев.
— Целесообразно введение единой информационной подсистемы и единого процесса электронного документооборота между заявителем и всеми участниками цепочки.
Эти процессы и электронный документооборот необходимо определить не только для переоборудования машин, но также для выделения участков, строительства объектов газозаправочной инфраструктуры, с участием всех заинтересованных лиц как на региональном, так и на федеральном уровне, — отметил Бургазлиев.
Оцифровать процедуру возможно в рамках системы транспортного экологического мониторинга (СИТЭМ), которая обозначена в «Стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года», полагает эксперт.
Помимо экономических показателей перевод части автомобилей на газ должен положительно сказаться на экологии городов.
В среднем автомобили, работающие на метане, выбрасывают на 30% меньше вредных веществ, нежели машины с дизельными и бензиновыми моторами.
Источник: https://iz.ru/856654/timur-khasanov/gaz-naroda-perevod-avtomobilei-chastnikov-na-gbo-oplatit-gosudarstvo
Метан — химические свойства
1001student.ru > Химия > Метан — химические свойства
Химические свойства метана ничем не отличаются от свойств, присущих всем веществам класса алканов. В школьном курсе химии метан изучают одним из первых веществ органики, так как он является одним из простейших представителей алканов.
В его составе один атом углерода и четыре атома водорода.
Формула метана и способы его получения
Молекулярная формула метана | Структурная формула метана |
СH4 | Н|Н — С — Н|Н |
Метан в больших количествах содержится в атмосфере. Мы не обращаем внимания на нахождение этого газа в воздухе, ведь на нашем организме это никак не отражается, а вот канарейки очень чувствительны к метану.
Когда-то они даже помогали шахтерам спускаться под землю. Когда процентное содержание метана изменялась, птицы переставали петь. Это служило сигналом для человека, что он спустился слишком глубоко и нужно подниматься наверх.
Образуется метан в результате распада остатков живых организмов. Не случайно с английского methane переводится, как болотный газ, ведь он может быть обнаружен в заболоченных водоемах и каменноугольных шахтах.
Основным источником газа в агропромышленном комплексе является рогатый скот. Да, метан они выводят из организма вместе с остальными продуктами жизнедеятельности. Кстати, увеличение числа рогатого скота на планете может привести к разрушению озонового слоя, ведь метан с кислородом образуют взрывоопасную смесь.
Метан в промышленности можно получить с помощью нагревания углерода и водорода или синтеза водяного газа, все реакции протекают в присутствии катализатора, чаще всего никеля.
В США разработана целая система по добыче метана, она способна извлечь до 80% газа из природного угля. На сегодняшний день мировые запасы метана оцениваются экспертами в 260 триллионов метров кубических! Даже запасы природного газа значительно меньше.
В лаборатории метан получают путем взаимодействия карбида алюминия (неорганическое соединение алюминия с углеродом) и воды. Также с помощью гидроксида натрия, вступающего в реакцию с ацетатом натрия, более известного как пищевая добавка Е262.
Физические свойства метана
Характеристика:
- Бесцветный газ, без запаха.
- Взрывоопасен.
- Нерастворим в воде.
- Температура кипения: -162oC, замерзания: -183°C.
- Молярная масса: 16,044 г/моль.
- Плотность: 0,656 кг/м³.
Химические свойства метана
Говоря о химических свойствах, выделяют те реакции, в которые вступает метан. Ниже они приведены вместе с формулами.
Горение метана
Как все органические вещества, метан горит. Можно заметить, что при горении образуется голубоватое пламя.
СН4 + 2O2 → СO2↑ + 2Н2O
Называется такая реакция – реакцией горения или полного окисления.
Замещение
Метан также реагирует с галогенами. Это химические элементы 17 группы в периодической таблице Менделеева. К ним относятся: фтор, хлор, бром, йод и астат. Реакция с галогенами называется – реакцией замещения или галогенирования. Такая реакция проходит только в присутствии света.
Хлорирование и бромирование
Если в качестве галогена используется хлор, то реакция будет называться – реакцией хлорирования. Если в качестве галогена выступает бром, то – бромирование, и так далее.
CH4 + Cl2 → CH3Cl + НСl
CH4 + Br2 → CH3Br + НBr
Хлорирование. Низшие алканы могут прохлорировать полностью.
CH4 + Cl2 → CH3Cl + НСl
CH3Cl + Cl2 → CH2Сl2 + НСl
CH2Сl2+ Cl2 → CHCl3 + НСl
CHCl3 + Cl2 → CСl4 + НСl
Точно так же метан может полностью вступать в реакцию бромирования.
CH4 + Br2 → CH3Br + Н Br
CH3Br + Br2 → CH2Br2 + НBr
CH2Br2 + Br2 → CHBr3 + НBr
CHBr3 + Br2 → CBr4 + НBr
С йодом такой реакции уже нет, а с фтором наоборот сопровождается быстрым взрывом.
Разложение
Так же этому углеводороду свойственна реакция разложения. Полное разложение:
СН4 → С + 2H₂
И неполное разложение:
2СН4 → С2Н2 + 3Н2
Реакция с кислотами
Метан реагирует с концентрированной серной кислотой. Реакция носит название сульфирования и происходит при небольшом нагревании.
2СН4 + Н2SО4 → СН3SО3Н + Н2О
Окисление
Как уже было сказано, СH4 может полностью окисляться, но при недостатке кислорода возможно неполное окисление.
2СН4 + 3O2 → 2CO + 4Н2O
СН4 + О2 → С + 2Н2O
Помимо прочего для этого газа характерно каталитическое окисление. Оно происходит в присутствии катализатора. При разном соотношении моль вещества получаются разные конечные продукты реакции. В основном это:
- спирты: 2СН4 + O2 → 2СO3OН
- альдегиды: СН4 + O2 → НСОН + Н2O
- карбоновые кислоты: 2СН4 + 3O2 → 2НСОOН + 2Н2O
Реакция протекает при температуре 1500°C. Данная реакция также носит название – крекинг – термическое разложение.
Нитрование метана
Существует также реакция нитрования или реакция Коновалова, названная в честь ученого, который доказал, что с предельными углеводородами действует разбавленная азотная кислота. Продукты реакции получили название – нитросоединения.
CH4 + НNО3 → СН3NO2 + H2O
Реакция проводится при температуре 140-150°C.
Дегидрирование метана
Кроме того, для метана характерна реакция дегидрирования (разложения) – отцепление атомов водорода и получения ацетилена, в данном случае.
2CН4 → C2H2 + 3Н2
Применение метана
Метан, как и остальные предельные углеводороды, широко используется в повседневной жизни. Его применяют в производстве бензина, авиационного и дизельного топлива.
Используют в качестве базы для получения различного органического сырья на предприятиях. Также метан широко используется в медицине и косметологии.
Метан применяют для получения синтетического каучука, красок и шин.
Атлеты используют так называемый жидкий метан для быстрого набора массы за короткий промежуток времени.
А при хлорировании метана образуется вещество, которое в дальнейшем используется для обезжиривания поверхностей или как компонент в средствах для снятия лака. Некоторое время продукт взаимодействия метана и хлора использовали в качестве наркоза.
Источник: https://1001student.ru/himiya/formula-metana.html
Метан! Развеим споры! — DRIVE2
Всем привет!
Очень много автовладельцев столкнулись с тем, что езда на современном авто в наши дни, требует не малых капиталовложений.
Каждый задумывается об экономии. Кто использует присадки, кто выбирает между бензином и дизелем. Ну а кто попросту покупает бензиновое авто и устанавливает на него Газовую установку.
При выборе газовой установки сразу выскакивает очень много нюансов: поколение установки, пропан или метан, объем балона.
Остановимся на Метане! Почему метан? А вот сейчас узнаете!
5 причин выбора Метанового газа!
1. Экономичность
На сегодняшний день Россия является мировым лидером по запасам природного газа. Согласно оценкам экспертов, этим сырьем наша страна обеспечена на ближайшие 200 лет. Поэтому метан будет оставаться доступным с экономической точки зрения еще долгие годы. Кроме того, природный газ требует минимальных затрат на переработку.
Все, что нужно сделать, чтобы превратить его в топливо, – это доставить на АЗС по газопроводу и сжать перед подачей в заправочный баллон. К тому же метан – это единственное топливо, цена которого регламентируется законодательно. Один кубический метр метана не должен стоить больше 50% от цены бензина А-80.
Все эти факторы дают природному газу заметное преимущество на рынке в виде отпускной цены в 9-12 рублей за 1 кубический метр.
2. Экологичность
Последние исследования экологов показали, что настало время бить тревогу: до 90% загрязняющих веществ в воздухе мегаполисов – вредные выбросы транспорта, а не промышленных предприятий. Между тем природный газ признан наиболее экологически чистым топливом, которое соответствует строгим стандартам «Евро-5» и «Евро-6».
Доказано, что выхлопные газы метановых автомобилей на 60% менее вредны для здоровья человека, чем бензиновых. Для сравнения, в отработавших газах метана содержится в 2-3 раза меньше оксида углерода, в 2 раза меньше окиси азота, а задымленность снижается в 9 раз. При этом соединения серы и свинца вовсе отсутствуют.
3. Безопасность
Еще одним преимуществом метана является его безопасность по сравнению с продуктами нефтепереработки. В отличие от бензина метан при утечке не способен осесть и образовать взрывоопасную концентрацию, потому что природный газ в два раза легче воздуха.
Безопасность метана официально подтверждает классификация горючих веществ МЧС России, согласно которой он относится к самой безопасной категории – четвертому классу, а бензин – только к третьему.
В странах, где транспорт и техника, работающие на метане, получили широкое применение, газовые заправки разрешено строить даже в жилых районах.
4. Эффективность
Многие автовладельцы считают, что, несмотря на все перечисленные преимущества, двигатели на природном газе уступают своим бензиновым «собратьям» в мощности.
Однако современные технологии автопрома и производителей газобаллонного оборудования обеспечивают высокую эффективность работы двигателя на метане без потерь в мощности.
Это доказали такие гиганты автопроизводства, как Volkswagen, Opel, Ford, Audi, Mercedes-Benz, выпускающие автомобили с полностью метановыми либо гибридными установками. Результаты заводских испытаний подтверждают: машина на природном газе ни в чем не уступает бензиновому аналогу.
В черте города и на трассе, на старте и при динамичной скоростной езде – двигатель работает идеально: ровно, тихо и послушно. И что самое главное – демонстрирует те же показатели мощности, что и у автомобилей, заправленных бензином.
5. Практичность
Метан позволяет продлить срок службы двигателя в 1,5-2 раза. Он не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разжижает масло в картере. Метан не содержит вредных примесей (свинец, сера), негативно влияющих на детали камеры сгорания.
Газовая смесь сгорает практически полностью, исключая образование нагара на поршнях, клапанах и свечах зажигания. Метан легко смешивается с воздухом и равномерно наполняет цилиндры однородной смесью, поэтому двигатель работает ровнее и тише.
Оценить все преимущества природного газа можно уже сегодня. К тому же газозаправочная инфраструктура постоянно развивается, а вместе с ней растет и количество заводских автомобилей на природном газе. Переход на метан может стать массовым явлением, и пять основных предпосылок к этому вы только что узнали.
Источник: https://www.drive2.ru/b/790334/
Метан как газ и моторное топливо для автомобилей
Метан (компримированный природный газ, КПГ, сompressed natural gas, CNG) – горючий газ, который является основным компонентом природного газа. Газ метан практически не оставляет вредных продуктов сгорания. Метан используется для газообеспечения населенных пунктов, но нас интересует его другое назначение, а именно – в качестве моторного топлива для автомобилей.
К сожалению плотность природного метана в тысячу раз ниже плотности бензина. Поэтому, если заправлять автомобиль метаном при атмосферном давлении, то для равного с бензином количества топлива понадобится бак в 1000 раз больше. Чтобы не возить огромный прицеп с топливом, необходимо увеличить плотность газа. Это можно достичь сжатием метана до 20-25 МПа (200-250 атмосфер). Для хранения газа в таком состоянии используются специальные баллоны, которые устанавливаются на автомобилях.
Заправки метана в России пока еще не совсем хорошо развиты, но развиваются довольно быстрыми темпами. Сеть АГНКС состоит уже более чем из 300 метановых заправок.
Так что установка газа метана на автомобили сейчас не происходит массово из-за 3х факторов: 1) Сеть метановых заправок еще недостаточно развита.
2) Газовое оборудование для метана довольно-таки дорогое, в основном из-за баллонов, которые должны выдерживать давление 200 атмосфер.
3) Метановые баллоны несколько уменьшают грузоподъемность автомобиля, поэтому метановое ГБО чаще устанавливается на грузовые автомобили, такие как ЗИЛ, ГАЗон, ГАЗель.
Источники получения метана
Основной компонент природных (77-99 %), попутных нефтяных (31-90 %), рудничного и болотного газов (отсюда другие названия метана – болотный, или рудничный газ). Получается также при коксовании каменного угля, гидрировании угля.
Химические свойства метана
Метан горит бесцветным пламенем. С воздухом образует взрывоопасные смеси. Газ метан вступает с галогенами в реакции замещения (например, CH4 + ЗС12 = СНС13+ ЗНС1).
Соединения включения
Метан образут соединения включения – газовые гидраты, широко распространенные в природе.
Применение метана
Сырьё для получения многих ценных продуктов химической промышленности – формальдегида, ацетилена, сероуглерода, хлороформа, синильной кислоты, сажи. Для получения водяного газа (CH4 + Н2О = СО + ЗН2), Метан применяется как моторное топливо.
Использованы материалы из книги “Газобаллонные автомобили: Справочник / А. И. Морев, В. И. Ерохов, Б. А. Бекетов и др. – М.: Транспорт, 1992.”
Источник: https://elitegas.ru/methan-as-gas-and-fuel/
Гбо метан
Метан – это природный газ, который не имеет запаха и является одним из простейших углеводородов. Гбо метан – одним из первых получило широкое распространение в нашей стране. Объяснялось это относительной простотой и дешевизной заправки автомобилей этим типом топлива, а также его доступностью.
Описание метана
Метан, в отличие от бензина, не нужно подвергать дополнительной обработке после выработки. Достаточно компрессионной установки, которая способна сжать газ до уровня в 210 Па. После сжатия, с будущим топливом проводят подготовительные действия:
- Проводят очистку от примесей,
- Добавляют одорант для получения запаха,
- Немного высушивают.
Чтобы утечка газа была вовремя обнаружена, в него добавляют специальную присадку (одорант) этилмеркаптан. Именно благодаря ему, в случае утечки, мы чувствуем знакомы всем «запах газа».
После окончания подготовительных процедур, газ охлаждают и заправляют в специальные транспортировочные баллоны, в которых топливо доставляют до автозаправочных станций.
Плюсы метана
К плюсам этого топлива относят:
- Высокое октановое число, по разным оценкам от 108 до 120. Это положительно влияет на динамику автомобиля и увеличивает срок эксплуаации двигателя.
- Метан легче воздуха, это значит, что при утечке газ будет испарятся в атмосферу, а не собираться под автомобилем, как пропанобутановая смесь.
- Газ имеет постоянный и качественный состав, в отличие от пропанобутановой смеси, которая может быть летняя или зимняя, с большим либо меньшим преобладанием компонентов смеси.
- Метан не подвержен влиянию температуры окружающей среды, автомобиль работает стабильно и при температуре -30 и при температуре + 40 градусов.
- Считается, что взрывоопасная концентрация этого газа в воздухе достигается при величине более 5%, что вдвое больше, нежели у пропана. Поэтому принято говорить о том, что метан более безопасное топливо нежели пропан.
Минусы метана
Одним из минусов считается КПД такого вида топлива. В среднем двигатель автомобиля сжигает на 10-20% газа больше, нежели бензина, при этом потеря мощности автомобиля может составлять от 5 до 25-30 процентов. Связано это с тем, что метан имеет меньшую теплоотдачу, нежели бензин, а при попадании в цилиндры двигателя занимает там больший объем.
Из первого минуса вытекает второй. В баллон помещается в среднем, около 15 кубометров газа, а по расходу топлива 1 кубометр газа примерно равен 1 литру бензина. В итоге получаем либо малый запас хода, либо громоздкую конструкцию из баллонов с газом. Обычно автомобилисты выбирают второй вариант.
И заключительный минус выплывает из первых двух. С увеличением количество баллонов возрастает и масса автомобиля, а следовательно, увеличивается и средний расход топлива авто.
Небольшое количество газозаправочных станций, и их, практически полное отсутствие, за пределами города — также можно отнести к минусам этого топлива.
Баллоны Гбо метан
Баллоны для метана должны иметь более прочные стенки, нежели для пропановых резервуаров. Связано это с высоким давлением, под которым содержится природный газ. Давление в баллоне достигает порядка 220 атмосфер. Стенки баллона гбо для метана должны иметь толщину от 0,6 см и выше. Коррозия и следы механического воздействия недопустимы!
Чтобы максимально увеличить прочность такого баллона используют бесшовную конструкцию. Зачастую вес баллона ГБО для метана начинается от 60 кг, а объем газа, который может быть размещен в резервуаре, находится в пределах от 11 до 15 кубометров.
Еще одним отличием от привычного пропана является форма баллона – для метана баллон должен быть исключительно цилиндрический. Использование тороидальных баллоном в этом случае недопустимо.
Крепятся метановые баллоны максимально надежно, в местах вероятных трений устанавливают специальные прокладки, которые со временем нужно менять, предотвращая трения баллонов.
Баллоны для Гбо метан проходят множество предпродажных подготовок и испытаний, которые включают поджог баллона, огнестрельный выстрел, падение с высоты и прочее.
Цена баллона ГБО для метана колеблется в пределах сотен долларов, что значительно превышает цену на баллоны пропана.
Редуктор ГБО для метана
Подача газа осуществляется при помощи мембранного двухступенчатого редуктора, который аналогичен одноступенчатому редуктору для пропана. Цена редуктора для Гбо метан не сильно отличается от аналогичных пропановых узлов системы.
Коррекция зажигания
Для более эффективного использования газовой смеси производят корректировку зажигания. Связано это с тем, что газ имеет более ввысоке октановое число, а сгорает чуть медленнее.
Поэтому для предотвращения прогара клапанов, увеличения динамики и снижения потребления топлива на автомобили с ГБО 4 поколения устанавливают вариатор угла опережения зажигания.
В карбюраторных же автомобилях, которые оснащены ГБО первого или второго поколения, с той же целью, производится ручная корректировка трамблера, путем смещения его на определенный угол.
Безопасность
Установка Гбо метан требует повышенных мер безопасности, к которым относят:
- Выносное заправочное устройство, в обязательном порядке, устанавливается за пределами багажного отделения, как правило, над или под бампером.
- Исключается установка ВЗУ в лючок бензобака или в багажном отделении автомобиля.
- Повышенное внимание уделяется магистралям Гбо метан. Магистрали должны быть уложены в специальные вентиляционные рукава, а сам рукав должен оснащаться каналом выхода за пределы автомобиля.
- Магистрали должны иметь деформационные витки, которые способствуют предупреждению разрыва, деформации или протиранию вследствие вибрации.
На этом все, если же у Вас остались любые вопросы — смело задавайте их в комментариях кстатье.
Источник: https://gbo4auto.ru/pokoleniya-gbo/gbo-metan.html
Метан
Метан (болотный газ; СН4) — это простейший предельный углеводород. Бесцветный, не имеющий запаха газ, t° плавления —182,48°. Метан легко загорается; смесь метана с воздухом взрывоопасна.
Метан является основным компонентом природного газа (60—99%), рудничного газа (35—40%), а также различных продуктов анаэробного разложения органических веществ, например болотного газа, газов полей орошения. В больших количествах метан образуется при коксовании каменного угля, гидрировании угля и в других промышленных производствах.
Метан используется как топливо при газификации, а также для промышленного синтеза углеводородов большого мол. веса. При неполном сгорании или каталитическом окислении метана образует метанол (см. Метиловый спирт), формальдегид (см.), ацетилен (см.). Метан используют также в производстве сажи, хлористого метила, хлорбромбензола, нитрометана, синильной кислоты и других продуктов.
Метан обнаруживается в кишечных газах (в результате метанового брожения), в крови животных и человека.
Метан является наиболее инертным соединением из группы парафиновых углеводородов. Физиологический метан индифферентен и может вызывать отравления лишь в очень высокой концентрации (из-за малой растворимости метана в воде и крови). Вместе с тем токсическое действие метана проявляется и при более низких концентрациях метана в воздухе.
Так, при содержании в воздухе 25—30% метана появляются первые признаки асфиксии (учащение пульса, увеличение объема дыхания, нарушение координации тонких мышечных движений и т. д.). Более высокие концентрации метана в воздухе вызывают у человека головную боль.
В полной мере токсическое действие метана проявляется лишь при повышенном давлении (2—3 атм).
Первая помощь при остром отравлении: удаление пострадавшего из вредной атмосферы. Грелки. При отсутствии дыхания немедленно (до прихода врача) искусственное дыхание, которое прекращается только после появления признаков трупного окоченения.
Хроническое действие метана.
У работающих на шахтах или производствах, где в воздухе присутствуют метан и другие углеводороды ряда метана, описаны заметные сдвиги со стороны вегетативной нервной системы (положительный глазо-сердечный рефлекс, резко выраженная атропиновая проба, гипотония). Тем не менее хроническое действие метана не вызывает тяжелых органических изменений, хотя некоторые исследователи связывают возникновение у шахтеров нистагма с длительным воздействием метана.
Профилактика отравлений метаном. В подземных выработках не допускается содержание метана выше 0,75 об.%. При повышении содержания метана рабочие должны быть непременно удалены, а помещения — проветрены.
Главной мерой предупреждения скоплений метана в шахтах является наличие хорошей вентиляции.
При индивидуальной защите необходимо применение шлемов с принудительной подачей воздуха или дыхательных аппаратов, снабженных запасом воздуха.
См. также Отравления, Углеводороды.
Источник: https://www.medical-enc.ru/12/metan.shtml
Гбо метан или пропан бутан что лучше ?
Чтобы воплотить в жизнь идею битопливного автомобиля, сейчас не обязательно обладать своим автозаводом. Установка в машине вспомогательной системы подачи альтернативного топлива — природного газа доступна для фактически каждого, достаточно желания и некоторых вложений, которые с лихвой окупятся.
Прочитав статью, можно более подробно узнать, как лучше перевести автомобиль на метан или пропан, да еще быстро возвратить затраченные на это деньги сниженным расходом топлива и большим ресурсом двигателя.
{toc]
Метан или пропан-бутан что лучше выбрать?
Выбор двух разных газовоздушных смесей
У двигателей внутреннего сгорания есть возможность применять вместо бензина или солярки две различные разновидности газового топлива: сжиженный углеводородный (он же нефтяной) газ или компримированный (сжиженный) природный газ. Первый представляет собой смесь, где пропан соединен с незначительным количеством бутана, а второй содержит простейший встречающийся в первозданном виде в природе углеводород — метан.
В чем разница между ними, и какой вариант газа выгоднее для автовладельца? Ответить на эти ключевые вопросы поначалу не так легко однозначно — чтобы говорить о предпочтительности пропана или метана, необходимо детально изучить структуру и принцип работы обоих видов газов.
Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
Читать далее >>
Оценив объективно преимущества и недостатки каждого варианта, уже можно будет остановиться на выборе одного из них, взвесить все «за» и «против» и сделать осознанный рациональный выбор.
Мнение, популярное в среде автовладельцев, активно использующих ГБО, о том, что смесь пропан-бутан в транспорте применять лучше метана, в свете современной практики звучит устаревшим.
Совершенствование технологий, подогретое постоянной жестокой конкуренцией на рынке энергетических ресурсов, продвигается с каждым днем, и в данный момент можно говорить о том, что по отношению к старым весомым недостаткам газобаллонное оборудование нивелировалось: оборудование под метан теперь ненамного тяжелее, чем под пропан, и баллоны стали поскромнее в плане размеров. Стоимость на комплектующие метановым ГО машины детали по-прежнему кусается — почти в два раза больше. Но нужно при этом помнить, что расходная сумма, потраченная на метановое ГБО, в ущерб пропановому отобьётся большей экономией и не помешает в итоге ездить, наслаждаясь всеми прелестями газа.
Повсеместная экономия
Сам по себе метан представляет собой сжатый под давлением природный газ.
Заправлять метан в автомобиль так дешево и просто — его нет нужды специально обрабатывать, превращая в горючее (чего не скажешь про тот же бензин).
Достаточно газовое сырье, добытое из шельфа, ужать компрессионной установкой до уровня разреженности в 210 Па, затем с газом проводят минимальные необходимые процедуры подготовки: высушивание, тонкую очистку от загрязнений и смешивание с одорантом.
Сам по себе метан запаха лишен полностью, поэтому, чтобы возможные утечки были легко обнаружены, в него добавляют маркер — этилмеркаптан, который и создает пресловутый «запах газа».
Закончив технические процедуры, сжатый метан охлаждают и наполняют им транспортировочные баллоны, которые и доставят уже полностью готовый топливный продукт к месту заправки в автомобиль.
Впечатляющее октановое число горючего превышает пропан и колеблется в диапазоне 108-120.
Метан значительно легче воздуха, и при нарушенной герметичности резервуара или магистрали испарения метана зависают облаком в воздухе.
Взрывоопасной считается концентрация метана в воздухе свыше 5 %, что вдвое превышает аналогичный показатель пропана.
Поэтому можно говорить о том, что метан чуть более опасный, чем пропан, хотя даже слабое содержание любого природного газа в салоне машины ничего хорошего здоровью находящихся в нем людей не принесет.
Расход смеси пропан-бутан выше в 1,15-1,20 раза потребления двигателем бензина, эквивалентный объем метана (метановые баллоны считается кубометрами) равен примерно 1, т. е. расход получается таким же. Цена же этого количества метана в 2,5 раза ниже стоимости аналогичного бензина марки А-95.
Кроме самого уменьшения расходов на плату за топливо, не меньшую пользу бюджету автовладельца установка метана приносит на расходных материалах, и не так часто приходится ремонтировать на автомобиле комплектующие.
Рассматривая основные виды углеводородного топлива (пропан-бутан, бензин, дизельное топливо) видно, что метан работает мягко и бережно с мотором и ходовой. Октановое число метана достигает 120, оно даже не сравнимо с бензином, вследствие чего газовое горючее лучше и плавнее сгорает, не детонируя.
Причем, нагар образуется в минимальных количествах — газ не содержит лишних и вредных химических и механических примесей.
Наглядно достоинства метана видны, когда автомобиль используется в городе (регулярные и резкие перепады нагрузок на двигатель ускоряют износ ходовой).
Установка метана позволяет в такой ситуации эффективно увеличить до 4 раз ресурс работы каталитического нейтрализатора и лямбда-зондов уровня кислорода, форсунок и редукторов и в 2-3 раза оттянуть момент необходимой замены расходников, например, свечей зажигания.
Сохранность машины кошелька и окружающей среды
Современное метановое оборудование снабжено впечатляющей разработкой вопросов безопасности и блокирует малейшую утечку газа.
Баллон обладает толстыми герметичным корпусом, способным постоянно выдерживать нагрузку в 200 и более атмосфер, препятствуя взрыву при даже масштабной аварии или наезде сзади.
По уровню экологичности автомобиль на метане успешно конкурирует даже с электромобилем — полное и чистое газовое сгорание без дополнительных примесей (типа тетраэтилсвинца в бензине) бережет не только комплектующие машины и кошелек, но и природу.
В соответствии с принятыми стандартами обеспечения безопасности, баллоны сжимают газ слабее, чем раньше, как следствие — подача газа в двигатель затормаживается, наблюдается и нарастание длительности прогорания сформированной редуктором газовоздушной горючей смеси.
Данный фактор устраняется настройкой угла опережения зажигания в контроллере ГБО или установкой дополнительных комплектующих — вариаторы угла опережения, которые не только снимут проблему перегрева мотора из-за продолжительного сгорания метана, но и добавят мощности двигателю и снизят расход топлива в среднем на 2-8%.
Громоздкие массивные топливные баллоны по-прежнему остаются самым серьезным недостатком на метановое оборудование, что в сочетании с острым дефицитом специализированных заправочных станций (даже в Москве и области на 50 мест, где можно залить пропан, приходится 1 метановая заправка) превращают нормальную эксплуатацию подобного типа оборудования в сплошные затруднения.
Пропан больше напоминает бензин по способу хранения и содержится в незначительно сконденсированном состоянии под давлением около 7 бар, которое удерживают баллоны.
Октановое число превышает 100, и пропан также равномерно распределяется в цилиндрах и сгорает без нагара.
Для его хранения поможет установка емкостей поменьше и полегче, которых тем не менее достаточно для преодоления отрезка пути вплоть до 1200 км одним махом (зависит от комплектации конкретного ГБО).
Само топливо несколько дороже метана, но все равно вдвое дешевле, чем бензин.
Изучая свойства обеих разновидностей, приходишь поневоле к выводу, что пропан по всем показателям оптимален для заправки легковых автомобилей — облегченные баллоны, доступная финансово газовая комплектация окупится быстрее при небольших городских пробегах на малолитражке. В грузовике же недостатки метана чувствоваться не будут — баллоны на сотню-другую килограммов для рейсовой фуры серьезной роли не играют, а недешевое газовое ГБО при постоянном использовании окупится за пару месяцев активного пробега.
Второе питание
Переключение производится нажатием одной кнопки — после модернизации автомобиля на рабочей панели появится соответствующее оборудование: переключатель и показатель датчика расхода альтернативного горючего. У контроллера современного ГБО для инжекторных двигателей есть функция довпрыска бензина на высоких оборотах и перевода автоматическим способом подачи при недостаточном заполнении баллона.
Метановое оборудование всегда негативно выделялось повышенной стоимостью — это связано с необходимостью использовать высокотехнологичные средства контроля и управления и более толстостенные резервуары хранения.
Тем не менее, спрос на метан и соответствующая инфраструктура (заправочные станции, специализированные автосервисы, магазины запчастей и расходников) неуклонно растет с каждым годом.
Через 40 тысяч километров (усредненные данные) происходит компенсация затрат на комплектующие ГБО, все дальнейшие километры несут вожделенную и ощутимую экономию средств на горючем.
Источник: https://GboTeh.ru/vse-o-gbo/gbo-metan.html
Эксплуатация автомобиля на метане
Стандартная комплектация автомобилей предусматривает работу двигателей на бензиновом топливе.
Однако в силу постоянного роста цены на бензин многие автомобилисты принимают решение о переоборудовании своего железного друга и устанавливают ГБО.
Газобаллонное оборудование делится на два вида: первое работает на пропане, второе – на метане. О последнем и пойдет речь в данной статье.
Правила эксплуатации автомобиля с метановым оборудованием
- газовая аппаратура отличается герметичностью. При появлении характерного запаха нужно срочно обратиться в центр обслуживания ГБО;
- освидетельствование баллонов нужно проводить в строго установленные сроки. Нельзя эксплуатировать автомобиль с просроченным осмотром ГБО.
Владельцы автомобилей, которые установили ГБО метан, должны также учитывать, что газовое оборудование функционирует под избыточным давлением, которое составляем 25 МПа. Это значит, что во время езды, заправки и обслуживания транспортного средства нужно строго соблюдать требования безопасности.
Гбо метан: особенности установки
В плане расхода, метан, безусловно, является выгоднее и экономичнее. К примеру, если автомобиль на 100 км в среднем потребляет 10 литров бензина, то расход пропана будет 11-11,5 литров. Что касается потребления метана, то его на 100 км понадобится 8-8,5 л, поэтому экономия очевидна.
Кроме того, метановые баллоны отличаются высокой прочностью. Они выдерживают давление в 3 раза большее, чем рабочее. Высокий показатель прочности является несомненным преимуществом и обеспечивает безопасность во время эксплуатации ГБО на метане.
Что касается заправки, то метановый баллон можно заполнять топливом до упора, в отличие от пропанового, который разрешено заправлять не более чем на 80%.
Особенностью метановых установок является большой вес баллонов. Чаще всего в качестве ГБО устанавливаются баллоны средних размеров, рассчитанные на 13-14 литров метана. Их вес составляет 60-62 кг, водители должны иметь в виду, что объем таких баллонов недостаточен для дальних путешествий.
Но, даже если и проехать несколько километров на бензине до ближайшей заправки с метановым топливом, то в силу низкой стоимости метана, экономия будет очевидной. Немаловажен и тот факт, что существует не так много заправок с метаном, как хотелось бы.
Водители также должны учитывать этот момент, планируя свой маршрут.
Стоимость баллона для метана относительно высокая, поэтому его покупают автомобилисты, которым часто используют свое транспортное средства и в силу дешевизны метана рассчитывают на то, что метановая установка быстро себя окупит, после чего пойдет чистая экономия.
ГБО: так ли это опасно?
Многие автомобилисты не решаются перейти на экономный вид топлива по причине повышенной опасности эксплуатации авто на ГБО. На самом деле это утверждение является скорее мифом, чем объективной реальностью.
В данной статье перечислены общие требования эксплуатации ГБО на метане, которых нужно придерживаться в обязательном порядке.
Кроме того, устанавливать ГБО нужно только в компаниях, которые специализируются на переоборудовании машин и предоставляют гарантию на все виды работ.
Компания «Газ на авто» гарантирует установку высококачественного оборудования в Симферополе и обеспечивает его безопасность. В случае соблюдения техники безопасности во время эксплуатации автомобиля с ГБО на метане нет никакой угрозы ни для водителя транспортного средства, ни для пассажиров.
Источник: https://gbo82.ru/2016/05/26/metan/
Какой газ лучше заправлять в авто, метан или пропан
Начиная с середины XX века, все большее распространение в двигательных системах тяжелого и легкового транспорта начинают получать установки, работающие на углеводородных газах.
К концу столетия и в начале XXI века такие установки становятся почти повсеместными и начинают активно внедряться на производстве крупными заводами не только для автобусов и грузовых автомобилей, но также и собственных линеек легковых авто, особенно внедорожников и минивенов, а также различных малогабаритных гибридных моделей.
Причина использования природного газа достаточно проста – он более экологичен и более дешев в использовании в сравнении с бензином. Изначально основанием для использования газовых установок была именно защита экологии, с увеличением стоимости нефти и сообразного роста цен на бензин, более остро встал и финансовый фактор использования газовых ГБО.
Выбор газа как такового понятен, но возникает вопрос, что лучше – пропан или метан. Дать однозначный ответ – погрешить против истины, но для осознанного решения необходимо знать полезные характеристики обоих «претендентов».
Пропан
Пропан относится к классу алканов и является органическим веществом, которое выделяется при крекинге (процессе переработки) нефтепродуктов, также он может выделяться из природного газа.
Для целей создания топливной смеси пропан смешивается с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии он помещается в баллоны под давлением в 10-15 атмосфер.
Пропан – углеводородный газ, он тяжелее воздуха и взрывоопасен при содержании в окружающей среде в количестве 2,1 и выше процентов.
Пропан представляет собой, в промышленном отношении продукт разделения нефтяного или «жирного» природного газа – то есть обладает достаточно высоким содержанием примесей, масел, сопутствующих веществ, нуждается в качественной очистке и фильтрации. Кроме того, согласно известным исследованиям при достаточной концентрации пропан может оказывать наркотическое воздействие на человеческий организм. Увидеть пропан в быту можно в обычной газовой зажигалке.
Метан
Метан относится к категории простейших углеводородов, он существенно легче воздуха и почти не растворяется в воде. Метан находится в обширных подземных месторождениях, где добывается фактически в чистом виде, а затем проходит процедуру фильтрации, дополнения одорантами для запаха.
Для использования в качестве топлива метан сжимается до 200-250 атмосфер, содержится в баллоне повышенной прочности и обычно достаточно высокого веса.
Взрывоопасность метана наступает при концентрации выше 4,4 процентов в воздухе, при этом он легко уносится воздушными потоками и может накапливаться только в замкнутых помещениях.
Основное удобство метана – его невысокая цена. Кроме того метан является самым чистым газом из всех, доступных для использования в топливных целях, он почти не содержит примесей и нуждается лишь в самой примитивной очистке.
При этом для метана, с учетом специфики его использования, требуется достаточно дорогая установка. Данный газ, как и пропан, обладает наркотическим влиянием на человеческий организм, но незначительным, ввиду разреженного нахождения в воздухе.
Увидеть метан в быту можно при использовании любой бытовой газовой плиты.
Сравнение метана и пропана
Общие преимущества газов в топливе
Оба газа имеют общие преимущества относительно бензина, что позволяет год от года расширять их применение в двигательных установках.
- Более низкая цена относительно бензина;
- Экологическая безопасность, меньшее влияние на здоровье человека;
- Увеличение срока езды без заправки за счет большего объема топлива, которое можно запасти;
- В комплексе замедление износа деталей автомобиля, особенно при использовании изначально приспособленного двигателя.
Общие недостатки газов в топливе
Существует также несколько оснований, по которым бензин все еще сохраняет лидирующее положение как автомобильное топливо.
- Меньшая доступность газов для потребителя (количество заправок, а также центров обслуживания автомобилей с газовыми установками);
- Падение мощности автомобиля при использовании газового топлива;
- Повышенный износ некоторых особо чувствительных участков двигателя (например, клапанов) с учетом специфики «сухого горения» газового топлива.
Основные различия метана и пропана
Метан и пропан существенно отличаются друг от друга как по специфике хранения, так и по специфике использования в качестве топлива, каждый имеет свои преимущества и недостатки.
- По ГБО – дополнение двигателя автомобиля пропановой установкой существенно (до 70%) дешевле, чем установка метанового ГБО;
- По стоимости – в перспективе, после того, как окупится установка ГБО, метан дает высокую экономию средств на топливо относительно пропана;
- Снижение мощности – пропан, относительно бензина, дает незначительное снижение мощности до 3-5% двигателя, и то при развитии скорости выше 140 километров в час. Метан «ослабляет машину» до 20%. Но стоит учитывать, что данное обстоятельство было почти нивелировано в современных специализированных установках;
- Экологическая чистота – пропан имеет примеси и не считается полностью безопасным для человека и экологии. Метан – самое чистое топливо на планете, по своей безопасности превосходящий электрические двигатели и солнечные батареи, находящийся на одном уровне со спиртовыми установками;
- Вес баллонов и объем топлива – пропан, сжимаемый под невысоким давлением вместе со своим резервуаром, весит в несколько раз легче, чем баллон сжатого метана. При этом пропана можно запасти на путь втрое более долгий, чем метана;
- Взрывоопасность – метан вдвое менее взрывоопасен, чем пропан, а с учетом рассеивания считается максимально безопасным относительно почти всех других видов топлива. Стоит также отметить, что баллоны метана при аварии повреждаются и деформируются существенно меньше, чем баллоны пропана. Таким образом, доставка пропана становится в перспективе более опасной;
- Доступность заправок – метановые заправки являются редкостью, их приходится специально искать, заправки с пропаном почти также часты, как бензиновые. При этом оборудование для сжимания, очистки и заправки метана существенно менее сложное, чем пропановое.
Таблица преимуществ и недостатков пропана и метана
Заправка газом может быть удобней, экономичней и функциональней, чем использование бензина, а окончательно определиться в выборе удобного газа можно при помощи следующей таблицы.
Стоимость ГБО | Низкая | Высокая |
Относительно дешевле бензина | 1,8-2 раза | В 3 раза дешевле |
Расход относительно бензина (на 10 литров) | 11-11,5 литров | 8-8,5 кубов |
Вес среднего баллона | 20-30 кг | 60-125 кг |
Запас топлива на средний комплект (километров хода) | 600-1000 км | 250-350 км |
Взрывоопасная концентрация в воздухе | 2,1% | 4,4% |
Вредное влияние на детали двигателя | высокое | низкое |
Сжатие в баллоне | 10-15 атмосфер | 200-250 атмосфер |
Экологическая безопасность | Высокая | Полная |
Падение мощности двигателя относительно бензина | 5% | 20-30% |
Октановое число | 100 | 110 |
Доступность заправок | Почти равно бензиновым | По 1-2 на крупный город |
Вывод
Конечный выбор остается за автомобилистом – метан безопасней и дешевле, но дороже по установке и эксплуатации, пропан более распространен, дешевле по установке, баллоны меньше весят, но он взрывоопасен и более вреден. В любом случае – газовая заправка на АГЗС остается удобной и перспективной альтернативой заправки бензином, при этом она более функциональна, чем езда на электричестве или спирте.
Источник: https://propan24.ru/articles/kakoj-gaz-luchshe-zapravlyat-v-avto-propan-ili-metan